0
4412
Газета Интернет-версия

28.10.2008 00:00:00

Инструментальный подход

Юрий Панасик

Об авторе: Юрий Петрович Панасик - руководитель направления фонда "Наследие Евразии".

Тэги: россия, сша, ннг, нпо


россия, сша, ннг, нпо Мощная налаженная иерархическая система сообщающихся сосудов.
Фото Reuters

Последние события подтвердили, что постсоветское пространство для России является проблемным. Почему грузинская ситуация не была решена раньше и мирными инструментами? Очевидно, за недостатком этих мирных инструментов или по причине их неэффективности – при наличии желания России отстаивать свои интересы в новых независимых государствах (ННГ).

С этой точки зрения полезно рассмотреть, как в ННГ представляют свои интересы США и какие инструменты при этом используются.

Система уровней. Государственный сектор

США выстроили многоуровневую вертикальную систему представления и продвижения своих интересов. Куратор и направляющее звено – государство.

На первом уровне располагаются госорганы – Совет национальной безопасности, аппарат вице-президента, но прежде всего Государственный департамент, главный стратег и разработчик программ по постсоветскому (евразийскому) пространству. И одновременно ключевой распределитель бюджетных средств в этой области.

На государственном уровне покрывается практически весь спектр вопросов и интересов, от НАТО до продвижения демократии, и задействуются все инструменты, от неправительственных организаций до визитов конгрессменов и сенаторов.

Например, по Кавказу за энергетическую политику в бассейнах Черного и Каспийского морей и урегулирование конфликтов в Абхазии и Южной Осетии отвечает заместитель главы Бюро по делам Европы и Евразии Госдепа США Мэтью Брайза. Другой сотрудник бюро, Стивен Манн, активно участвовал в работе по строительству трубопровода Баку–Тбилиси–Джейхан, а также в запуске ветки Каспийского трубопроводного консорциума. Вопросы демократии и взаимодействие с гражданским сектором ведет заместитель госсекретаря.

Второй уровень – негосударственный, или некоммерческий, сектор. Это практический инструментарий, исполнители, которые, по сути, реализуют политику Госдепа и других ведомств США. Как правило, они встроены в иерархию государственных решений и крайне редко отклоняются от «линии партии». Это особая и наиболее влиятельная группа неправительственных организаций, которая получает государственное финансирование.

Некоммерческий сектор. Влиятельность

Среди НПО выделяется два типа организаций. Первый – общественные объединения, которые занимаются, как правило, политическими вопросами (продвижение демократии, обучение политтехнологиям, выборному процессу и т.д.) и реже – благотворительностью, если в руководство входит ближайшее окружение государственных лидеров (например, их близкие родственники).

Второй тип – мозговые центры, или американские think tanks. Критерий влиятельности для них – партийная ориентация (в настоящее время на республиканцев, в будущем, вероятно, на демократов), срок существования (не один год) и системная работа по стране (регулярные документы, наличие отдела, группа экспертов).

То, что эти НПО обслуживают Госдеп, исполняют его заказы, позволяет им влиять на политику в отношении ННГ. Подчеркнем, что эта возможность есть далеко не у всех НПО, работающих в ННГ. Да, этот сектор зависим от государства, он не может действовать против или в обход. Но его услугами пользуются, хотя и не всегда прислушиваются к его мнению.

Например, в мае 2005 года в Вашингтоне был организован симпозиум с участием госструктур и мозговых центров. Были приглашены участники из Украины, Грузии, Киргизии и Узбекистана. Тогда представители Узбекистана призывали США отказаться от неконституционной смены режима (сценарий цветной революции) по причине политической устойчивости руководства Узбекистана и наличия у него возможностей контролировать ситуацию. США предупреждения не восприняли, но позиция до госорганов США была донесена и в последующем, в 2008 году, частично учтена.

Куда более результативно НПО сработали в Грузии. Вопросами продвижения Грузии в НАТО занимается мозговой центр Комитет по расширению НАТО (после 2003 года – «Проект по переходным демократиям»). Цели организации заключаются в том, чтобы доносить позицию США до руководства Грузии, наблюдать за ситуацией в республике и транслировать позицию неоконсерваторов по Каспийскому региону в политические круги США.

Глава «Проекта» – Брюс Джексон. Связи с элитой Республиканской партии позволяют ему регулярно выступать на конференциях, заседаниях неправительственных организаций и слушаниях Комитета по иностранным делам Сената США.

В один из визитов в Грузию Джексона сопровождал Рэнди Шейнман, член Комитета США по расширению НАТО. Одновременно Шейнман является главой лоббистской фирмы Orion Strategies. Эта компания – единственная структура такого рода, представляющая интересы грузинского руководства в США. Отметим, что Шейнман – также член правления «Проекта нового американского столетия» (оплот американского неоконсерватизма, в котором на момент заключения контракта состояли, кроме Шейнмана, Дик Чейни, Дональд Рамсфелд, Пол Вулфовиц и другие «ястребы»).

В 2004 году руководство Грузии при посредничестве Брюса Джексона заключило контракт с Orion, которая давала Грузии консультации по вопросам соответствия требованиям для вступления в НАТО и информировала элиту США о позитивных изменениях в стране, приближающих возможность вступления страны в альянс.

Отметим, что к моменту прихода к власти Михаила Саакашвили руководство Абхазии, по официальной отчетности, имело всего один контракт – с Яналом Кэзаном, который профессиональным лоббистом не является, – в 1997–1999 годах. В то время как до военного конфликта с Грузией было бы полезно как минимум иметь контракт с компанией, транслирующей в Вашингтоне позицию и Абхазии, и Южной Осетии.

В Грузии активно работают и другие американские НПО. В частности, Международный республиканский институт, который финансируется правительством США через Национальный фонд за демократию, и Центр политики безопасности, членами которых являются политики консервативного толка, представители военно-промышленного комплекса, чиновники силовых ведомств и другие.

В Украине действующие американские НПО не менее тесно связаны с правящей элитой и местным экспертным сектором. Например, в 2005 году – на следующий год после оранжевой революции – была запущена, с целью стимулирования демократических реформ и становления стратегического партнерства, Программа политического диалога Украины и США. Среди участников – украинские исследовательские структуры: Центр экономических и политических исследований имени Разумкова, Международный центр перспективных исследований, фонд «Европа-ХХI», Международный фонд «ВЁдродження» и др. Программа инициирована фондом «Украина–США», одним из учредителей которого является жена президента Украины и вице-президент фонда в 1991–1993 годах Екатерина Ющенко (Чумаченко).

В Украине работает также Национальный демократический институт (НДИ), председателем совета директоров которого является бывший госсекретарь США Мадлен Олбрайт. Институт финансируется через Агентство международного развития при Госдепе США и Демпартию. НДИ начал работать с партиями Украины в 1992 году. Он участвовал в финансировании сторонников оранжевой революции, поддерживал Блок Юлии Тимошенко, молодежную организацию ПОРА.

Директором Международного республиканского института, который с 1994 года работает в Украине и ведет программы в области развития партийной системы, наблюдения на выборах, поддержки молодежи, развития НПО и др., является сенатор Джон Маккейн. А бывший директор офиса Международного республиканского института в Москве Филипп Гриффин сотрудничал с лоббистом Полом Манафортом, который консультировал Партию регионов и ее лидера Виктора Януковича.

Председатель правления «Инициативы за глобальную справедливость» (ИГС) – экс-президент США Билл Клинтон. В феврале 2004 года в Киеве ИГС провели конференцию «Украина в Европе и мире» с участием Виктора Ющенко, экс-президента Чехии Вацлава Гавела и Мадлен Олбрайт. ИГС оказывали материально-техническую поддержку Ющенко во время его предвыборной кампании.

PR-компания Rock Creek Creative, с которой Ющенко сотрудничает с 2002 года (то есть сотрудничество началось за два года до оранжевой революции), в рамках ИГС оказывала нынешнему президенту Украины консультационно-техническую поддержку. Rock Creek Creative принимала участие в разработке информационной стратегии, бренда и политики для интернет-сайта оранжевой революции.

Вообще в ходе взаимодействия с политическими партиями американские НПО проводят активный «ресерчинг» и выявление потенциальных и многообещающих лидеров. Россия таких возможностей во многом лишена.

Некоммерческий сектор. Работа с элитами

В области работы с элитами пример Грузии опять-таки наиболее показателен. Здесь НПО не только обучили элиту, но и формируют ее, закладывают возможности для ее обновления.

В окружении Саакашвили наиболее влиятельна так называемая группировка Института свободы, которая состоит из членов или сторонников одноименного НПО, имеющего обширные связи в США и Европе – особенно среди политических и общественных кругов, которые занимаются экспортом демократических революций. Члены института работали на Саакашвили еще с 1995 года, когда он впервые появился на политической арене после возвращения из США. Институт был одним из главных архитекторов революции роз. После прихода Саакашвили к власти институт стал играть роль президентского «интеллектуального штаба».

После революции лидеры института и люди, ассоциированные с этим НПО, заняли ряд влиятельных постов: секретарь Совета национальной безопасности Александр Ломая, заместитель министра иностранных дел Гига Бокерия, мэр Тбилиси Гиги Угулава, министр внутренних дел Вано Мерабишвили и ряд других. Министр образования Грузии Гия Нодия и министр по делами реинтеграции Темур Якобашвили – также выходцы из неправительственного сектора, работали в исследовательских структурах.

Эффективность ограничена

Таким образом, для продвижения своих интересов США активно используют механизм работы неправительственных организаций, чего не скажешь о России. При этом НПО функционируют как альтернатива партиям и как источник их формирования в стране. НПО – это и кадровая скамейка для лояльных США элит, канал рекрутирования элиты в случае прихода к власти лояльного США президента.

Отметим, впрочем, что такой инструмент не безупречен с точки зрения эффективности. Он, как правило, работает в стране, где ослаблена центральная власть, деятельность некоммерческого сектора регулируется относительно либеральным законодательством, сравнительно невелики возможности силовых органов. По этим причинам американские НПО влиятельны в Киргизии, Грузии и Украине, менее влиятельны в Казахстане, Азербайджане. Практически не имеют влияния в Туркмении, Узбекистане, Белоруссии.

Важно отметить, что НПО и мозговые центры, завязанные на Госдеп, – это система с сообщающимися сосудами. Такая система не разработана в России (тем более что российские органы для работы в ННГ эти инструменты практически не используют). В США государственные специалисты по той или иной стране, региону или тематическому блоку вопросов нередко уходят в НПО, и наоборот. Многие бывшие послы США в постсоветских странах затем становятся видными экспертами, и их опыт оказывается востребован государством, причем институционально. В России уход чиновника в НПО воспринимается как ссылка. Да и работа в госорганах по постсоветскому направлению не считается престижной, несмотря на то что официально постсоветское пространство – это зона приоритетных интересов.

Лоббистские компании

Третий уровень – лоббистские компании (юридические, GR- и PR-компании). Рынок лоббистских услуг в США сильно развит. Здесь выделяется группа компаний, которая специализируется на продвижении интересов в так называемых развивающихся и третьих странах. К их услугам для защиты своих интересов в Вашингтоне часто прибегают лидеры постсоветских государств. Но, несмотря на большой интерес к этому сектору, его влияние нельзя преувеличивать. Он сильно зависим от Госдепа, других госорганов и в основном выполняет посреднические функции.

Отток кадров с госслужбы в лоббистскую компанию и обратно также возможен. Так, Элизабет Джонс, бывший заместитель госсекретаря по вопросам Европы и Евразии, работала специальным советником по Каспийскому региону, послом в Казахстане. С сентября 2005 года стала исполнительным вице-президентом лоббистcкой фирмы APCO Worldwide, которая, например, добивалась поддержки американскими политиками компании ЮКОС в ее конфликте с российскими госструктурами и представляла интересы российской SPI Spirits во время тяжбы с российским государством за права на водку «Столичная».

Элизабет Джонс входит в неформальную группу наряду с неоконсерватором Ричардом Перлом и демократом Ричардом Холбруком. Группа опирается на вице-президента Дика Чейни. Сама Джонс занималась имиджевыми программами поддержки президента Нурсултана Назарбаева в 2004 году. Эта группа предложила Вашингтону свое видение Казахстана как умеренного, светского и прозападного государства. В американской стратегии Казахстан должен стать моделью для стран Центральной Азии и других мусульманских государств. Результатом этого подхода явился отказ от смены правящей элиты Казахстана и установка на закрепление существующей модели управления. В сентябре 2006 года благодаря усилиям этой группы в ходе визита президента Казахстана Назарбаева в США вопросы демократии и прав человека в ходе переговоров не поднимались. Группа также активно поддерживала избрание Казахстана председателем ОБСЕ в 2010 году.

Другая группа, сформированная в рамках Национального комитета по американской внешней политике, консервативного мозгового центра, изучает Казахстан с 2004 года на регулярной основе. С 2005 года к этой работе подключился Фонд Эйзенхауэра. Исследования имеют целью выявление расстановки фигур внутри правящей элиты и их настроенность на сотрудничество с США.

Упомянутый Брюс Джексон в 2004–2005 годах прорабатывал возможность смены элит в Казахстане по украинскому сценарию. В этой работе участвовали Фонд Маршалла в Европе, Фонд Папандреу.

Партии и бизнес

Еще одна особенность, отличающая США от России, – большая роль партий в деятельности НПО. Поскольку эта деятельность, а также деятельность экспертных центров и лоббистских компаний в ННГ контролируется госорганами США, то расстановка сил здесь напрямую зависит от того, какая партия – Демократическая или Республиканская – находится у власти.

Например, многие из НПО, действующих в Украине, связаны с Демпартией. В перспективе прихода демократов к президентской власти их влияние может кратно возрасти.

Наконец – для США при продвижении интересов в ННГ политика важнее экономики. Если в России традиционно считается, что присутствие бизнеса в соседних странах может быть залогом политического влияния, то в США нет.

В Грузию последние годы в основном инвестировали российские, казахские и турецкие компании, но не американские. Однако, как мы видим, это не создало так называемого пророссийского политического лобби в грузинской политической системе. И такая закономерность наблюдаются фактически по всем ННГ.

Американский бизнес в ННГ приспосабливается к местной среде и играет по местным правилам. США ставят на политические (работа с НПО, гражданским сектором, партиями, оппозицией, СМИ) и административные (значительная роль Госдепа, Министерства обороны, спецслужб) инструменты.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
733
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
972
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
792
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
644

Другие новости