0
12176
Газета Интернет-версия

27.12.2016 00:01:10

Куда уходит совесть поутру...

Сергей Медведев

Об авторе: Сергей Александрович Медведев – профессор департамента политической науки факультета социальных наук НИУ ВШЭ.

Тэги: общество, власть, чиновники, бюрократия


общество, власть, чиновники, бюрократия Гибридная национальная идея Фото Reuters

Да, казалось бы, сегодня обществу не до этических проблем. В Донбассе неспокойно, в Сирии непредсказуемо, парламентские выборы прошли с традиционными подтасовками… Но в то же время видно, что этические проблемы сильно волнуют общество, и этот интерес к ним не праздный.

Я думаю, что в последние полгода большие дискуссии шли именно по этическим вопросам. Обсуждаются и преследуются различные флешмобы, разразился скандал вокруг 57-й московской школы, не утихает полемика об абортах, спорят о выставке Джона Стерджеса, сорванной «Офицерами России», в связи с которой  разгорелся спор о педофилии, о детском теле в искусстве, о порнографии… То и дело общество выходит на этические темы: казалось бы, изгнанные из публичной сферы через дверь, а они все-таки влезают обратно через окно.

Вместе с тем власть тоже зримо присутствует в этическом поле. Это, я бы сказал, вообще главная скрепа, одна из доминант третьего срока Путина. Этическая тема неожиданно появилась в публичном поле в декабре 2011 года, когда городской класс понял, что украдены выборы. Запрос на мораль появился на фоне благополучия (по пирамиде Маслоу, на самой вершине ее). Это был запрос на достоинство, честность, и он был реализован в течение нескольких месяцев Болотного движения, всей так называемой белой революции.

Поэтому когда Путин в мае 2012 года вернулся в Кремль, то начал складываться консервативный этический ответ власти на вызов протестующих. И этот ответ, в общем, резонирует с неоконсервативным  трендом во всем мире, начиная с «морального большинства» в Америке и «партии чаепития» и кончая запрещенным в России ИГИЛ и «Боко Харам» и прочими неоконсервативными мегапроектами в третьем мире.

Таким образом, этика, повторю, является важной скрепой нынешней власти и, может быть, будет оставаться в этом качестве до следующего срока Путина, после 2018 года. И к нам прилетают уже первые ласточки, все новые назначения, этот неожиданный женский контур в политике: Москалькова, Кузнецова, Васильева, воцерковленные православные представительницы власти, которые открыто в публичной сфере ведут этическую дискуссию, приводят этические аргументы.

То есть появляется некий православно-консервативно-охранительный этический контур политики, который задает доминанту наших публичных дискуссий. Так что этика и с той и с другой стороны во всем этом мерцает, присутствует.

Но тут надо сразу разобраться, почему власть, вторгаясь в сферу морали, сама не этична? На мой взгляд, потому, что чем больше власти, тем меньше этики. У нас власть и этика находятся в обратной пропорции. Чем ближе к вершинам власти, тем меньше этики.

Лучше всего этика наша иллюстрируется, как и все социальные модели, автомобильным движением. Чем больше у машины прав, чем круче у нее номера, чем больше у нее пропусков и спецсигналов, тем меньше она подчиняется общим правилам. Она получает право ехать на красный свет, двигаться по осевой полосе и всячески нарушать.

281-12-3_t.jpg
«Запомнишь заповеди или с собой будешь носить?»
Иллюстрация Depositphotos/PhotoXPress.ru

То же самое происходит и в политической жизни. Чем выше статус человека, тем ниже к нему этические требования. Это происходит в силу особой ресурсной, статусной организации российского политического пространства, потому что у нас власть осуществляется исключительно в символической сфере и определяется формулой «потому что может». Вот это «могущество» – от слова «могу» – это, по Карлу Шмитту, и есть логика суверенитета. Чем больше у тебя суверенитета, тем менее ты ограничен этическими правилами, ты создаешь пространство исключения.

Причем власть постоянно должна доказывать свой суверенитет и свой особый статус за счет избыточного нарушения этических правил. Зачем это избыточное действие? А затем, это символическая политика. Вот пример. Ночь. Пустой Кутузовский проспект. Кати не хочу – все пять рядов свободны. Но есть же пустая осевая полоса! И поэтому машина с мигалкой несется по осевой. Я еще понимаю, когда это в час пик происходит, но зачем по осевой на пустой дороге?

А затем, что это избыточное действие доказывает право субъекта на власть. Это такое же доказательство права на власть, как и наша символическая экономика, которая проистекает из ресурсной и сословной организации государства, по Кордонскому. Когда различные сословия должны постоянно доказывать свое право на власть. Вот из-за этого в обществе и происходит фундаментальный этический разрыв.

Второй исток проблемы я вижу в этическом провале 1990-х годов. В книге Александра Оболонского есть глава про советскую этику (пусть она квазиэтическая, но все же этика), о которой из каждого утюга вещали и которая навязывалась от заповедей пионера на обложках тетрадей до морального кодекса строителя коммунизма. В качестве реакции на это в 1990-е годы у нас возникла этическая лакуна, которую мы называли постмодерном. Тогда в экономике и социальной сфере восторжествовал социал-дарвинизм, а в этической сфере – полный релятивизм и аномалия.

В этом провале выросло пелевинское «поколение П», поколение пиарщиков и рекламщиков, из которых и вышла новая политическая элита, начиная с администрации президента, ведь это бывшие пиарщики «Менатепа». Эти пелевинские герои задали новую моральную и политическую норму. Потому и возникает сегодня неэтическое пространство, намечается полный развод этики и политики.

Теперь об административных регламентах. За этим, я бы сказал, нарочитый технократизм власти, который был и раньше, сохранился он и сейчас. Его олицетворяют такие фигуры в администрации президента, как Антон Вайно и Сергей Кириенко... Сейчас многие говорят, что последний связан с Петром Щедровицким, и вспоминают методологию старшего Щедровицкого, Георгия, который еще в 1970-е годы выступал фактически за внеэтическую технократию. И вот сейчас эти технократические регламенты и протоколы могут возвратиться, вступая вразрез с политической этикой.

Что можно предложить в качестве выхода? Мне кажется, что у нас все равно, неизбежно, начнется совершенно новый политический цикл и произойдет возвращение этики. Это как «черный лебедь» Талеба. Это может произойти и в 2017  году, и  в 2027-м, и  все-таки, наверное, не в 2042-м, а раньше.

Мне кажется, этот новый политический цикл будет этическим. Предполагаю, что одной из главных политических инноваций может быть лозунг Навального «Не врать и не воровать». Это самая элементарная  политическая программа, на которой, однако, можно выстроить тотальную политическую альтернативу тому, что сейчас происходит в России.

Потому что главная проблема сегодняшней России – это не цены на нефть, это не курс доллара, это не лукавые выборы. Главная проблема – это несправедливость. Россия – фундаментально несправедливая страна в экономической, социальной и политической сферах. И в качестве ответа на эту несправедливость, в качестве политической платформы должна появиться новая моральная политика, новая этическая программа.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
531
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
469
Нейтральные страны Европы сближаются с НАТО

Нейтральные страны Европы сближаются с НАТО

Геннадий Петров

Австрия, Швейцария, Мальта и Ирландия просят защиты от России

0
447
В Польше атаку России по объектам Украины сопроводили шумом истребителей

В Польше атаку России по объектам Украины сопроводили шумом истребителей

Наталья Приходко

В "Укрэнерго" предупредили об отключениях света по всей стране

0
504

Другие новости