0
2036
Газета Интернет-версия

26.12.2006 00:00:00

Курсовая разница

Сергей Гуриев

Об авторе: Сергей Гуриев - ректор Российской экономической школы.

Тэги: экономика, путин, предложение, спрос


экономика, путин, предложение, спрос Многого можно добиться при помощи конкурентной политики и развития финансовых рынков.
Фото Reuters

В своем Послании к Федеральному собранию 2006 г. президент Путин с большой симпатией процитировал Франклина Делано Рузвельта. Между Путиным и Рузвельтом действительно много общего. Оба пришли к власти во время беспрецедентного экономического спада; с приходом обоих в экономике начался быстрый восстановительный рост; оба предложили стране новый курс, связанный с усилением в экономике роли государства. Однако есть и существенные отличия. С экономической точки зрения президент Путин намного успешнее президента Рузвельта – снизить безработицу до приемлемых показателей Рузвельту удалось лишь к концу второго срока. На третий срок американский президент остался в разгар Второй мировой войны; большинство россиян проголосовало бы за третий срок Путина просто за то, чего он смог достичь в социально-экономической сфере.

Старый «Новый курс»

Поэтому не стоит безоговорочно воспринимать призывы к копированию рузвельтовского «Нового курса», направленного на массированное бюджетное финансирование экономики. Дело в том, что «Новый курс» был введен для поддержки экономики, которая находилась в состоянии рецессии: в стране имелись значительные недоиспользованные производственные мощности и трудовые ресурсы, а цены и зарплаты были выше равновесного уровня. Вклад Кейнса, автора «Нового курса», в экономическую науку заключался в следующем. Он отказался от того классического предположения, что зарплаты и цены снизятся и экономика сама собой придет в равновесие. Следующими поколениями экономистов был придуман целый ряд объяснений негибкости зарплат и цен. Для Кейнса же самым главным были следствия этого предположения: если цены и зарплаты завышены и не могут снижаться, то простое решение проблемы заключается в стимулировании спроса. Государство должно потратить существенную сумму денег на закупку товаров и услуг. Если бюджетные средства будут пущены на то, чтобы дать работу безработным гражданам, то цены и зарплаты останутся теми же (ведь исходно они были завышены). Зато полученные средства продавцы товаров и услуг сами потратят в той же экономике. И так далее по цепочке – возникает эффект мультипликатора. Даже не важно, насколько продуктивно будут потрачены государственные средства – они в любом случае стимулируют спрос, что и помогает выйти из рецессии. Более того, не страшно, что при этом возникнет бюджетный дефицит – как только экономика выйдет из рецессии, бюджет соберет больше налогов и расплатится с накопленными во время рецессии долгами.

Эта логика отлично работает для экономики в состоянии рецессии, но совершенно не годится для современной российской экономики. Потенциал восстановительного роста исчерпан. Свободных мощностей нет, инфраструктура перегружена, а рабочей силы не хватает настолько, что почти ни у кого в нашей стране не осталось сомнений в экономической целесообразности увеличения иммиграции. При этом и без всякого стимулирования спроса цены не снижаются, а растут. Очевидно, что это стимулирование разгонит рост цен еще больше.

За примерами далеко ходить не надо. Скажем, приоритетный национальный проект «Доступное жилье» начался с целого ряда мер по стимулированию спроса. В кейнсианской логике эти меры абсолютно правильные: если дать деньги или субсидированные кредиты на покупку жилья, начнут расти строительный сектор, промышленность стройматериалов, другие отрасли; такой рост увеличит доходы сотрудников этих отраслей, которые, в свою очередь, также начнут больше покупать – в общем, мы увидим кейнсианский мультипликатор в действии. На самом деле произошло совсем другое – стимулирование спроса на жилье привело к росту цен, а рост самого строительства увеличился не так заметно.

С другой стороны, преемнику Рузвельта – президенту Трумэну приписывают высказывание о том, что экономические советники должны быть однорукими – иначе на каждый вопрос они смотрят то с одной, то с другой стороны (по-английски on one hand, on the other hand). Однако двурукие экономисты продолжают процветать – в частности, потому, что, если с одной стороны проблему решить не удается, на нее можно – и даже нужно – взглянуть с другой. В нашем случае – если решения, связанные со стороной спроса (demand-side), бесполезны, следует задуматься о стороне предложения (supply-side).

В российской экономике основные проблемы – и, следовательно, их решения – следует искать не на стороне спроса, а как раз на стороне предложения. Термин supply-side economics пользуется неоднозначной репутацией. Он был взят на вооружение советниками Рейгана, экономическая доктрина которого, с одной стороны, резко облегчила жизнь бизнеса, а с другой – привела к огромному росту госдолга. Рейганомика заключалась в существенном снижении налогов, однако более широкое толкование экономики предложения – это возврат к классическим и неоклассическим принципам экономической мысли, которые постулируют важность стимулов и экономической свободы и опасность госвмешательства в экономику. В этом смысле положительную роль сыграли и процесс дерегулирования (начатый еще Картером), и инициированная правительством Тэтчер волна приватизации. Дерегулирование и приватизация перекинулись на другие страны и континенты и резко сократили госприсутствие в мировой экономике. Десятки тысяч крупных предприятий перешли в частную собственность; совокупные доходы бюджетов от приватизации составили более 1,5 триллиона долларов. Важную роль приватизация сыграла не только в переходных экономиках, но и в странах Азии и Латинской Америки, в отдельных странах Африки и даже в развитых странах (где доля государственных предприятий в ВВП снизилась почти вдвое – до 4%). Десятки исследований показали повышение эффективности предприятий в результате приватизации во всех странах мира.

Экономический закон есть экономический закон

Дерегулирование и приватизация работают и в России. Исследования результатов действия законов о дебюрократизации (сокращение количества лицензий, упрощение сертификации и регистрации предприятий, ограничение числа проверок) показывают рост малого бизнеса в тех регионах, где эти законы выполняются. Сравнение роста производства в приватизированных (нефтяной, металлургической, пищевой, телекоммуникационной) и государственных (например, газовой) отраслях российской промышленности доказывает, что частная собственность гораздо эффективнее государственной с точки зрения повышения производительности и инвестиций в развитие. Конкуренция и частная собственность в нефтяной отрасли привели к масштабным инвестициям и росту добычи в полтора раза всего за несколько лет и вывели Россию на первое место в мире по добыче. Государственная монополия в газовой отрасли увеличила выпуск на считанные проценты, недоинвестирование делает перспективу спада добычи вполне реальной; это привело к отчаянной нехватке газа, за которую так или иначе россияне расплатятся резким ростом тарифов уже в ближайшие годы.

Однако у (нео)классической экономики есть и существенные недостатки. Улучшение инвестиционного и делового климата приводит к увеличению производительности и экономическому росту, но эти выгоды не обязательно достаются всем гражданам. Как добиться справедливого распределения выгод с тем, чтобы все граждане (или хотя бы большинство) поддерживали политику экономического роста?

С одной стороны, масштабное уравнительное перераспределение через бюджет противоречит базовым принципам экономики предложения и подрывает стимулы к производству. С другой – очень многого можно добиться при помощи конкурентной политики и развития финансовых рынков. Если в экономике нет конкуренции, то выигрыш от эффективной supply-side economics получают в первую очередь владельцы корпораций. В конкурентной же экономике от роста эффективности производства выигрывает потребитель – каждый из нас. В свою очередь, развитие финансовых рынков позволяет, во-первых, открыть дорогу к возможностям роста не только крупным, но и средним и малым предприятиям, а во-вторых, приобщить средний класс к доходам тех самых корпораций. Даже если представители среднего класса и не открывают свой бизнес, сама возможность это сделать повышает их переговорную силу в отношениях с работодателем. Это повышает зарплаты квалифицированных сотрудников, приводит к более равномерному распределению доходов и создает стимулы к инвестициям в человеческий капитал.

Государственная собственность не помогает решить проблему защиты конкуренции. Если государство неспособно эффективно регулировать частные монополии и национализирует их, тем самым оно создает монополии государственные. Регулировать их легче, но уже не хочется – политики и чиновники хорошо понимают, что чем больше рыночной власти у госпредприятий, тем выше их доходы, которые можно использовать для достижения политических целей. Государство оказывается в ситуации классического конфликта интересов – оно теперь не только арбитр, но и крупнейший игрок на рынке. Поэтому национализация не решает, а усугубляет проблему отсутствия конкурентной среды.

Пример США – как и многих успешно развивающихся стран – показывает, что курс, основанный на экономике предложения, политически возможен, даже если он не сопровождается существенным бюджетным перераспределением. Но он должен включать в себя все принципы классической и неоклассической экономики – и в первую очередь защиту прав собственности и конкуренции и развитие финансовых рынков. Тогда каждый россиянин увидит результаты политики стимулирования предложения не только в отчете Росстата, но и в своем кошельке.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
1116
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1535
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
1151
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
957

Другие новости