0
767

11.03.2014 15:48:00

Вспышка истины — быстрее, чем жизнь


Мюррей Абрахам — американский актёр, за роль Сальери в фильме Милоша Формана «Амадей» получил «Золотой глобус» и «Оскар», снимался в фильмах «Имя розы», «Вся президентская рать», «Невиновный», «Дети революции» (роль Сталина) и многих др. Фото GETTY images

— Как вы впервые встретились с Системой Станиславского, как она называется в Северной Америке, и как изменилось значение Системы для вас лично за эти годы?

Роберт Фоллс. Когда мне было 18 лет и я учился в Университете Иллинойса, то на первом же уроке по актёрскому мастерству мне вручили сразу две книги — в одну руку книгу Станиславского «Работа актера над собой» (The actor prepares), а в другую — книгу Питера Брука. Ну, а если бы у меня была третья рука, то там оказалась бы книга Джозефа Чайкина об Открытом театре. Это все происходило в самом конце 60-х — начале 70-х.

Мюррей Абрахам. Неплохая  школа у тебя была…

8.jpg
Роберт Фоллс — американский режиссёр, с 1986 года
руководит легендарным чикагским театром «Гудман»
(открыт в 1925 году). Так же долго когда-то театр
возглавлял Морис Гнесин, учившийся в России.
А помогал ему актёр еврейского театра «Габима»
и ученик Евгения Вахтангова Давид Иткин.
Фото ИТАР-ТАСС

Роберт Фоллс. Звучит-то, конечно, неплохо, но я был в совершеннейшем замешательстве, поскольку в университете никто нам относительно Метода ничего не разъяснял и на практике не преподавал, предоставив изучение этих книг на усмотрение самих студентов. И надо сказать, я всё прочитал, но мало что понял. Я только к середине книги догадался, что она построена в форме вымышленного диалога Станиславского и его учителя Торцова, а я думал, что это какое-то документальное повествование. А так, честно говоря, я тогда плохо понял, что к чему. Не хочу затягивать свой рассказ, но только в последние 5 лет, когда я прочёл книги Станиславского в новых переводах Жана Бенедетти, и «Моя жизнь в искусстве», и сводный том других книг — «Работа актёра над собой» и «Работа над ролью», я могу с уверенностью сказать, что действительно открыл для себя Станиславского. Впечатление от этого чтения можно сравнить с тем, как если бы вы расчистили на потолке слой пыли и грязи и увидели Сикстинскую капеллу. Для меня это чтение стало настоящим откровением после 35 лет театральной карьеры. Я заново осознал и попытался вникнуть в идеи и практику Станиславского, вглядеться в истоки его Метода, что он стремился сказать и чего добиться.

— Есть устоявшееся мнение, что в Америке имя Станиславского и его Система настолько признаны, что именно в Америке он известен даже больше, чем в Европе, и этому способствовали целый ряд обстоятельств, в том числе и то, что благодаря Михаилу Чехову в 30-е годы его метод прочно укоренился в американской театральной школе… Это так?

Роберт Фоллс.  Это так, и в то же время — не совсем. С одной стороны, вся школа актёрского мастерства в Америке выросла из Системы Станиславского.  Называйте это реализмом, натурализмом или как угодно ещё. И прежде всего влияние Системы Станиславского испытала на себе американская киношкола. Это влияние было наиболее заметно в конце 30-х годов, и затем в 50-е годы оно достигло своего апогея. Именно тогда в Америке Система Станиславского была интерпретирована и трансформирована такими людьми, как Ли Стасберг, Стелла Адлер, в то, что сегодня известно как Метод. Как страна и как нация мы получили в наследство режиссёрский стиль и опыт Элиа Казана и актёрскую игру Марлона Брандо, которые навсегда изменили восприятие и воззрения американцев на природу актёрской игры. 

— Хорошо. А насколько глубоко Система Станиславского прослеживается у современных актёров?

Мюррей Абрахам. Вот-вот, в этом-то и проблема — насколько глубоко? Для многих современных актёров Станиславский — это в большей степени имя и стиль, не думаю, что многие из них по-настоящему изучали Систему Станиславского и читали его книги, написанные так давно. Многие актёры следуют Системе в силу какой-то подсознательной имитации или даже можно сказать — в форме некой подсознательной мимикрии. Ну да, многие знают названия  книг, но не более того. Большинство вообще далеки от истории и первоисточника и принимают Систему как нечто само собой разумеющееся. И вряд ли задумываются над тем, через что прошёл Станиславский, прежде чем его Система появилась, как долго и с каким  упорством он изучал законы сцены и какое множество техник он опробовал, что-то заимствовал, а затем отвергал как неподходящее для него, – всё это было. Пробовал, отказывался, искал новое. Ну, например, известно, что один из театральных сезонов он полностью провёл с французским театром, изучая, что он мог взять из французской школы игры. Думаю, что, будь у него возможность поработать в Италии, он непременно сделал бы то же самое. Только подумайте, какая это громадная работа! Поэтому я не думаю, что сегодня можно говорить о глубине. Да, название Метод, которым в Америке называют Систему Станиславского, мы слышим повсюду, но, по мне-то, это очень далеко от оригинала. Когда я даю мастер-классы — а время от времени я это делаю, хотя можно сказать, преподаю для собственного удовольствия, — я сам много черпаю в процессе преподавания, и  пытаюсь учить примерно тому же, к чему призывал Станиславский. Важно вот что. Иногда  меня спрашивают: как можно учить актёрскому мастерству? А я всегда отвечаю: «Я вовсе не учу вас актёрской игре, а учу вас, как найти себя посредством игры. Я учу вас искать правду в себе». И это именно то, что Станиславский пытался проповедовать в своей Системе. И это — главное, зачем нужны были все эти практики, все приёмы, всё упорство. А Станиславский обладал невероятной работоспособностью и был абсолютно предан своему делу, что очевидно из его книг. Люди часто не понимают, что все практики и методики в конечном счёте сходятся в нас самих, потому что, сколько бы ни говорили об истине или некой абсолютной правде, ясно, что она не существует сама по себе где-то, а только внутри нас. И трюк, мастерство актёра в этом и состоит. Я абсолютно убеждён, что правда существует только в искусстве, и в особенности это верно для театра, где истина вспыхивает буквально на мгновения. Эта вспышка истины подчас даже быстрее, чем мысль. И именно она вызывает глубокое чувство, лучше всего выраженное русским словом «правда». И обнаруживает актёр это чувство правды именно в присутствии зрителя. Я хочу подчеркнуть, что аудитория в этой ситуации абсолютно необходима, что сильно отличается от репетиции. И главное отличие от репетиции состоит в том, что зритель сегодняшний, причём самый простой и неискушённый, приходит в театр за тем же, зачем в древние времена люди собирались в пещерах, где создавались наскальные росписи и 10, и 20, и 40 тысяч лет назад. Эти удивительные наскальные росписи, выглядящие столь современно, создавались людьми, которые каждый день боролись за выживание, убивали животных, чтобы прокормиться, обеспечить себя, и при всём при этом зачем-то им надо было заниматься искусством! Вы только подумайте, что значило в те времена расписать стены в пещере — надо было для начала осветить её. А причина, почему они занимались искусством, состоит всё в том же — они тоже искали истину. И этот поиск истины, обоснования самого факта существования заставляло их делать это. И театр важен  именно потому, что он подтверждает существование этой высшей правды — мы видим её в те мгновения, когда актёр вбирает в себя энергию зала, и только тогда правда становится возможной. Актёр и есть тот инструмент, через который приходит правда. Её можно обнаружить, но даже не стоит пытаться её подделать. Удача на этом пути — всегда индивидуальный, всегда глубоко личный процесс. Это и есть то, что делает актёрскую  игру бесценной, и когда я нахожу эту правду в себе как актёр, вы находите её как зритель. 

Роберт Фоллс. Именно благодаря Станиславскому мы теперь знаем, через какие фазы проходит актёр в процессе работы над ролью с тем, чтобы прийти к некой личной интерпретации, позволяющей соединить роль с личностью актёра и ее особенностями. И именно этого добился Станиславский, сумев соединить внутреннее пространство актёра —  причём в этом процессе задействуется всё, что актёр испытал, его личностные качества и его мировоззрение — и работу воображения, что и даёт возможность стать на сцене кем-то ещё.  

Мюррей Абрахам. Кстати, почему-то о воображении не так часто вспоминают… 

Роберт Фоллс. Согласен, такое выпадение некоторых важных элементов системы произошло за долгие годы, и это, кстати, то, о чём мы сейчас и говорим. С моей точки зрения, в Америке молодое поколение актёров в процессе работы нечасто работают с воображением…

Мюррей Абрахам.  Мне не раз приходилось слышать фразы: «Я бы так не сыграл, я бы так не смог», — на что я всегда отвечаю: «Почему ты уверен, что не получится? Используй воображение!» Во всяком случае, такой ответ у меня инстинктивно получается. А как ты себе объясняешь отсутствие воображения в их актёрской работе? Это что, лень?

Роберт Фоллс. В какой-то степени лень и инерция, но в значительной степени это ещё и такая зацикленность на себе. Только и слышно — я, я, я.  Ну на эту тему тоже можно долго говорить, но признаюсь, что в работе со своими студентами я часто сталкиваюсь с тем, что они не против приобрести такой готовый «пропуск» в Систему Станиславского, такой автоматический вход в то, над чем мастер работал всю жизнь. Известно, что он годами наблюдал французских актёров и итальянских, а, к примеру, два года у него заняло понять, как лучше актёру на сцене расслабляться. Подумайте, ведь это кажется так просто — как стоять на сцене, но не в напряжении. А на это ушло два года! А потом — речь. Что нужно, чтобы была свободная речь? Ведь это тоже были годы работы. И у молодых актёров создается впечатление, что поскольку они теперь так много видят актёрской игры — в кино, в театре, то они считают, что, просто наблюдая актёрскую игру, они как бы уже причастны Методу, о котором мы говорим. На самом деле это не так. Есть еще необходимость овладения азами мастерства, ремесла, если хотите, и миновать это невозможно. Невозможно просто сесть за фортепьяно и начать играть — это долгий процесс обучения. Так и с актёрской игрой.

— Кроме общеизвестной фразы Станисловского «Не верю!» известно еще огромное количество цитат и афоризмов. Какие из них живут с вами каждый день?

Мюррей Абрахам.  Я точно знаю, какие слова всегда со мной. Смысл их заключается в том, чтобы не следовать слепо, чему он учил,  но использовать для того, чтобы найти свой путь.   

Роберт Фоллс. Ещё трудно не согласиться с фразой, что нужно любить искусство в себе, а не себя в искусстве. 

Мюррей Абрахам. По мне, важно ещё в искусстве помнить и о том, что оно приносит много радости. 


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2196
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4952
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2719
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
3132

Другие новости