0
1468
Газета Стиль жизни Интернет-версия

27.10.1999 00:00:00

Белорусские националисты борются за права национальных меньшинств


Старинное изображение города Гродно.
Гравюра Матвея Цюндта по рисунку Ганса Адельгаузера

-EСТЬ ЛИ у Западной Белоруссии какие-либо заметные отличия от восточных областей и в этом смысле можно ли ее сравнить с Западной Украиной?

- Отличие западных областей от восточных есть не только в Беларуси и на Украине. Значительные отличия в уровне жизни, менталитете, в традициях свободомыслия мы видим и в Польше, и в Германии, и в бывшей Чехословакии, и в ряде других стран.

Мой родной Гродно в течение пяти столетий имел Магдебургское право - право на самоуправление. Им руководили свободно выбранные люди, а налоги шли на развитие города. И таких городов и даже деревень в Беларуси было очень много, в то время как в самодержавной России местной демократии в средние века не было.

В ХХ веке в межвоенный период судьбы Западной Украины и Западной Беларуси схожи тем, что здесь не было коллективизации, индустриализации и "чистки рядов", а поддерживалась частная инициатива, рыночные отношения, существовала многопартийность. Тут еще живы люди, которые знают, что такое работать на своей земле или торговать в своем магазине. И колхозы пришли к нам не в 20-е, а только в 50-е годы.

В этих западных регионах значительно глубже и чувство гордости за свою землю, за свой народ, сильнее историческое и национальное самосознание. Правда, "западенцам" Украины повезло больше: они в результате разделов Речи Посполитой, оказавшись в Австро-Венгрии, имели не самые худшие условия для развития своей культуры и языка. Белорусы после присоединения к российской империи в конце ХVIII века уже через 50 лет испытали жестокую политику полной денационализации: были закрыты все белорусские школы, запрещено использование белорусского языка в учреждениях. Даже слово Беларусь было категорическим образом заменено на безликое - "Северо-западный край". Белорусов пытались лишить исторической памяти.

- В западной части республики национальная проблема всегда была более острой. На ваш взгляд, какую национальную политику проводит нынешнее руководство во главе с Лукашенко?

- У нас нет национальных проблем. Это глубочайшая традиция толерантности дивной белорусской земли. Пресловутый "польский вопрос" не существует. Его искусственно раздувают и провоцируют те, чья политика всегда строилась на поиске врагов как внутренних, так и внешних. Когда в средневековье в Европе запылали религиозные войны, именно здесь нашли покой и мир евреи. Именно здесь плененные крымские татары были уравнены в правах с местными жителями и служили в гвардии Великого князя. Здесь не было погромов, религиозных распрей, несмотря на традиционную поликонфессиональность.

Вопрос не во взаимоотношениях наций - они у нас живут дружно. Проблема в политике тотальной денационализации, проводимой Лукашенко. В 1994 году, в момент прихода его к власти, в Гродно 75% первых классов средних школ были белорусскими. Мест в русских школах было намного больше, чем требовалось для школьников из русских семей. Сегодня в нашем городе нет белорусских первых классов.

Председатель Союза поляков Беларуси был недавно наказан штрафом, равным его годовому заработку, за организацию мирного пикета против дискриминации польской школы.

Большие проблемы есть у воскресных литовской и еврейской школ. В десятки раз сократилось издание книг на белорусском языке. В школы и вузы вернулись советские учебники истории, где Беларусь начинается с Великой Октябрьской революции. Удивительно? Вовсе нет.

А к чему эта политика может привести? Мне бы совсем не хотелось, чтобы ненависть униженных национальностей обернулась в сторону восточного соседа. Не его вина, что прекрасный русский язык всего лишь средство в реализации завышенных кремлевских амбиций первого белорусского президента.

- Каким образом в республике оцениваются события 1939 года, когда произошло воссоединение западных и восточных земель? Насколько известно, даже это, казалось бы, позитивное событие в жизни любой нации оценивается неоднозначно┘

- Для нас причины осени 1939 года лежат прежде всего в Рижском договоре. Изможденных вековыми попытками денационализации белорусов ни о чем не спрашивали.

А 1939 год? Для сегодняшней власти Беларуси это помпезный праздник. Она марширует в прошлое и все оценивает с точки зрения большевистского СССР.

Для белорусов же, которые отстаивают демократические ценности, событие действительно крайне неоднозначное. Да, восторжествовала справедливость - белорусский народ воссоединился. Это благо. Но какой ценой оно достигнуто? Путем постыдного пакта Молотова-Риббентропа, ударом в спину сражавшемуся в одиночку с фашистами польскому народу, исторически близкому нам. Мы не имеем права забывать о последовавшем разгроме компартии Западной Беларуси, о расстрелянных чекистами в Куропатах, о тысячах вагонов, навсегда увезших "западников" - белорусов, поляков, евреев - в Сибирь.

- В Белоруссии был краткий момент национального возрождения в 1990-1994 годах. Что происходило в то время в республике и в западных областях?

- Это был период второй попытки национального возрождения. Первая осуществлялась в 20-е годы нашего столетия и была жестоко подавлена в ходе процессов так называемых национал-демократов и тотальных чисток молодой творческой и научной интеллигенции республики. К моменту перестройки в республике не было ни одного университета или пединститута, готовившего учителей физики, математики или химии на родном языке. О какой белорусской школе могла идти речь? В моем городе последний белорусский класс исчез еще в конце 60-х годов. Хрущев, выступая в Белгосуниверситете, приветствовал этот процесс, сказав, что благодаря переходу на "великий и могучий русский язык" белорусы первыми войдут в коммунизм.

Еще в 1989 году в Беларуси был принят самый мягкий на территории СССР Закон о языках. Он предусматривал защиту русского языка, которому был придан статус языка межнационального общения, и реальную возможность возрождения языков других национальных меньшинств. Белорусский язык должен был постепенно вернуться в школу на протяжении 10 лет начиная с первых классов. Министерством образования разрабатывались новые учебные программы, издавались белорусские учебники и пособия. Организовывались курсы белорусского языка для учителей-предметников. Исполкомы на местах определяли, каким школам предстоит стать белорусскими, а какие нужно оставить русскими. В Гродно была построена первая польская школа, и это естественно, потому что у нас поляков больше, чем русских. Я бы не сказал, что в Западной Белоруссии этот процесс значительно отличался от других областей. Просто результат здесь был заметнее и пришел быстрее.

Был настоящий бум (в хорошем смысле слова) национальной издательской деятельности. Стали общедоступными книги о богатейшей, трагической и героической истории белорусского народа. Вы можете себе представить русскую школу, по окончании которой дети не слышали бы о Петре Великом, Иване Грозном, Дмитрии Донском и Куликовом поле? Были бы русские, имея такую школу, русскими? Верили бы они в свою государственность? Защищали бы ее? Думаю, вы согласитесь, что это были бы люди "без роду и племени", население, а не народ. Стремление вернуть свой язык, познать свои корни, желание гордиться своими предками, своим происхождением естественно и неистребимо.

Национальное возрождение, начавшееся в 1990 году, не остановилось, а лишь замедлилось. Сегодня этот естественный процесс развивается по законам, диктуемым авторитарным режимом, цензурой, запретами, атмосферой страха, но он набирает особую силу, формирует дух народа.

- Всем хочется, чтобы отношения между нашими странами были бы не просто дружественными (этого можно пожелать в отношении Прибалтики или Польши), а братскими. Зачастую недружественные акции Украины против России объясняют именно националистическим духом прозападного правительства. Можно ли при национальном подъеме в Белоруссии ожидать того, что демонстрирует нам официальный Киев?

- Белорусы и русские действительно имеют общие славянские корни, но мы помним, что славянами являются и поляки, и чехи, и болгары, и словаки, и хорваты. Мы пять веков были в одном государстве с литовцами, два с половиной - с поляками и два - с русскими. Менталитет белоруса формировался в западных традициях. Для того чтобы наши отношения были дружественными, нужно смотреть не столько назад, тем более что правдивая, немифологизированная история наших отношений имеет много трагических и горьких страниц, сколько вперед, в будущее. Нельзя вернуться в прошлое: ни в Советский Союз, ни тем более в Российскую империю. Самый крепкий союз строится не на лозунгах и ностальгии, не на навязчивом желании лидера одной страны порулить в соседней, а на искренней каждодневной уверенности, что объединение взаимовыгодно. Бесперспективно строить крепкие долгосрочные отношения на взаимной необязательности: "вы нам простите вечные долги за нефть и газ, а мы простим неуплату за военные базы". Никогда нам не построить союз и без взаимного уважения.

- Гродно - это пограничная область, где при самом мирном развитии национального вопроса всегда будет идти идеологическая борьба между православием и католичеством. Белорусы - исторически православная нация. Пока, в тяжелом положении, вы с поляками союзники, и это естественно. Но не обострится ли религиозный конфликт в будущем? Примером опять же можно взять Украину или Эстонию.

- Белорусы на протяжении столетий были на границе двух христианских течений - православия и католицизма. В отличие от поляков и русских для нас Церковь не сыграла роль консолидирующей силы. И сегодня тех, кто ходит в костел, называют поляками, тех, кто в церковь, - русскими. Белорусам в этой схеме вроде и места нет. Растворяются духовно, душевно, становятся виртуальным народом.

Большая часть белорусов приняла веру от Византии в конце Х - начале ХI века, когда церковь еще была едина. Католичество пришло в конце ХIV столетия, и его сосуществование с православием у нас было в основном мирным. Конфессиональная принадлежность белорусов выступала в качестве причины для бесконечных войн с целью "приращения земель". Реакцией на попытки денационализации белорусов и украинцев было возникновение униатской церкви. В Беларуси в конце ХVIII века 75% населения относились к этой конфессии, отличительной чертой которой была поддержка национальных традиций, культуры и языка.

Я не сказал бы, что у нас идет идеологическая борьба между православием и католичеством. Вместе с тем после долгих лет воинствующего атеизма перед многими, особенно молодыми, встает вопрос выбора. И он часто делается не в пользу православия. Православие в Беларуси так и не осознало актуальности национального возрождения в отличие от католической церкви. К сожалению, оно безразлично, а иногда и враждебно относится к белорусскому языку и предельно консервативно. Мне неприятно это констатировать еще и потому, что я сам из православной семьи. Если на Гродненщине привлекательным, более европейским выглядит католический костел, то в соседней Брестской области по тем же причинам православие в последние годы проиграло протестантской церкви. Не идет на пользу православию в условиях Беларуси и откровенная поддержка этой церкви со стороны все более непопулярного режима. Печально крылатые слова Лукашенко: "Я - православный атеист" и все более тесное сотрудничество православных иерархов Беларуси с авторитарной властью завершают картину нарастающей бездуховности.

Несмотря на сложнейшую религиозную палитру, а может, и благодаря ей, наша страна всегда сохраняла атмосферу веротерпимости. Эта удивительная толерантность живет в генах белорусов, и я верю, что она никогда не изменит нам.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1862
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4483
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2447
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2798

Другие новости