0
2145
Газета Интернет-версия

26.02.2008 00:00:00

Знания vs. положение

Елена Вовк

Об авторе: Елена Анатольевна Вовк - старший специалист фонда "Общественное мнение".

Тэги: успех, общество, исследования


У каждого времени свой успех и свои герои. В одну эпоху ценится воинская слава, в другую – личное благосостояние, в третью – социальное положение и статус. Одни эпохи возводят в ранг сверхценности уникальность и побуждают быть «лучше всех», другие, напротив, стремление выделиться табуируют и награждают умение быть «одним из миллионов». В определенные времена и в определенных слоях общества даже сама по себе интенция «стремления к успеху» может стать антиценностью. Так или иначе, каждое поколение создает и отстаивает свою версию Успеха – истории и образцы, которые становятся ориентирами при построении собственной жизни и критериями ее оценки в конце («я много достиг/достигла», «я прожил/прожила хорошую жизнь»).

Придворный мудрец или глупый король

При первом взгляде на то, как россияне интерпретируют сегодня категорию «успех», различия в позициях разных поколений в глаза не бросаются: пожилые участники исследования хоть и говорят, что молодые стали более меркантильными и карьероориентированными, в собственное понимание успеха включают те же продвижение по службе (или по партийной линии), материальное положение, квартиру.

Но при ближайшем рассмотрении обнаруживается несколько принципиальных различий, определяющих все остальные суждения об успехе.

Первое глубинное отличие состоит в том, что, с точки зрения старшего поколения, показателями жизненного успеха являются уже сами по себе хорошее образование и хорошее знание своей специальности; без наличия таковых, по мнению пожилых россиян, человека нельзя счесть успешным, при наличии – все остальное не столь важно. Достижение должностных, статусных и материальных высот в этой модели успеха не просто отодвигается на второй план, но и вообще не приветствуется. С точки зрения молодого поколения, показателем успеха является материальная и статусная выделенность; наличие же или отсутствие формального образования вообще не имеет значения – важна сама по себе способность «подняться». Для старшего поколения важно чувствовать себя грамотным специалистом, для молодого – важнее чувствовать себя специалистом оплачиваемым.

Этот ценностный разлом, кстати сказать, осознают и некоторые респонденты. Вот что говорят о межпоколенческих различиях в понимании успеха представители старшего поколения:

«Главное отличие – в том, что им неважно, какая работа – лишь бы больше платили» (ДФГ, Воронеж).

А вот слова представителей поколения молодого:

«Для них (для старшего поколения) <...> важно, кем ты работаешь. Если он работает врачом, для них это будет успешно. А молодой человек скажет: «Лучше я буду работать уборщиком, зато у меня будет зарплата большая» (ДФГ, Санкт-Петербург).

Тернии необязательны, повороты круты

В целом можно было бы сказать, что старшее поколение делает акцент на профессиональной компоненте успеха, а молодое – на материальной (в принципе ничего нового). Но мы предложим еще один ракурс.

Второе принципиальное различие состоит в том, что представители старшего поколения склонны ценить только успех, оплаченный многими годами тяжелого, упорного труда, когда лестница, ведущая к нему, преодолевается ступенька за ступенькой. А для молодого поколения не имеет принципиального значения, за счет чего успех достигнут, главное – что он достигнут. Кроме того, молодежь не согласна с установкой, что успех приходит только с сединами, и ориентирована на более раннее его достижение; молодые не считают зазорным воспользоваться подвернувшейся возможностью и сразу взлететь на вершину.

Обратим внимание: в представлении старшего поколения достижение успеха зависит от умения соответствовать норме, правильно пользоваться каналами социальной мобильности, встроиться в систему. А вот в представлении молодых успех зависит от умения разглядеть нестандартные возможности и вовремя оседлать удачу – не обращая особого внимания на правила, по которым играет большинство. Это неудивительно: ведь в советское время пути достижения успеха были куда более жестко регламентированы, а следование им считалось куда более обязательным, чем ныне, а тем более – чем в 90-е годы. Старшее поколение интериоризировало норму, согласно которой путь к успеху – это преодоление лестницы ступенька за ступенькой. Причем этот алгоритм предполагает, что в идеале успеха может достичь каждый. Для молодого же поколения, выросшего в ситуации социальной аномии и слома традиционных систем социальной мобильности, путь к успеху куда более похож на игру в рулетку – причем заранее известно, что выигрыш достанется далеко не всем.

Именно в силу этих ценностных различий старшее поколение довольно презрительно отзывается о понимании успеха молодыми, зачисляя последних в лучшем случае в выскочки. В словах пожилых участников фокус-групп сквозит тоска по ушедшей норме, которую в окружающем социальном порядке они не находят.

«Купить иномарку – это успех <...>. Cадится на иномарку – и разбивается там, да, через┘ То есть, может быть, <...> ему этот успех не нужен, <...> зато он ярко выражен. Хотя бы вот эту неделю он проживет, как бы ему говорится, самым таким, да┘ Призрачный успех» (ДФГ, Москва).

Сами же молодые люди считают себя просто более гибкими в отношении установки на успех, чем старшее поколение.

«Мне кажется, что сейчас просто мировоззрение другое – более гибкое: если я не могу так пойти – пойду по-другому, не нравится на этой работе – пойду на другую. Сейчас молодежь более гибкая. А в советское время, если я выучился на инженера, иду в конструкторское бюро» (ДФГ, Санкт-Петербург).

И еще. Складывается впечатление, что отличие в понимании успеха нынешним поколением 20–30-летних от понимания такового поколением их отцов и дедов можно было бы определить расхожей фразой: «Если ты такой умный, то почему такой бедный?» Молодое поколение уверено: когда человек действительно умеет хорошо делать свое дело, то успех, а вместе с ним и достойный заработок, приложатся сами собой. По большому счету, молодые считают: просто быть профессионалом недостаточно – нужно уметь найти достойное применение своим талантам, выгодно себя продать; в понимании же старшего поколения достаточно просто быть профессионалом – это уже и есть успех. Можно сказать, что межпоколенческие различия в понимании успеха связаны в том числе со смещением акцента с личных качеств человека на его способность выделиться.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
458
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
571
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
484
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
396

Другие новости