0
1921
Газета Стиль жизни Интернет-версия

26.01.2000 00:00:00

Карпатороссы и великая Россия


В 1910 ГОДУ Угорская Русь получила наконец своего религиозного вождя иеромонаха Алексия (Кабалюка). Этот подлинный исповедник православия родился 12 сентября 1877 года в карпато-русской деревне Ясенье в семье лесоруба.

В ранней юности он был послушником в униатском монастыре Кишь-Баранья, вскоре бежал на Афон, где нашел пристанище в русском Свято-Пантелеимоновом монастыре, там же и принял православие. Оттуда его направляют в Россию, где он становится послушником Яблочинского монастыря на Холмщине, где и становится иеромонахом в 1910 г.

Слух о нем дошел до православных крестьян села Изы, они обратились к о. Алексию с просьбой стать у них священником. Никакие гонения не могли остановить о. Алексия. Он приехал в Угорскую Русь простым точильщиком, потому что не хотел жить на средства прихожан. Отец Алексий обходил все села, перешедшие в православие, совершал требы и таинства, наставлял и укреплял в вере. В селе Иза он в один день крестил 200 детей и причастил более тысячи верующих, а в течение двух дней крестил 400 крестьян из соседних сел.

В ответ усилились гонения. На крестьян налагали непосильные денежные штрафы, во все села были введены жандармы.

На о. Алексия началась настоящая охота, и он был вынужден бежать в Америку, где находилась большая карпато-русская колония. Там он вместе с священномучеником Александром Хотовицким продолжал свой миссионерский подвиг, и сотни тысяч карпатороссов вернулись к вере отцов.

В 1910 году православные верующие, оставшиеся без священника, обратились за содействием к России. В русский Яблочинский монастырь Холмской епархии были отправлены кандидаты для рукоположения: Василий Камень, Василий Вакаров и другие. Архиепископ Евлогий (Георгиевский) и граф Бобринский с любовью их приняли и устроили в монастыре.

23 июля 1913 года начался судебный процесс: венгерский королевский прокурор Андор Иллеш в Мараморошском Сигете передал суду акт за #5919/1913, в котором говорилось: "Мною обвиняются: Александр Кабалюк (в иночестве Алексий), 36 лет, униатского вероисповедания, лесной рабочий, русский монах), родившийся и живущий в Ясинях". Далее перечислялись еще 94 обвиняемых.

"Означенные лица, - писал прокурор,- находятся в сношениях с графом Владимиром Бобринским, русским подданным, председателем "Русского Национального Союза", членом Думы и Синода, с Евлогием Холмским, Антонием Житомиро-Волынским, православными русскими епископами, с афонскими, холмскими, киевскими, почаевскими и яблочинскими монахами и получают от них денежную поддержку. С этими лицами, кроме того с врачом Романом Геровским, адвокатом Алексеем Геровским и инженером Георгием Геровским в Черновцах( Буковина), они вошли в соглашение с целью обратить униатских жителей государства, живущих в Марамороше, Угоче и Переи, в православную русскую веру... Все это делалось с целью присоединения означенных территорий к русскому государству и подчинения их скипетру русского царя. Руководствовались они отчасти соображением материальной выгоды, отчасти же любовью к православной русской вере, которая служит национальной русской идее".

Последнее слово взял о. Алексий Кабалюк. Он торжественно заявил: "Где правду ищут, то место святое, как Церковь, это место особенно свято, ибо в нем ищется правда и весь религиозный процесс. Здесь предстоят верующие и я как священник. Я в этом храме присягаю, что я - невинный и ничего не делал против отечества. Все то, что мы совершали, делали во имя религии, а потому в этом деле последнее слово скажет Христос". Обвиненные зарыдали, тронутые этими словами. Председатель сената нетерпеливо закричал на о. Алексия. Но Кабалюк продолжил свою речь: "Какой ни будет приговор, мы его примем. Если нам придется страдать, мы будем страдать за святое дело. Я прошел три части земного шара, был в Америке, когда узнал об обвинении, и немедленно поспешил домой, тянула меня любовь к отечеству. Если стадо страдает, место пастыря среди страдающих..." ("Русский народный голос". Ужгород, 29. 12. 1933 г.)

Разбирательство длилось два месяца, а 3 марта 1914 года о. Алексий Кабалюк был осужден на 4,5 года.

Вернувшись из заключения, о. Алексий до конца жизни оставался в основанном им Свято-Никольском монастыре села Изы и продолжил свою миссионерскую деятельность. Уже в 1920 г. в Марморошском округе в селах Иза, Быстрый, Горинчево, Уйбарово, Липча, Селище, Теребля, Кошелево в православие перешло все население. В 1921 году в августе о. Алексий открывает собор Карпато-русской Православной Церкви. На него съехались более 400 человек со всех православных сел края. Делегаты приняли Устав и официальное название "Карпаторусская Восточная Православная Церковь".

Еще со времен Австро-Венгрии Подкарпатская Русь находилась в юрисдикции Сербской Церкви. Из-за гонений на православие в России съезд решил остаться в сербской юрисдикции, к тому же Сербская Церковь была наиболее близка Русской, в Сербии также располагался центр русской церковной эмиграции. Ее лидер митрополит Антоний (Храповицкий) серьезно помогал карпатороссам: на Пряшевскую Русь был отправлен знаменитый миссионер архимандрит Виталий (Максименко), бывший до революции наместником Почаевской лавры.

Естественно, возрождение православия вызвало недовольство врагов Церкви, и ими был инспирирован раскол. Константинопольский патриарх - Мелетий (Метаксакис), сторонник реформации и экуменизма, прославившийся поддержкой советских обновленцев и жестокими гонениями на валаамских монахов, державшихся старого стиля, в противовес Сербской Церкви назначает на Карпатскую Русь епископа Савватия (Врабеца). Все это делается при поддержке чехословацкого правительства, и вновь о. Алексий Кабалюк на страже церковных канонов. Карпато-русскую Церковь удалось отстоять от претензий Константинополя, однако окончательно эта проблема была решена только в 1946 году, когда отец Кабалюк возглавил движение за присоединение обеих юрисдикций к Русской Православной Церкви, которое увенчалось успехом и разделение было преодолено именно таким способом.

В 1944 году он становится инициатором и вдохновителем Православного съезда, который состоялся 18 ноября 1944 года в Мукачеве. Его делегатами были 23 православных священника, известные ученые и общественные деятели Георгий Геровский и Петр Линтур. Съезд принял обращение к Сталину. В нем говорилось:

"Мы, нижеподписавшиеся представители православных общин Карпатской Руси, выражая волю всего православного русского народа, просим включить Карпатскую Украину (Карпатскую Русь) в состав СССР в форме: Карпаторусская Советская Республика.

Желания и мечты наших предков были всегда, чтобы наша область за Карпатами, заселенная русинами, т. е. Руси сынами, возвратилась в лоно Великой Руси. Но наши поработители всегда тому препятствовали. Таким образом, мы целые столетия оставались в германо-венгерском рабстве вплоть до 1919 года.

В 1919 году на мирной конференции наша область, именуемая Карпатская Русь, согласно Сен-Жерменскому договору, на автономных правах, была присоединена к Чехословацкой республике. Уже тогда нашу область признали Карпатской Русью, ибо здесь живет искони русское племя. Сам народ именует себя "карпаторусс", "русин", т. е. Руси-сын, вера "русска", жена "русска", мама "русска" и т. д. С названием "Украина" наш народ был познакомлен только под чешским владычеством, после Первой мировой войны, и то интеллигенцией, пришедшей из Галичины. Этих галичан само чешское правительство призвало в Карпатскую Русь и их идеологию, за все время существования Чешской Республики, серьезно финансировало...

Очень интересно, что галицкие шовинисты избивали карпаторусское население и его интеллигенцию и говорили: "Кацапы, маскали, вам мисто у Москвы, у вашего Сталина". Мадъяры при избиении нас тоже говорили: "Муско, комуништо, иди в Москву к твоему Сталину".

Карпато-русский народ с великим терпением и болью сердца переносил все это, ожидая своего спасения именно от Москвы...

Наш народ-русин - Руси-сын.. Наша русскость не моложе Карпат...

Только тем и можно объяснить эту несказанную радость при встрече русской Красной армии...

Наученные горьким опытом, мы решительно заявляем, что политическая, экономическая, культурная и социальная жизнь нашего народа может успешно развиваться только в пределах великого, родного нам Советского Союза, и ни в коем случае не в каком-либо чужом государстве.

ВОЛЯ КАРПАТО-РУССКОГО НАШЕГО НАРОДА: ХОТИМ РАЗ И НАВСЕГДА СВЯЗАТЬ СВОЮ СУДЬБУ С СУДЬБОЮ НАШИХ СОПЛЕМЕННИКОВ В СССР и то определить нам Карпато-русскую Советскую Республику от Ясиня до Попрала и от Ужка до Доброчина (Дебрецена). Выражая великую радость и глубокую благодарность по поводу освобождения Великому вождю и освободителю всего славянства и Европы товарищу Маршалу Сталину и Красной Армии, мы просим принять Карпатскую Русь в состав Советского Союза.

В Мукачеве дня 18 ноября 1944 года". (Валерий Разгулов. "Подвиг архимандрита Алексия Кабалюка". "Карпатская панорама", 18 августа 1996 года.)

Участвующие в работе съезда православные священники подписали петицию, в которой просили Синод Русской Православной Церкви вступить в контакт с Синодом Сербской Православной Церкви и каноническим путем оформить переход Мукачевско-Пряшевской епархии в юрисдикцию Московской Патриархии.

Православный съезд принял решение направить свою представительную делегацию в Москву, в нее вошли все, подписавшие письмо Сталину. Днем раньше в Мукачеве состоялось общее(Окончание на стр. 5) собрание делегатов местных комитетов - о воссоединении Закарпатской Руси с великим братским русским народом. В его работе в полном составе приняли участие делегаты Православного съезда. Георгий Геровский (1806-1959) был председателем этого собрания. Он же, по решению собрания, как руководитель делегации местных комитетов должен был совместно с православной делегацией отправиться в Москву и донести правительству СССР решение представительного собрания о вхождении Подкарпатской Руси как автономной единицы в состав Российской Федерации.

У интернациональной коммунистической власти между тем были другие планы насчет Подкарпатской Руси... Есть все основания утверждать, что Православный съезд, собрание делегатов местных комитетов в Мукачеве подтолкнули политуправление фронта и местных коммунистов, естественно, с ведома Сталина срочно начать подготовку по присоединению края к Советской Украине. Уже на следующий день после Православного съезда, 19 ноября, в том же Мукачеве состоялась первая конференция коммунистов Закарпатья. 294 делегата проголосовали за резолюцию: "Про возз"еднання Закарпатськой Украини з Радянською Украиною в складе Радянського Союзу". Началась усиленная подготовка к съезду Народных комитетов, который состоялся 26 ноября 1944 года. О его работе и "судьбоносном решении" написаны сотни статей, десятки книг, но будет ли когда-то написана правда о тех событиях?

Православная делегация смогла добраться в Москву уже после съезда Народных комитетов, 7 декабря 1944 г. В Москве ей неожиданно оказали пышный прием, но не было только одного - возможности донести истинную волю своего народа высшему руководству СССР.

Более того, председатель Совета по делам в Русской Православной Церкви при СНК СССР Карпов (полковник КГБ) информировал Киев о ходе пребывания православной делегации в Москве. 8 декабря в секретном послании лидеру украинских коммунистов Н. С. Хрущеву он доносил: "В 14 часов (7 декабря) делегация была принята в Московской патриархии патриаршим местоблюстителем митрополитом Алексием, управляющим Московской епархией митрополитом Николаем, экзархом Украины митрополитом Иоанном и архиепископом Ярославским Алексием. После взаимного знакомства руководитель делегации игумен Феофан передал митрополиту Алексию петицию..."

Вскоре в "Закарпатской правде" 26 декабря 1944 г. была опубликована статья "Встреча с отцом Феофаном". В ней, в частности, писалось: "До настоящего времени мы подчинялись Сербскому Священному Синоду, который нас серьезно поддерживал, от всей души, и с развитием Русской Православной Церкви в Закарпатской Украине принято решение о присоединении к Советской Украине, что подразумевает, что Церковь тоже должна перейти к Московскому Священному Синоду". О том, что православная делегация края на встрече с Патриархом Алексием еще раз напомнила о том, что ее члены "решительно против присоединения нашей территории к Украинской ССР", в статье даже не упоминалось.

Сравнительное благополучие в жизни православных было недолгим. Последовавшие после запрета Греко-Католической Церкви преследования русинского униатского духовенства в равной мере коснулись и православных. Многие храмы, скиты и монастыри стали закрываться, а их имущество разграблено, как это было в России после революции.

Пожалуй, этот период жизни стал самым трагическим для архимандрита Алексия, ему пришлось увидеть жестокость и нечестность новой безбожной власти и то, что все русины Подкарпатья поголовно были переименованы в украинцев. Национальная политика большевиков была советской, а не русской, и Подкарпатская Русь была включена в состав УССР, большинство же русских патриотов были репрессированы.

4 декабря 1947 года архимандрит Алексий скончался. Летом 1999 г. были обретены мощи духовного отца Подкарпатской Руси. Практически полностью сохранились тело и мантия, истлели только стопы и кисти рук. Из могилы была извлечена положенная при погребении икона Иверской Божией Матери, которую отец Алексий привез с Афона, на ней даже не потускнели краски.

Мы убеждены, что его предстоящая канонизация станет началом процесса прославления всего сонма карпато-русских святых.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1789
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4356
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2388
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2717

Другие новости