0
1145
Газета Стиль жизни Интернет-версия

18.09.1999 00:00:00

Вселенский грош

Тэги: искусство


ЕСЛИ ЧТО на свете и отвергает любовь, так это искусство. В самом деле, вместо того чтобы метаться между Саратовом и Варшавой или между калиткой и сеновалом в поисках лакомого предмета любви, будь то этрусский раб, шотландская баронесса или местная курительница гашиша, художник запирается в студии и начинает лихорадочно покрывать холст или картон бесчувственными мазками краски. По всей вероятности, интереснее было бы покрывать некое плечо поцелуями. Но что ж, о вкусах не спорят. Уместней поинтересоваться, как оплачивается артистическая деятельность.

Базовой артистической специальностью надо признать живопись. Общее родовое слово для творческих работников - "художник", а вовсе не "дирижер" или "литератор". То же самое справедливо и для единственно стоящего языка современности - английского, в котором artist - это одновременно и творец, и живописец. Надо думать, это объясняется тем, что (наскальная) живопись появилась прежде хорового пения, эротического танца и семейных хроник.

Очевидно, именно поэтому монета оценивает по достоинству именно живописца. Самые крутые гонорары получают не актеры Голливуда, а художники - пусть даже посмертно. Небольшая работа Ван Гога, написанная им в перерыве между дракой с Гогеном и посещением воинского борделя, легко уходит на Сотбис за несколько миллионов долларов. В отличие от голливудского фильма с его колоссальным бюджетом ("Титаник" обошелся в 200 миллионов), в вангоговские подсолнухи скромно инвестировано франка три - в виде неэкономно израсходованной краски и грубого холста. Следовательно, получившаяся прибыль измеряется в сотнях тысяч процентов. Конечно, сам Винсент не получил с этого ни черта. Что ж, не из каждого художника вырастает Церетели.

Тем не менее в этой области налицо явный прогресс: если Папы Ренессанса отделывались, в общем, легким испугом, рассчитываясь с Микеланджело или Караваджо за их каторжный труд, то в XX веке концептуалисты и абстракционисты за бесценок свои творения не отдают, и дохлый мышонок, прикрепленный за хвост к водосточной трубе и названный автором "Она улыбнулась", приносит художнику больше золота, чем "Страшный Суд" - Микеланджело. Конечно, может быть, инсталляция "Она улыбнулась" с погибшим грызуном в виде piece de resistance больше отвечает эстетическим потребностям человечества, чем обнаженный Адам и простерший к нему руку задрапированный бог Саваоф. Однако, я думаю, дело все же в другом: по сравнению с эпохой Ренессанса богатых меценатов стало больше. Может быть, в наши дни даже Микеланджело смог бы позволить себе небольшой домик в Марракеше.

Труд остальных ветвей артистического цеха оплачивается непропорционально скудно - непропорционально, если принять во внимание произведенные затраты (времени) на каждую полученную монетку.

Творческая профессия, вызывающая наибольшее почтение лично у меня, - это театральный режиссер. Помимо пресловутого таланта, он еще должен обладать железной волей, чтобы находящиеся в его ведении хлюпики и наркоманки представляли в своей совокупности не походный бордель, а деятельную энергичную труппу. В этом смысле даже профессия кинорежиссера менее требовательна: в конце концов кинорежиссер может исправить свои промахи (в том числе художественные) за монтажным столиком. Театр же без могучей диктаторской воли немыслим. В отличие от кино спектакль - как растворимый кофе: сразу налицо.

Нельзя сказать, чтобы сильные мира сего не ходили в театр. Сталин обожал "Дни Турбиных" и смотрел пьесу не то двадцать, не то двадцать пять раз. Нерон сам играл на сцене. Президента Линкольна вовсе убили в театральной ложе. В театре бывали и Брежнев, и Горбачев, и Ельцин и даже что-то дарили актерам и режиссерам. И все же, несмотря на очевидное внимание сильных мира сего, театральный режиссер получает до смешного мало по сравнению с живописцем. Клод Моне клепал средненький пейзаж за полдня. Подготовка спектакля занимает как минимум месяца три. Легко заметить, что по сравнению с живописцем театральный режиссер работает попросту даром. После смерти же он - в отличие от Моне - вообще не получит ничего. В этой связи, если перед вами стоит выбор, куда направить сына - в художественную школу или режиссерский колледж, без колебаний вручите ему палитру: вы обязаны думать о благосостоянии будущих внуков. Впрочем, говорят, художники много пьют.

Однако актеры, по слухам, пьют не меньше, да к тому же еще и взаймы: продать натюрморт с гнилыми персиками легче, чем роль Фальстафа.

Что до литераторов, то их удел также достаточно скорбен: со временем Караваджо и Хальс вырастают в цене, Гомер же и Шекспир - падают.

Ни Гомера, ни Шекспира современный человек не читает. Их широко разрекламированное присутствие в сегодняшней культуре достаточно условно. От всей старой литературы остались не тексты, а редкие вехи в сознании. За вехи же много не возьмешь. Конечно, пока нас не завоевали инопланетяне, и Гомера, и Свифта, и Рабле будут помнить, потому что они, забытые как текстовики, тем не менее остались как ваятели типических образов, архетипов. Скорее всего не более одного процента населения читало "Илиаду" и "Одиссею", однако и Одиссей, и Троянский Конь, и Пенелопа, и Сцилла с Харибдой, и Телемах до сих пор на слуху. Это своего рода давно умершие родственники, о каждом из которых сохранилось по одной строчке беглой информации из полузабытого письма: дядя Алеша много пил и жил в Вологде, Одиссей бросил жену и долго странствовал, тетя Рита пела басом и однажды сломала ногу, Сцилла и Харибда - опасное место, которое просто так не пройдешь, - и так далее.

Король архетипов (и, следовательно, король всей мировой литературы) - Шекспир. По всей вероятности, в Шекспире воплотился ни мало ни много сам бог Аполлон: почти все существующие ныне архетипические образы пошли именно от Барда. В этом смысле Шекспир превзошел даже Библию. Адам и Ева, Пилат и Иуда все еще легко опознаваемы, но царь Соломон, Исаак и Авраам, Марфа и Мария, Лазарь и Петр, Фома Неверующий и Ирод уже в общем-то забыты. Шекспировские же вехи уцелели, как уцелели черные шесты в венецианских каналах, к которым до сих пор причаливают гондолы. Избитая жена слезливо крикнет мужу: "А-атэл-ла!", аборты несовершеннолетних обсуждаются гинекологами в категориях Ромео и Джульетты, желчный неудачливый политик будет непременно назван Гамлетом, коварный интриган станет известен как Яго - и так далее. Конечно, помимо Ромео и Джульетты есть еще Дон Кихот и Санчо Панса, а также Гулливер и некоторые другие. В остальном же старая мировая литература мертва, и современность начинается в лучшем случае с Мелвилла и Достоевского. Мертвого же льва, как известно, не продашь.

Можно возразить, что и у Дон Кихота, и у Отелло, и у Гулливера есть своя, вполне коммерческая, цена. Соответствующие книги переиздаются, появляются и новые экранизации. Однако Сервантес и Свифт раскупаются уже вяло, и то в основном благодаря усилиям составителей школьных учебников. Экранизации также долго не живут. По-настоящему раскрутить Санчо Пансу невозможно.

Все это приводит к той печальной мысли, что литература умрет - как коммунизм, за который тоже в определенный момент не стали давать ни копейки. Впрочем, вряд ли и классический балет, например, протянет дольше тридцати лет. В середине XXI века в Большом станут исполнять "Танец среднестатистических prick"ов", в котором главными действующими лицами окажутся клонированные мужские гениталии, причем зрители будут наблюдать за происходящим на экранах своих персональных компьютеров. Что сулит бешеные бабки наследникам Билли Гейтса - но не танцорам.

Рынок же художественных полотен, надо полагать, уцелеет. По крайней мере, в пользу этого говорит весь доступный нам опыт.

Композиторами-современниками Караваджо интересуются ныне только полоумные музыковеды; современные ему писатели известны потомкам исключительно по отрывкам, включенным в школьную программу. На одно полотно самого же Караваджо сегодня можно купить небольшое издательство или консерваторию.

Возможно, причина дороговизны холста, покрытого краской, в том, что произведения живописи единичны, как алмазы. Ноты же и буквы (музыка и литература) существуют исключительно в растиражированном виде (как бижутерия или синтетические изумруды). Массовость продаж отнюдь не гарантирует большего дохода. Легко можно представить себе дешевую виртуальную библиотеку. Виртуальные ожерелья от Картье - немыслимы. В не столь далеком будущем возможна ситуация, при которой за одно пасхальное яйцо Фаберже можно будет приобрести электронную версию всех книг, написанных когда-либо.

Конечно, рукопись "Фауста" или подлинная партитура одноименной оперы найдут своего покупателя на аукционе Сотбис. Однако даже их цена вряд ли превысит миллион зеленых. В конечном счете цена искусства исчисляется буквально. Нет более глупого выражения, чем "Караваджо бесценен". Впрочем, придумать кое-что поглупее все-таки можно: "Караваджо бессмертен".

Даже если мы не более чем подопытные мыши (чтобы не употреблять термин "морская свинка" как безмерно обидный), нам тем не менее кажется, что в нашей беготне по грязноватой клетке присутствует какой-то смысл.

Самое обычное дело для нас - это вопиять "Милосердия!". Но что если абсолютного милосердия нет и никогда не было и если мы вопием к холодной Венере и Марсу, на котором никогда не имелось даже настоящих каналов? То есть если весь наш вселенский писк - суть сотрясание равнодушного неодухотворенного эфира?

Через миллион лет наша планета сделается безвидна и пуста. Сотрутся с лица земли Акрополь и аэропорт О"Хара. Не останется даже червей, благодарно догладывающих наши хилые останки. Но неужели не будет и Страшного Суда, за изображение которого нерасторопный, но трудолюбивый Микеланджело получил в свое время такую ничтожную сумму? Нам трудно с этим смириться.

Даже наиболее продвинутые пользователи компьютеров укоренены в религиозности; и IBM, и Makintosh - Bible-compatable. Но если Библия не оправдает возлагаемые на нее надежды - что тогда? Имелся ли смысл в Гомере и Интернете, если в космосе не присутствует некий абсолютный читатель? Скорее всего нет, потому что любой файл имеет смысл только тогда, когда он нестираем без желания автора. Если холодное солнце в свое время сотрет с твердого диска Земли "Илиаду", не спросив разрешения у Гомера, половина истории человечества обесценится.

Нам надо думать, что некто (звезда Вега? неприметный пень в бразильском штате Мараньян?) складирует наши скандалы и поэмы. Если это не так, то наш жизненный путь не более значителен, чем путь виноградной улитки накануне дождя.

Очень может статься, что в лице космоса мы действительно имеем дело не с неким абсолютным читателем, а попросту с холодной безличной тупостью, которая нас не переживет. В таком разе все наши телодвижения суть не более чем виляние хвостом на Луну. Однако - всю жизнь вилять хвостом холодной неодушевленной Селене - разве в этом нет своеобразного межпланетного экзистенциального шика?.. И все же, пожалуй, радость от такого шика невелика: мы самолюбивы и скорее склонны отвечать за свои грешки перед владыкой серного озера, чем сравнительно безболезненно затеряться в сумеречном мире протонов и нейтронов.

Мне бы не очень хотелось явственно представить себе кончину последнего человеческого существа на Земле - как, впрочем, и рождение первого. Но я с большим интересом отследил бы последнюю денежную операцию на свете - за мгновение до того, как мертвое Солнце с ревом рухнет за горизонт.

Как кажется мне, и жизнь, и история закончатся именно тогда, когда закончатся деньги. Все остальное восполнимо. Например, когда на свете переведутся мужчины, женщины смогут обратиться к симпатичным круглоглазым лемурам. Звук гонга, сзывающего лемуров на кормежку, вполне заменит Малера. Танец Благодарного Лемура затмит Анну Павлову. Деньгам же альтернативы нет.

Итак, что же будет оплачено в этот неотвратимый последний миг самым последним истертым вселенским грошом? Бокал тысячелетнего "шабли"? Ожерелье из юпитерианского жемчуга? Услуги межпланетного хастлера? Урок музыки? Песня?

Или это будет пластиковый стакан "Кока-Колы" с горсточкой луковых чипсов?

Однако не будем гадать. Зададимся более прозаичным вопросом: если уж деньги и жизнь так взаимосвязаны, кто из наших современников сохранит свою рыночную стоимость, скажем, в 3000 году, пока в наличии еще будет и то и другое?

Вряд ли это будут Набоков, "Битлс" и Гарсиа Маркес. На бирже мировой культуры не больше порядка и смысла, чем на Уолл-стрите, а деньги капризны, как сердце красавицы. Поэтому скорее всего это будут Майкл Джексон, Герман Гессе и ныне решительно никому неизвестный поэт из Йемена, в данный момент выцарапывающий свои стихи на днище тюремной миски.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
1000
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1357
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
1030
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
858

Другие новости