0
1077

11.03.2014 17:34:00

Театр.doc рождён Станиславским


Фото Виктории Виатрис

«Новая драма» и Система Станиславского, конечно, соприкасаются. И Система Станиславского, и МХТ родились из кризиса театра и кризиса драматургии. Нынешняя ситуация с «новой драмой» развивалась абсолютно по той же схеме. Кризис театра мы наблюдали в конце XX века; начался XXI век — пошло движение. Даже точная дата есть – 2002 год. Тогда в рамках офф-программы «Золотой маски» прошёл первый фестиваль «Новая драма». Фестиваль существовал ещё лет 8–10, пока мы не перессорились — не с «Золотой маской», а с другими организаторами нашего фестиваля. Я считал, что нужно быть твёрдыми и последовательными, искать новые пути, другие считали, что «новую драму»  можно поставить на коммерческие рельсы и сделать своеобразным Бродвеем. Я же считал и считаю, что надо оставаться своеобразным офф-Бродвеем, потому что там интереснее, лабораторнее и для театра продуктивнее.

«Новую драму» приняли не сразу, называли «московскими забавами». Первый фестиваль носил скорее учебно-информационный характер. Мы предлагали посмотреть, что делается вокруг нас, в мире. За «новой драмой» закрепилось мнение, что тексты этого направления шокируют, с удовольствием шокируют. Когда мы показали знаменитую пьесу Ива Энцлера «Монологи вагины», то для московской публики это был действительно шок. А когда эту пьесу поставили в целомудренном Санкт-Петербурге, то в афише название изменили на «Монологи V». Но в целом мы свою задачу выполнили – произвести шок, расшатать устои, показать, какие пути развития театр может выбирать. Результаты не заставили себя ждать: появился «Кислород» Ивана Вырыпаева, «Пластилин» Василия Сигарева в постановке Кирилла Серебренникова мой, «Облом-off».

Замечу, что сейчас практически в каждом провинциальном городе это направление развивается, особенно в Сибири, которая практически вся под «новой драмой», в отличие от Москвы, где очень импозантно иметь установку «сохранять традицию», которая на деле давно забыта. Театры в провинциальных городах — более дерзкие, там осознают, что надо идти вперед. 

Самая главная задача «новой драмы» заключалась в том, чтобы вернуть на сцену правду жизни, собственно говоря, этим в своё время и были озабочены Станиславский и Немирович-Данченко. Другое дело, что правда жизни резко изменилась и знатоки Станиславского часто отказывались её узнавать. 

Важный раздел в Системе и самый главный для меня — этика. Станиславский поставил вопрос: как и чем оправдать ситуацию, когда на сцену выходят взрослые мужчины или женщины, накрашенные и кривляются? Это ещё Толстой очень иронично описывал в «Войне и мире». Станиславский нашёл оправдание, сформулировав понятие сверхзадачи: вот эта правда, разговор о важном, сегодняшнем. «Новая драма» озабочена тем же самым: этика по отношению к реальности. Обычный театр сегодня немножко превратился в балет, это такой Петипа. Театр оперирует хорошо выработанными условными приемами горя, счастья, радости. На всё есть восемь позиций, которые надо хорошо и технично исполнить, актёры их знают и жонглируют ими. Мы разговариваем с вами сейчас в здании Драматического театра имени Станиславского, который до сих пор в течение многих последних лет имел очень малое отношение к Станиславскому. И разговариваем о Станиславском. Я привёл этот пример, чтобы продемонстрировать отсутствие содержательной связи между названием и сущностью. Многие театры и актёры так и живут: они на репетициях используют терминологию Системы Станиславского, божатся его именем, а работают по принципу антрепризы XIX века, с враньем, кривляньем и так далее.

Ранний МХТ совершил революцию в головах. До того актриса была не то полушлюха, не то полудива, а стала вдруг, с первым поколением актёров МХТ, интеллигентной женщиной. А актёры МХТ — это были интеллигентные мужчины, а не малопонятные персонажи с противным голосом, пьяные, но со всем тем — очень эффектные.

Нынешняя «новая драма» существует в России 11–12 лет, все эти годы меняетя, неизменное её качество – конфликтность, «новая драма» не боится этой конфликтности и не считает нужным дружить со всеми, с кем принято дружить в лояльном театральном сообществе. Сейчас, например, идеологи постдраматического театра двинулись навстречу «новой драме», а первым «новую драму» подхватило молодое русское кино, молодые режиссёры: Хлебников, Хомерики, Германика, Попогребский... 

Актёры «новой драмы» — другие, это не актёры «не будем называть какого» театра. Они понимают, что самое главное в их работе — актёр как человек, а не как профессионал. Он должен быть профессионалом, но личность всегда интереснее ремесленника и профессионала. Поэтому у каждого актёра обязательно есть свое отношение к тому, что им делается, он всегда использует личный опыт. Классических актёров, на мой взгляд, не особо учат использовать себя. Грим и костюм — хорошая ширма, за которой можно существовать инкогнито, ни разу не проявив свою индивидуальность. Это целая школа прошлого и позапрошлого веков, которая воспитала блестящих актёров, но «новой драме» нужна другая эстетика. Никому сейчас не интересен изощрённый актёр. Гораздо интереснее личность, которая может уметь чуть меньше технически, но быть ярче и интереснее человечески. Эти актёры текстоцентричны, хорошо чувствуют слово, его не забалтывают и не пробалтывают вопреки классической актёрской школе, которая учит, что текст — это всего лишь средство. То есть сегодня изменилась поведенческая стратегия актёра — так же, как и у Станиславского.

«Я в предлагаемых обстоятельствах» — это важнейшая установка, которой «новая драма» активно пользуется. Но — именно ты, а не Вася, которого играет актёр. Часто, когда во время репетиций мы заходим в тупик, я отменяю имена героев, и актёры начинают называть друг друга по имени. В мексиканской пьесе «Аляска» имена соответствующие — Мигель и тому подобные. Я отменил все эти имена, и на сцене остались Паша, Володя, Ира. И это резко изменило ситуацию, потому что реакция у актёров появилась другая: это – я! я – в предлагаемых обстоятельствах. Станиславский приходил к термину «я есмь». Так вот это «я есть» и есть «новая драма».

Критики не раз писали, что документальный театр — это всё британский метод, завезённый в Россию лондонским театром Royal Court. Я был у них на стажировке, и они как раз утверждают, что документальный театр придуман Станиславским. Спектакль «На дне» ставился как раз при помощи такого метода, когда Гиляровский водил артистов по Хитровке и  знакомил с реальными прототипами и персонажами. Когда ставили «Власть тьмы», привезли из Тульской области крестьянку, она репетировала Матрёну. Но её не выпустили на премьеру, потому что она непроизвольно (хотя и знала, что так нельзя на сцене) ругалась матом, а в XIX и в начале ХХ века это было непреодолимое препятствие. Представляете, какое влияние на профессиональную актрису оказывает такая дублёрша? Ведь и задачи техники вербатим не сводятся к записи интервью. Надо ещё и встретиться с человеком, посмотреть, как он говорит, как смотрит, как заикается, как ругается, как молчит. И актёры это всё «снимают» как партитуру для роли.

Ну, и, конечно, важное направление в структуре взглядов Станиславского на театр — социальный и  политический театр, который сейчас очень моден. Написал Ибсен жутко революционную пьесу «Доктор Штокман», и тут же Станиславский за неё взялся. То же важно и в «новой драме».

Станиславский, конечно, был  дядька наивный, позитивист. Считал, что всему можно научиться, всё можно усвоить, поэтому и придумал Систему. Рождённые в XIX веке, они ещё жили в декартовской системе координат, верили, что разум правит миром. Для меня вопрос «Почему один актёр хороший, а другой плохой?» – иррациональный. У одного все данные есть, а прорыва нет. А второй — тупица и скотина, не личность вообще, а актёр хороший. Станиславский не очень в это верил, хотя читал Ницше, был знаком с венской школой психоанализа, с антропософией Штайнера, использовал в Системе буддистские практики (только когда при советской власти вышли его книги, это за ненадобностью отмели). Он всё время шёл  в сторону иррационального, а осталась только ужасная идея, что всему можно научиться. Он говорил: моя Система – не для гениев, она для средних актёров, чтобы они могли быть лучше. Эта идея очень наивная. Зачем средние актёры? 

Будущее «новой драмы» мне видится печальным. Станиславский ведь был учителем, а наказание учителя — его ученики. Я прекрасно это понимаю, так как сам преподаю. Ученики К.С. — его могильщики и гробовщики. Они так перескажут тебя, что ты просто вздрогнешь на том свете. Может быть, подобное произойдёт и с «новой драмой». Ведь Ибсен, Гауптман – это «новая драма», которая была до нас. Чехов вышел из «новой драмы», которая очень ярко выступила, пошла, как волна, вширь, принесла плоды и стихла. 


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1580
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4026
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2230
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2507

Другие новости