0
1756
Газета Стиль жизни Интернет-версия

05.10.2000 00:00:00

Вышедший победителем

Олег Спасский

Об авторе: Олег Дмитриевич Спасский - главный редактор журнала "Теннис +".

Тэги: кафельников, теннис, спорт, олимпиада


кафельников, теннис, спорт, олимпиада Евгений Кафельников.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

Когда за неделю до начала XXVII Олимпийских игр в Сиднее Кафельников проиграл матч второго круга в Ташкенте, он был ошарашен, смят, не находил себе места. Вечером зашел в номер к директору национальной команды Кубка Дэвиса Кириллу Костырко и не уходил долго, до поздней ночи. Евгений был подавлен, растерян. Может быть, отчасти и потому, что недавний триумфатор US Open Марат Сафин продолжал выступление в турнире и мог, в случае победы, не только еще более увеличить свой отрыв в ATP Champions Race от старшего своего партнера по сборной, но и - более того - возглавить эту чемпионскую гонку. Впервые за пять лет Кафельников утратил право называться первым теннисистом России. Требовалось время, чтобы свыкнуться с новым своим положением в отечественном теннисе. Возможно, именно поэтому и сказал Евгений Кириллу, что только победа на Олимпиаде позволит ему подняться в глазах российских болельщиков.

Давайте припомним. Кафельников стал первым нашим соотечественником, победившим на Открытом первенстве Франции, а затем и на Открытом чемпионате Австралии, и эти успехи ввели Евгения в ранг "бессмертных". И как бы ни сложилась его судьба, он уже вошел в историю мирового тенниса. К осени 2000-го на счету Кафельникова было двадцать "титулов" - так, напомню, в теннисном мире величают победу спортсмена в турнире АТР.

Как определить место и роль Евгения в отечественном теннисе?

Несколько лет назад Александр Волков, один из ведущих теннисистов нашей страны, выигравший три турнира АТР и сыгравший больше двух десятков матчей в розыгрышах Кубка Дэвиса, неофициального командного чемпионата мира по теннису, отвечая на вопрос журналиста, с кем бы, по его мнению, лучше всего было сыграть команде России в следующем матче, сказал, как обычно, с иронией:

- Да какая мне разница, кого в следующий раз обыграет Кафельников!..

О Кафельникове, о его победах и неудачах писал не однажды. Через пару недель в издательстве "Терра-Спорт" должна выйти моя книга о нем. Не слишком часто, обычно один раз в сезоне, бываю на турнирах "Большого шлема". Итоговые соревнования года, будь то "Кубок Большого шлема" или чемпионат мира АТР, почти не пропускал, но вот Уимблдон или Открытые чемпионаты Австралии, Франции и США посещаю реже. Так неудивительно ли мое репортерское везение, если я был свидетелем дебюта Кафельникова в турнирах "Большого шлема" ("Ролан Гаррос"-93), если довелось мне работать на турнире, где Евгений был впервые "посеян" в соревнованиях "Большого шлема" - Уимблдон-94, если стал я свидетелем первого выхода Кафельникова в соревнованиях такого уровня в четвертьфинал - Australian Open-95, если писал я об Открытом чемпионате Франции 1996-го, где Евгений достиг высшего взлета в своей карьере, выиграв звание чемпиона и в одиночном, и в парном (вместе с чехом Даниэлем Вацком) разрядах, если год спустя повезло мне увидеть и вторую победу Евгения и Даниэля на "Ролан Гаррос", если, наконец, аккредитован я был и в Ганновере-97, на чемпионате АТР, где Кафельников впервые сумел пробиться в финал.

Ну, как после этого не попробовать написать книгу о Кафельникове!

Конечно же, Евгений со временем меняется.

Мне показалось на исходе 1997-го: Кафельников впервые осознал, что важны не только очки, но и взаимопонимание со зрителями.

Таким общительным, раскованным, спокойным, охотно отвечающим на вопросы журналистов прежде я его никогда не видел.

Он, конечно, знает, что общение с журналистами - его обязанность. И он общается с ними. Увы, чаще с зарубежными, чем с нашими. Обидно, нехорошо? Конечно. Но не виноваты ли в этом и те люди, кто пишет о теннисе?

Не однажды присутствовал при его беседах с журналистами. И никогда не понимал, почему чуть ли не все мои коллеги обращаются к нему на "ты". Он что, предлагал вам такие вот панибратские отношения? Помню, как в таких случаях молодой знаменитый шахматный чемпион ставил своих собеседников на место, тоже обращаясь к ним на "ты", хотя они были старше его лет на 30-40.

Кафельников (и он не однажды об этом напоминал) терпеть не может, когда ему навязываются едва ли не в друзья. Он говорил об этом и на пресс-конференциях, и в частных беседах.

Евгению уже 26, он не мальчик, не новичок в АТР Tour, однако по-прежнему играет очень много, хотя теперь уже и не больше всех. Вот и в Сидней он полетел из Ташкента и, получив на Играх всего лишь пятый стартовый номер, финишировал тем не менее первым. Золотым медалистом. Чемпионом XXVII Олимпийских игр.

Евгений подхватил золотую эстафету у чемпиона прошлых Игр Андре Агасси. Последний не приехал на Олимпиаду по уважительной причине - за несколько недель до Олимпиады врачи обнаружили раковые опухоли у его мамы и сестры, и понятно, что ему было не до соревнований. Не приехал и Сампрас, однако состав участников оказался вопреки всем опасениям скептиков просто первоклассным. Достаточно сказать, что двукратный победитель Открытого чемпионата США (1997-1998) австралиец Патрик Рафтер был "посеян" только тринадцатым. Более высокие, чем у Евгения, стартовые номера достались Марату Сафину (1), за день до начала олимпийского турнира возглавившему ATP Champions Race, бразильцу Густаво Куэртену (2), нынешнему лидеру этой гонки, шведу Магнусу Норману (3) и еще одному хозяину кортов австралийцу Ллейтону Хьюитту (4).

Евгению на старте попался не самый опасный соперник - костариканец Хуан Антонио Марин, которому Кафельников отдал в двух сетах всего один гейм. В следующем поединке против сочинца играл сильный аргентинец Хуан Игнасио Чела, и снова Кафельников выиграл обе партии. А вот в третьем круге Евгению достался уже по-настоящему опасный соперник - Марк Филиппуссис, "посеянный" 11-м. Легко представить себе, что творилось на трибунах, как поддерживали местные болельщики своего любимца. Однако и Марк не смог взять у Евгения ни сета.

Тем временем один за другим принуждены были зачехлить ракетки многие фавориты, в их числе, к сожалению, и Сафин.

Вот так и получилось, что на пути к финалу критическим, наиболее опасным для Евгения стал четвертьфинальный матч. Он соперничал с Куэртеном. С тем самым бразильцем, которого он за три месяца до встречи в Сиднее не смог победить на "Ролан Гаррос"-2000. На этот раз сочинец был последователен и неумолим - 6:4, 7:5.

Полуфинал оказался чуть проще, хотя француз Арно Ди Паскуале (он моложе Кафельникова на пять лет) бил по мячу, по мнению Евгения, с такой же силой, как Сафин, однако разница в классе, в опыте все же сказалась, и наш теннисист снова выиграл в двух сетах.

Верхняя половина турнирной "сетки" делегировала в финал немца Томми Хааса, в числе жертв которого был и испанец Алекс Корретха, "посеяный" шестым. Преимущество в личных поединках было на стороне Кафельникова, однако двадцатидвухлетний немец, живущий сейчас в Брадентоне (Флорида), "забыл" об этом и вышел на корт с настроением "сейчас - или никогда". Но в почти четырехчасовой битве Кафельников оказался сильнее. Дважды вел он в счете по сетам - 1:0, 2:1, и дважды Хаас выравнивал положение. Но в пятом, решающем сете Кафельников был явно сильнее 6:3.

Победа! Такая нужная команде России!

Какой турнир "Большого шлема" и когда выиграет Кафельников? Где и в какой день совершит он третье свое восхождение? И совершит ли?

Непременно. Может быть, завтра. Может быть, послезавтра. Возможно, снова в Париже. Возможно, в Мельбурне. Но ведь не исключено, что в Нью-Йорке или - а почему бы и нет? - в Лондоне.

Евгений покорил многие вершины. Дважды, в 1999-м и 2000-м годах, Кафельников был и на верхней ступеньке мирового рейтинга.

Не стану гадать, по этой ли причине (достижение цели всегда прибавляет человеку уверенности) или по какой-либо другой, но Евгений, как мы теперь знаем, произвел переоценку теннисных ценностей.

Как тут не вспомнить один разговор, случившийся четыре с лишним года назад, в самолете, когда мой собеседник и я летели в Атланту на Игры XXVI Олимпиады.

Дмитрий Сватковский, страстный любитель тенниса, пятиборец, к тому времени был двукратным чемпионом мира и серебряным призером Олимпийских игр в Барселоне (1992).

Обменялись несколькими общими фразами, и тут вдруг мой собеседник спросил, почему в команде нет Кафельникова. Он слышал об отказе Евгения от участия в Играх, но так и не понял, почему тот принял такое решение.

- Все спортсмены мечтают попасть на Олимпиаду┘ Все┘ Смотрите, какие знаменитости собрались в американской баскетбольной "Dream Team", сверхзвезды, супермиллионеры, познавшие славу, несоизмеримую с той, что достается, так сказать, обычным олимпийским чемпионам. Баскетбол в Америке едва ли не религия. И тем не менее Шакил О"Нил и компания рвались в Атланту┘

Я рассказал об интервью Кафельникова, которое напечатал в те дни еженедельник АТР. Там Евгений объяснил, что он должен особенно хорошо подготовиться к US Open и тем турнирам, что предшествуют Открытому чемпионату Америки, поскольку у него появляется шанс стать первым в мировом рейтинге - расклад очков у соперников позволяет ему надеяться на это.

Сватковский задумался. Потом, после долгой паузы, с сомнением заметил:

- Если ты действительно сильнейший, если у тебя есть право на мировое лидерство, то причем здесь расклад сил в ту или иную неделю? В теннис играют круглый год, турниров уйма, и если ты и в самом деле первый, то какая разница, когда займешь первую строчку в рейтинге. Если рассчитываешь быть лидером не одну неделю, если хочешь занять в теннисе такое же место, как Сампрас или - раньше - Коннорс, если твое лидерство не случайное, не на пять минут, то Олимпиада помешать не может┘ Или я не прав? Тем более что Кафельников мог бы принести команде медаль. Совсем не лишнюю┘

Я, признаюсь, тоже был огорчен решением Кафельникова, реального претендента на олимпийское золото. После матчей в Атланте можно было предположить, что наш мужской теннис мог принести России даже не одну, а две олимпийские медали. И в паре Кафельников вместе с Андреем Ольховским имел все основания на награду.

Перед Сиднеем Кафельников, как и перед Атлантой, сомневался. Он не из тех людей, для кого важнее всего поставить "галочку". Если играть, то по-настоящему. Если ехать на турнир, то за победой. Она, конечно, не всегда приходит, эта победа. Но биться за нее надо всегда до конца. Именно потому Кафельников и сомневался, лететь ли за моря-океаны. Только об этом он говорил в дни US Open: о собственной готовности к достойному выступлению на Играх. И его ли вина, что кто-то из журналистов, а вместе с ними и некоторые спортивные руководители превратно истолковали его сомнения. И даже поспешили упрекнуть его в отсутствии патриотизма.

Год нынешний сложился не так, как хотелось бы. Обидно. Но в спорте случается всякое, и едва ли было справедливым писать и говорить о Евгении, как о спортсмене, уже едущем с ярмарки. Едва ли прилично было напоминать нам (и ему тоже!), что он теперь не первая ракетка России. Рискованно спешить с командой: "На первый-второй рассчитайсь!"

Тем более что Кафельников являет собой пример не только чемпиона, покоряющего корты, но и молодого человека, который собственными усилиями, волей, талантом добился впечатляющих жизненных успехов. Это человек, который сделал себя сам. И в этом утверждении нет и намека на недооценку роли семьи или помощи его тренеров.

Олимпийские чемпионы никогда не становятся бывшими. Никогда не уступают своих званий. Придут новые таланты, появятся новые чемпионы, но Кафельников навсегда останется в истории мирового спорта.

А карьера его продолжается. Он снова играет, снова на корте. Снова преодолевает сопротивление соперников и скепсис болельщиков и журналистов.

Изумился требовательности еженедельника, отмечавшего олимпийский триумф Евгения: "Удача улыбалась нашему герою - большинство соперников, с которыми Евгений выходил сражаться на корте, были откровенно слабее его". Помилуйте, братцы! Если спортсмен "посеян" пятым, то в "сетке", где 64 игрока, 58 непременно будут стоять в рейтинге ниже его. Но ведь в Сиднее и до финала Кафельников сыграл с Филиппуссисом и Куэртеном, а ведь именно Куэртен, поверженный Кафельниковым в четвертьфинале, стал после трех выигранных им на Олимпиаде матчей лидером Champions Race, т.е. первым к нынешней неделе теннисистом мира. Каких же более сильных соперников ждал цитируемый мной еженедельник!

Евгений прям и откровенен. Порой слишком. Иногда мне кажется, что Кафельникову в общении с прессой стоило бы добавить чуть-чуть того, что Владимир Набоков назвал "легкой, вдохновенной лживостью..." Звучит же иногда в наших с вами сегодняшних разговорах: "Я говорю то, что люди хотят услышать".

Думая о последних сезонах теннисиста, не могу удержаться от искушения привести еще одну мысль Набокова - об удовлетворении человека, вышедшего победителем из схватки с судьбой.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
996
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
2826
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1594
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
1963

Другие новости