0
785
Газета Стиль жизни Интернет-версия

27.09.2000 00:00:00

Простите нас, братья и сестры...


На престольный праздник, 26 июля, в наш храм архангела Гавриила, что в Антиохийском подворье на Чистых Прудах, пришло много новых людей: молодые верующие, многие с маленькими детьми, приветливо улыбающиеся друг другу, пришли до начала службы, достали тонкие книжицы с текстом литургии и стали усердно молиться. Я обрадовалась их приходу, с радостью смотрела на молодые ясные лица и думала, какое счастье, что сегодня наш небольшой приход так вырос и к нам пришли новые люди, причем, видимо, не случайные, не экскурсанты, а серьезные образованные христиане. Как жаль, что такое бывает только на праздник, а потом наш приход опять поредеет. Да и есть ли у нас настоящий приход? Почти всех я знаю в лицо, но многих даже не знаю по имени, хотя много лет молюсь с ними в одном храме.

Прихожане делятся на небольшие группы, которые окружают одного из четырех священников, мало общаются друг с другом. Заболей или, не дай Бог, умри кто-то из тех, с кем я привыкла объединяться в молитве, я даже не узнаю о его беде или кончине. Разрозненность прихожан всегда удручала меня, но я всегда уповала на Бога и Его помощь нуждающимся, которая возместит нашу разрозненность и равнодушие.

Проповедь читал владыка Нифон, настоятель подворья, среди почетных гостей праздника он назвал и отца Кочеткова. Так и сказал: "Мы рады видеть сегодня среди нас отца Кочеткова". Он намеренно назвал священника по фамилии: видимо, хотел, чтобы его не спутали с каким-либо другим отцом Георгием. И я поняла, что перед нами гонимая община, радость от их светлых лиц и усердных молитв омрачилась жалостью к ним и страхом за их судьбу.

"Наш храм - ваш храм", - радушно обратился к новым прихожанам владыка Нифон на следующей воскресной службе, и я вздохнула с облегчением. Наконец-то, подумала я, эта славная, идущая к Богу молодежь нашла пристанище. Я была благодарна нашему владыке, который оказался достаточно мужественным, чтобы открыть дверь странствующей бездомной общине. Я и себя чувствовала гостеприимной хозяйкой, хотя в том не было никакой моей заслуги. Я была лишь счастливым свидетелем христианского странноприимства.

Но радость моя была недолгой. Вскоре до меня дошли слухи, что некоторые священники и прихожане оказались не способны с любовью принять своих братьев и сестер. Они с ожесточением стали называть общину отца Георгия еретиками, сектантами: мол, книжки читают во время службы, поют вместе с хором, да еще целуются и говорят друг другу что-то "непотребное", чуть ли не "Христос Воскресе" посреди лета. Мы показали свое дремучее невежество, восстали против сакральных книг с текстом Божественной литургии и против настоящего участия народа Божьего в службе. Хор, порой светский, наполовину состоящий из неверующих, но профессиональных певцов, которые могут в перерывах между песнопениями читать развлекательные журналы и отстраненно перебрасываться шутками (благо их на хорах не видно), разве может и должен представлять молящийся храм? Разве это не наш недостаток, что мы все не поем, не отвечаем на возгласы, а передаем нашу молитву другим людям, часто посторонним и не знающим Бога?

И вот наконец я увидела то, о чем часто мечтала, что мы будем в приходе знать друг друга и вместе едиными устами будем славить Бога, потому что мы народ Божий и мы хотим наполнить наш храм нашими, а не наемными голосами.

Помню, как однажды, оказавшись в Америке в православном храме, я подошла к кресту, и батюшка Михаил, американец, стараясь сделать мне приятное, на ломаном русском языке радостно произнес: "Христос посреди нас", а я растерялась, не знала, что ответить, и сконфуженно пробормотала в ответ: "Спаси вас Господи". Нашла потом текст литургии и в пояснении прочла: "Архиерей творит целование с прочими священнослужителями, приветствуя каждого братолюбно, по завещанию Апостола, от чиста сердца: Христос посреде нас! на что другой ответствует: и есть и будет... Древние целовали друг друга... когда и по какой причине упразднился благочестивый обряд взаимного целования народа, не видно из истории Церкви" (см. "Догматическое, историческое и таинственное изъяснение Божественной литургии", 1894, переизданное в 1993 г. Издательским отделом Московского Патриархата). Я прочла и устыдилась собственного невежества.

Победила наша злоба, с которой иудеи кричали "Распни его, распни!" у креста, а позднее забрасывали камнями архидьякона Стефана.

Храм опустел, общине отца Георгия была прочитана отповедь вместо проповеди, а затем было отказано от храма. А я стояла в опустевшем храме и плакала всю службу. Мне стыдно за мой приход, и прошу у вас, братья и сестры, прощения... Поверьте, что мое чувство стыда и мою любовь к вам разделяют многие из наших прихожан. Простите нас, что мы в двух наших храмах, пустующих во время служб в будние дни, не нашли для вас места, а в наших сердцах не нашли достаточно любви и мужества для того, чтобы принять вас по-христиански.

С глубоким сожалением,
Елена Волкова,
прихожанка Антиохийского подворья


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
1311
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
976
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
1167
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
762

Другие новости