0
728

11.03.2014 16:00:00

Картонные герои в Чехии


Ива Воланкова. «У Станды проблема и т.д.». Режиссёр Карел Крал, сценография и куклы: Зузана Петракова. Театр «Дивадло в Длоуге», премьера 12.01.06.

Идёт 2006 год, в Италии после выборов всё ещё пересчитывают голоса. Кто победил с минимальным отрывом: Проди или Берлускони? Кто из них будет править? Или они будут управлять страной вместе, в рамках большой коалиции? «Профессор и клоун. Ну и правительство бы получилось!» — гласят газетные заголовки. И вот мы уже в театре. Ведь эта парочка — профессор Проди и клоун Берлускони — в Италии является классической, восходящей к комедии дель арте: Дотторе и Арлекино. Напрашивается и некая параллель в Чехии 2006 года: президент Вацлав Клаус и премьер-министр Иржи Пароубек. 

Именно такие параллели мы находим и в пьесе — политической пародии? сатире? паноптикуме? — Ивы Клестиловой (Воланковой): её часть играется на сцене театра «Дивадло в Длоуге» под названием «У Станды проблема и т.д.», полная версия пьесы идёт в театре «Рококо» под пышным названием «Моя родина». 

Однако принципиальное отличие этих двух постановок не в длительности, а в чём-то более существенном. В театре «Дивадло в Длоуге» играют простые, «неживые» плоские куклы, вырезанные из картона, которыми с помощью шеста управляет зачастую даже не скрытый от глаз зрителя кукловод, а в «Рококо» — живые актёры. Таким образом, в одном городе сосуществуют две постановки одного и того же текста, но на двух разных театральных «языках». 

Что это за текст?

Раз уж почти вся без исключений современная политика опустилась до уровня скандалов и афер, автор пишет именно о них, в частности об истории недавнего премьер-министра и восходящей звезды Партии социал-демократов (ЧПСД) Станислава Гросса, не сумевшего объяснить, откуда он взял деньги на квартиру, в результате чего его политическая карьера была окончена. Вдобавок автор затрагивает и другие громкие дела, которые в настоящий момент обсуждают в СМИ и о которых бесконечно судачат за кружкой пива. Авторский комментарий присутствует в сценических ремарках, которые звучат со сцены в обоих спектаклях, а также, конечно, скрывается и за слегка стилизованным языком политических речей персонажей: по сути дела, это оригинальные тексты, однако автор тонко, но отчётливо акцентирует их идиотизм. Отличным примером может послужить монолог «шизофренического» Мирослава Калоусека (одного из немногих политиков, которые были «наверху» в 2006 году и остаются там до сих пор), который, раздвоившись, ведёт диалог с самим собой, при этом чередуя первое лицо с третьим так, словно сам с собой идентифицируется, чтобы в следующую секунду от себя же самого дистанцироваться. Так, как если бы Калоусек входил в роль Калоусека «по Станиславскому», а потом выходил бы из Калоусека «по Брехту», а переходя на третье лицо, к тому же оценивал и комментировал бы самого себя, первого и второго Калоусеков. 

Такая форма текста оказывает значительное влияние и даже определяет способ постановки пьесы. И этот способ, казалось бы, больше подходит «мёртвым» куклам, чем живым актёрам.  Ведь картонная кукла — это знак (пускай и прозрачный, «наглядный» — на каждую из кукол наклеена фотография политика, которого она «представляет»). Таким образом, мы, зрители в зале, сразу же узнаём, о ком идет речь, и поэтому можем полностью сосредоточиться на тексте. Например, «шизофреническую» полемику Мирослава Калоусека с Мирославом Калоусеком кукла сыграет просто, очевидно и остроумно.  Достаточно того, что одну реплику (от лица Калоусека № 1) она произносит, повернувшись к нам лицевой стороной, а другую реплику (в роли Калоусека № 2) — обратной стороной. В первом случае мы видим ту сторону картонной фигуры, на которую наклеена фотография политика, а в другом — лишь заклеенную и испачканную картонную изнанку. Эта демонстрация двуличности и шизофрении по-детски проста и наивна. Но с театральной точки зрения она эффективно передаёт смысл и её значение очевидно. В простоте этого приёма заключаются остроумие и красота. 

2.jpg
Ива Клестилова. «Моя родина». Режиссёры Томас
Зелински и Томаш Свобода, художник Ярослав
Бёниш, заведующие литературной частью Валерие
Шульцова и Владимир Чепек. Театр «Рококо»,
премьера 04.02.06.

Живые актёры стараются как можно точнее подражать персонажу, которого они играют (ведь это фигура реально существующего и общеизвестного политика) и одновременно спародировать его. Они «играют» скорее имитацию, чем сущность. Единственным — и гениальным — исключением является Богумил Клепл, который «играет» Иржи Пароубека и двух его предшественников на посту главы партии социальных демократов и на посту премьер-министра, Владимира Шпидлу и Милоша Земана. Для каждого из них он нашёл характерную деталь, которая изредка (действительно, лишь изредка, но зато точно и ярко) «играет», а в остальном он остаётся Богумилом Клеплом, который, словно подмигивая, комментирует реплики своего персонажа. Богумил Клепл «нащупал» стиль текста и суть скрытого в нём юмора. 

Современный чешский политический паноптикум, бесспорно, присутствует в пьесе. Для того чтобы насладиться им, мы должны быть, что называется,  информированными. Зритель должен знать контекст и невероятно гротесковую политическую реальность, царящую в Чехии. Иностранец (даже если он и говорит по-чешски) на таком спектакле — неважно, кукольном или драматическом — был бы полностью дезориентирован, как Наташа Ростова в опере, поскольку, хотя текст и основан на документальном материале, ни один, ни другой спектакль документальным театром не является. Иностранец, должно быть, посчитал бы, что это вымысел. И только мы — информированная публика — знаем, что это не так. 


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1379
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3603
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2037
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2315

Другие новости