0
7454
Газета Интернет-версия

27.10.2015 00:01:05

США: давняя мечта о вежливых людях

Анна Кроткина

Об авторе: Анна Кроткина – американский журналист.

Тэги: сша, политика, общество, политкорректность, трамп


сша, политика, общество, политкорректность, трамп Велик и страшен республиканец в популистском угаре... Фото Reuters

Не так давно в маленьком университетском городе Лексингтоне в Вирджинии местный ку-клукс-клан раскидал свои листовки. Написанные бездарным языком экстремизма, они призывали членов белой расы вспомнить о своем превосходстве и героическом прошлом Юга. Находя эти листовки в местной библиотеке, на детской площадке и почте, жители поеживались, пожимали плечами и, как правило, выкидывали листовки в близстоящий мусорный бак.

Как раз незадолго до этого я организовала протест и написала петицию против флагов Южной конфедерации, которые городские власти под нажимом местных расистских групп вывесили на улицах города. Мне обидно было видеть эти символы борьбы за рабство (в войне Севера и Юга 1861–1865) в университетском городке, где я живу и работаю.

В результате я не слишком удивилась, когда мое имя оказалось в листовке клана в списке врагов. И конечно, я немного испугалась, но в полицию звонить не стала: листовки ку-клукс-клана находятся под защитой американского закона о свободе слова в Первой поправке к Конституции. Под защитой закона находится, кстати, и сам флаг Конфедерации – его можно вывешивать на своей лужайке, украшать им свою одежду, размахивать им, неся его в руках. А вот прикреплять его к уличным фонарям можно только при общем согласии горожан.

Защищает американский закон о свободе слова и крайне левые партии марксистов и маоистов, их книги, листовки и красный коммунистический флаг в придачу. В 1931 году Верховный суд США признал попытки объявить коммунистический флаг вне закона нарушением Конституции, гарантирующей «неограниченную общественную дискуссию».

В 11 европейских странах закон запрещает отрицать, что был холокост, но в США Первая поправка защищает право отрицать все что угодно.

Первая поправка к Конституции не защищает только угрозы по типу «кошелек или жизнь» и прямые призывы к немедленному уничтожению конкретного человека.

Такое широкое понимание свободы слова появилось в США лишь в ХХ веке. Возникло оно как идеологическое продолжение американского капитализма, но под напором чужеродных идей марксизма.

«Нам нужен свободный рынок идей. Лучший способ понять, где истина, – это дать идеям, борющимся за людское признание, развернуться в свободной конкуренции», – написал основоположник современного понимания свободы слова судья Оливер Уэнделл Холмс.

Толчком к пересмотру закона о свободе слова послужил суд над четырьмя молодыми марксистами в Нью-Йорке. В 1919 году молодые идеалисты написали и выкинули из окна воззвания на английском и идиш против вмешательства Америки во внутренние дела Советской России. Верховный суд США признал их виновными в конспирации и саботаже и присудил троих молодых людей к 20 годам заключения, а девушку – к 15 годам. Но под давлением идей Холмса бедолаг выпустили в 1921 году при условии, что они уедут в Россию. Девушка и один из молодых людей вскоре разочаровались в стране большевиков и сбежали в Мексику, а двое других остались и погибли в сталинских лагерях.

К середине ХХ века свобода слова и самовыражения сделалась символом американской нации. «После того, что я увидел в Америке, жизнь без свободы самовыражения была бы немыслима», – писал в 1944 году Альберт Эйнштейн.

Что же происходит с языком, когда все позволено? На сегодняшний день слово, не ограниченное законом и цензурой, сделалось полем сражения двух мировоззрений – консервативного и иерархичного видения мира американских правых и либерального видения, направленного на всеобщее равенство. Предметом борьбы стали не только идеи, как во времена судьи Холмса, но и лексика граждан.

Этот «отвязанный» Дональд Трамп

В этом году лексическая драма разыгрывается в предвыборной президентской кампании.

Американский миллиардер и кандидат в президенты от Республиканской партии Дональд Трамп выбирает слова, заведомо направленные против этики либералов. Когда среди его оппонентов попадается женщина-юрист или журналистка, он запросто называет ее «толстой свиньей», «собачьей мордой», «жирной неряхой» или «отвратительным животным». В августе этого года на первых президентских дебатах досталось журналистке Мегин Келли, которая посмела спросить Трампа о его пренебрежительном отношении к женщинам.

«Вопрос был совершенно абсурдным. У нее просто кровь шла из глаз и еще откуда-то», – сказал после дебатов Трамп.

Попадает от Трампа не только женщинам. С большим удовольствием оскорбляет он иммигрантов из Мексики. «Мексика посылает нам только людей с проблемами. Они несут с собой преступность, наркотики. Они насильники», – говорит он. В отличие от других американских политиков Трамп никогда не извиняется за свои слова, понимая их идеологическую силу.

И для себя он, конечно, прав: сторонники Трампа встречают все его грубые выпады восторгом и бурей аплодисментов. Рейтинг его среди республиканцев подскакивает, шансы сделаться президентом США увеличиваются. Приверженцы же Демократической партии ужасаются все больше. В словах Трампа кроется не только заурядное хамство, но и, казалось бы, ушедшая в прошлое социальная иерархия, где белые и состоятельные мужчины правят миром, не выбирая методов и выражений.

Нет сомнения, что вульгарная речь Трампа нарушает старомодные понятия джентльменства. Но в войне за умы, сердца и язык сограждан старинному этикету места нет. Пренебрежительные замечания о физиологии женщин и оскорбительные заявления, связанные с той или иной этнической группой, бьют и по современным речевым нормам, известным в США и Европе под названием «политическая корректность».

Трамп и его партия к этим нормам относятся с презрением: «Я считаю, что политкорректность – это одна из серьезных проблем в нашей стране. На меня набрасывалось немало людей, и у меня нет времени на тотальную политкорректность. И, честно сказать, у нашей страны тоже нет на это времени».

Как это ни странно, но термин «политкорректность» тоже связан с Советским Союзом и историей американской Компартии. Возник этот термин в 30-е ХХ века, и придумали его американские левые для критики товарищей, принимавших любую советскую доктрину как святую истину.

Общеизвестным и широко применяемым понятием политкорректность сделалась лишь после речи в Мичиганском университете президента Буша в 1991 году. По мнению бывшего президента, политкорректность, предписывающая избегать в разговоре термины «расизма» и «сексизма», излишне агрессивно борется с устаревшими проблемами вроде расовой дискриминации или неравенства полов. «Хотя политическая корректность возникла как похвальное желание избавиться от осколков расизма и сексизма, старые предрассудки заменились новыми… Политкорректность превратилась в цензуру и сделалась источником конфликта», – сказал президент. Консервативный политик Буш не случайно выбрал термин, в котором с самого начала была заложена ирония и самокритика. Буш был одним из первых политиков, увидевших в новых формах вежливости угрозу своей партии.

Вскоре целый хор американских консерваторов присоединился к жалобам Буша. Консервативные политики и журналисты усмотрели в политкорректности негласную цензуру, то есть феномен, идущий вразрез с основными ценностями американского общества.

Не так давно два журналиста-консерватора Мэри Хэм и Гай Бенсон в своей книге «Конец дискуссии» даже сравнили американскую политкорректность с цензурой в Северной Корее. Как пример беспредела политкорректности они привели случай в баре недалеко от Университета Северной Каролины в городе Чапел-Хилл. Дело же там было в следующем: в позапрошлом году одной из молодых посетительниц не понравилась песня под названием Blurred Lines («Размытые границы»), которая, как ей показалась, пропагандирует насилие над женщинами. В результате разразившегося скандала бармен, отказавшийся эту песню выключить, был выгнан с работы, а менеджер бара публично извинился и пообещал никогда эту песню больше не ставить.

Информацию о перегибах политкорректности в университетах собирает и ассоциация FIRE.

В 1992 году студенты университета Энн-Арбор потребовали закрыть выставку фотографий, посвященную жизни проституток. С точки зрения студентов, такая выставка унижала достоинство женщин.

В 2004-м администрация колледжа Белвью пыталась вынести (но не вынесла) порицание профессору за то, что на экзамене по математике была составленная им задача, в которой некая Кондолиза сбрасывала арбуз с крыши здания федерального правительства. Арбуз – традиционный в Америке символ расизма, лени и инфантильности афроамериканцев, а Кондолиза – имя бывшего государственного секретаря и афроамериканки. Профессор неудачно попытался пошутить.

В июле 2015 года студент Техасского христианского университета был временно отчислен за расистские посты на Facebook.

По сути дела, истории эти к настоящей цензуре отношения не имеют.

Призрак цензуры в отношении языка ненадолго замаячил в конце 80-х. «Др. Кинг, Малкольм Экс, свобода слова не хуже, чем секс», – пела поп-звезда Мадонна, призывая слушателей вспомнить двух борцов за права афроамериканцев и не позволить законодателям приравнять к порнографии обсценную лексику рэпа.

Но в отличие от законодательства политкорректность – дело добровольное, не имеющее центрального управления, не установленное конкретными организациями и зависящее лишь от настроений граждан.

О сегодняшнем отношении к политкорректности я расспросила студентов и преподавателей нескольких американских университетов – «главных рассадников новой цензуры», если верить консерваторам.

Кем станут «Краснокожие»

Недовольных оказалось немало: один молодой человек в Университете имени Вашингтона и Ли пожаловался мне, что его любимой футбольной команде «Краснокожие», возможно, придется поменять название, так как оно якобы оскорбляет американских индейцев. Другой был возмущен тем, что по просьбе студентов-афроамериканцев администрация университета убрала из часовни, где похоронен генерал Южной армии Роберт Лее, флаги армии Южной конфедерации. Девушка-старшекурсница посетовала на то, что слово «нигер» стало неприемлемо. «Мои родственники в Европе употребляют это слово, не имея в виду ничего обидного», – сказала она.

Преподавательница французского пожалела, что из-за норм политкорректности на работе нельзя рассказывать антисемитские анекдоты. «Хорошая шутка всегда улучшает атмосферу», – сказала она.

«В результате политкорректности все стали слишком чувствительными. И студенты, и коллеги только и ждут, чтобы на что-нибудь обидеться. Недавно я случайно стер из списка имя одной студентки-китаянки, так она заподозрила меня в намеренном пренебрежении», – пожаловался мне профессор английской литературы из Нью-Йорка.

Но и сторонников политкорректности в университетах предостаточно.

«Сам термин «политкорректность» только вводит людей в заблуждение. Дело не в «политике» и не в «корректности», а в способе мышления. Есть надежда, что, если изгнать из речи грубые эпитеты, не пользоваться словом «телка», говоря о женщинах, не называть афроамериканцев «черномазыми», изменятся не только нормы поведения в обществе, но и то, как мы думаем и чувствуем, когда остаемся одни», – сказала мне студентка юриспруденции Клаудия Бурана из Нью-Йорка.

«Политкорректность – это проявление такта по отношению к людям, которые еще до недавнего времени испытывали дискриминацию. Можно сказать, что это современные правила вежливости в демократическом обществе. До недавнего времени университеты проводили семинары на эту тему. Но в основном в них нуждались старые профессора, которым надо было объяснять, что шутки за счет этнических меньшинств, гомосексуалистов или неприличные замечания в адрес женщин на работе неуместны и могут обидеть студентов и коллег. Но молодежь это и так знает», – сказал мне Кевин Майкл Кроты, заведующий кафедрой древних языков и бывший глава университетской комиссии против дискриминации в Университете Вашингтона и Ли.

Рафаел Дебенедетти, окончившая Колумбийский университет в Нью-Йорке, видит в политкорректности путь к усовершенствованию общества: «Правда, что в Америке люди стали очень чувствительны к оскорблениям. И это понятно: грубые слова, расистские эпитеты имеют силу узаконивать в обществе дискриминацию, делать ее приемлемой. Но общество, где люди станут более внимательными к чувствам друг друга и научатся друг друга не обижать, будет более гуманным».

На сегодняшний день американское общество находится перед свободным выбором: пойти ли за консерваторами и Трампом, не считающим нужным оказывать равное уважение ко всем гражданам, или выбрать путь университетских либералов, надеющихся изменить не только Америку, но и весь мир при помощи добровольного ограничения лексики и всеобщей вежливости, воспитывающей внимание к чувствам других.

Вашингтон



Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
658
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
841
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
709
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
570

Другие новости