0
1093
Газета Стиль жизни Интернет-версия

21.01.2000 00:00:00

Бессмертие властителя

Тэги: Ленин


70 ЛЕТ назад, в 1930 г., в издательстве "Молодая гвардия" вышла любопытная книжка - "Ленин в русской народной сказке и восточной легенде". В предисловии к ней говорилось: "Со дня смерти Ильича прошло всего шесть лет, и, несмотря на такой короткий промежуток времени, вокруг его имени уже сложилось множество народных песен, сказок, легенд и проч.". Определенная политическая эпоха, впрочем, уже уходящая, смятая "великим переломом" 1929 г., сделала попытку утвердить некую новую реальность: народ слагает сказки, песни, легенды, былины о вожде революции; фигура вождя вписывается в колоритный ряд народных героев типа Ивана Грозного, Стеньки Разина, Емельки Пугачева, Ваньки Каина и прочих незаурядных исторических персонажей...

Трудно судить о том, в какой мере произведения, вошедшие в книгу, являются продуктом стихийного народного творчества, записанным по случаю либо корреспондентами газет, либо людьми, имеющими то или иное касательство к литературе, либо, в конце концов, студентами местных вузов, и в какой степени они - результат работы более или менее профессиональных литераторов-стилизаторов. (Кстати, публикуемая ниже сказка была записана Родионом Акульшиным в одной из деревень Вятской губернии и составлена, видимо, не ранее 1925 г.)

Так или иначе, когда перелистываешь книгу, мысль о некоей направляющей и корректирующей изустное народное творчество твердой идеологической руке возникает. Причем корректирующей в определенном, жестко заданном направлении и при этом в духе благостном и апологетическом, встраивающей это творчество в контекст мифа о неизбывной народной любви. А ведь мы знаем, что отношение народа (и крестьянства как фундамента этого народа) к властителям далеко не всегда было, мягко говоря, идиллическим. Целый сонм событий, от Кронштадтского восстания 1921 г. и знаменитой "антоновщины" до нынешнего концентрированного скепсиса в отношении всех существующих властей, подтверждают это как нельзя более убедительно.

Впрочем, возможно, что жанр этих опусов не сказка, а - быль, то есть свободное изложение неких неординарных и невероятных событий, преподносимых как нечто имевшее место быть. Во всяком случае, по утверждению составителя сборника А.В. Пясковского, именно так называют свои рассказы передающие их из уст в уста крестьяне, мужики.

Хотя в книге можно найти и "римейки", переделки традиционных сказочных сюжетов с введением нового актуального героя в привычную фольклорную ткань (как например, сказка "Как Ленин с царем народ поделили", записанная Лидией Сейфуллиной в 1918 г. в Оренбургской губернии).

Достоверно известно лишь, что смерть Ленина породила огромное количество слухов и совершенно фантастических версий, которые скрупулезно фиксировались сотрудниками ОГПУ и попадали в ежедневные спецполитсводки данного ведомства:

"На почтамте и Казанском вокзале смерть Ленина связывалась якобы с раздором в партии".

"В Можайске распространились сведения об отъезде Троцкого за границу и назревающей войне".

"Ходят слухи, что Ленина уже отстранили и что нужно ожидать перемен".

"Распространяются слухи, что т. Ленин умер уже 6 месяцев назад и все время был в замороженном виде, и только благодаря требованию съезда Советов, чтобы Ленин был показан живым или мертвым, пришлось объявить о его смерти. В связи с этими слухами наблюдается выемка вкладов из сберегательных касс".

"В пекарне # 5 МСПО распространяются слухи о созыве Учредительного собрания".

"В Иркутском линотделе милиции распространяются провокационные слухи о демонстрации безработных в Москве, которые явились в Кремль и потребовали для переговоров т. Ленина, но вместо него была выслана армейская часть с пулеметами, причем красноармейцы стрелять отказались. Высланные курсанты и комсомольцы расстреляли несколько сот безработных. Кроме того, говорят о еврейском погроме в Москве, что Ленин жив и уехал за границу вместе с Троцким"... (Эти и многие другие аналогичные примеры содержатся в публикации архивистов Л.Кошелевой и Н.Тепцова "Смерть Ленина: народная молва в спецдонесениях ОГПУ" - "Неизвестная Россия. XX век", кн. IV, М., 1993).

Можно также с уверенностью сказать, что эпоха, когда каким-либо квазилитературным фантомам могло быть дозволено стихийно, автономно от директив партии и указаний ее нового вождя складываться вокруг имени Ленина (см. уже цитированное выше предисловие к книге), - эта эпоха к 1930 г. явным образом заканчивалась. Наступала эпоха беспредельного, порой иррационального самоутверждения власти, подразумевавшей, что физическое тело вождя - вечно и бессмертно, бессмертно apriori.

Бессмертие царя, властителя, господина, вождя, овладение жизнью и смертью и произвольный переход властителя от одного состояния к другому стал официальным, хотя и непроговариваемым вслух мифом новой власти. Которая, впрочем, в этом смысле отнюдь не была оригинальной, а шла по пути наиболее амбициозных авторитарных режимов, существовавших начиная с глубокой древности. Как писал в знаменитой книге "Миф машины" Льюис Мэмфорд, "стремление к беспредельной жизни явилось частью общего раздвижения пределов, к которому привело первое великое сосредоточение власти с помощью средств, созданных мегамашиной. Человеческие слабости и прежде всего смерть были оспорены и отвергнуты".

Ассоциации с нашей совсем недавней, а отчасти и современной политической действительностью, которые вызывает публикуемый ниже текст (бесперебойное функционирование власти при живом, но скрывшемся от соратников, затаившемся вожде), делают его особенно многозначительным и в чем-то даже забавным. Что же касается перемещения тела вождя из Мавзолея ("марзолея") вовне и обратно, то этот сюжет, безусловно, провокативен, хотя, возможно, сейчас уже не столь актуален, как полгода-год назад. Позволю себе высказать мнение, что если Ельцин, при всей его амбициозности и самоощущении исторической фигуры вселенского масштаба, при всей его склонности к не лучшего рода театральности и дешевым политическим представлениям, не решился вынести тело Ленина из Мавзолея, то едва ли на это решится его преемник. Во всяком случае, в обозримом будущем... Тем более что новой политической эпохе, похоже, будет свойственно не идеологическое (а порой даже символическое), а весьма прагматическое отношение к действительности...

В заключение отмечу, что иллюстрации мы также позаимствовали из упомянутой выше книги: гравюры на дереве С.Павлинова (портрет Ленина) и С.Юдовина.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
681
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
389
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
2502
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
1964

Другие новости