0
937
Газета Стиль жизни Интернет-версия

06.03.2001 00:00:00

Самба с коррупцией

Тэги: коррупция, взятка, чиновник


коррупция, взятка, чиновник Чиновники всегда брали.
Петр Боклевский. Иллюстрация к комедии Николая Гоголя "Ревизор"

Коррупция - подкуп, соблазнение, развращение взятками (должностных лиц)

Толковый словарь русского языка под ред. Д.М. Ушакова

В ТОЛКОВОМ словаре Владимира Даля слова "коррупция" нет. Для этого явления существует отечественный термин - мздоимство, вошедшее в поговорки, обличавшееся российскими писателями, но не изжитое до сих пор. Должностные лица в современной правовой практике России - это прежде всего государственные служащие органов исполнительной и судебной власти всех ее уровней - от федеральных до муниципальных, а также члены и аппарат всей вертикали наших законодательных органов. Мы зовем их всех вместе - чиновниками. Борьба с коррупцией - модный лозунг начала 90-х, скороговорка каждого вновь образованного правительства, на которую уже не обращают внимания, как на обветшавший транспарант над отчим домом или рекламу у входа в метро. Конечно, ворюги "милей, чем кровопийцы", только жаль, что у нас по-прежнему нет иного выбора.

Основная, исходная причина коррупции проста. Человек, управляющий тем, что ему не принадлежит, человек, распределяющий или отнимающий блага и привилегии, которыми сам не может воспользоваться или может только отчасти, человек, создающий законодательное оформление этих привилегий, всегда подвергается искушению. И не важно: сам ли он ищет искусителей или поддается их соблазняющему воздействию. Видели бы вы, как заискивают перед простым "куратором" министерства генеральные директоры, как здороваются с рядовым сотрудником аппарата правительства маститые академики. В руках чиновников, не только тех, кто "решает", но и тех, кто "готовит" вопрос, сосредоточена огромная власть. Какие бы высокие оклады ни платили чиновникам, какие бы страшные наказания им ни грозили, каждый имеет родственников, друзей, доверенных лиц, которые ему ближе и которые воспользуются плодами этой близости.

Каждый ограничен своими представлениями, знаниями и временем жизни. Он имеет некоторую частную собственность, определенную власть в семье, где управляет и распределяет по своему разумению. Поступая на госслужбу или поднимаясь по ее ступеням, он оказывается в условиях, когда размеры и стоимость управляемого им государственного имущества во много раз превосходят все, чем он владеет как частное лицо. Он закончил университеты, защитил диссертации, повысил квалификацию в академии госслужбы. С детства родители и учителя твердили, что надо быть честным, правдивым, смелым. Великая русская литература подкрепляла эти идеалы светлыми образами. Но рядом шла реальная жизнь, в которой минимальным свидетельством успеха был комплект: "квартира, машина, дача". Это ведь тоже не худший идеал обеспеченного человеческого существования.

Наше время существенно раздвинуло рамки возможностей: машина - Мерседес, дача - на Канарах, миллионеры - в парламент. При этом существуют два характерных отечественных отличия: в России произошел и еще длится революционный красный передел собственности и все мы являемся членами популяции с обедненным генофондом - следствие семидесяти лет насилия, репрессий и диктатуры.

Иногда в качестве отличительной черты современности полагают легализацию криминальных структур, сращивание их с властью и т.п. Но органы насилия советских времен, стоявшие на службе и страже власти, сами представляли собой криминальные структуры, подчинявшиеся не законам, а авторитетам, действовавшие под покровом секретности и т.д. Одна часть этого аппарата боролась с обычным, теневым криминалитетом, а девять десятых - держали в страхе общество. И как ни обидно нам, жившим в те годы, но советская власть всегда имела криминальный характер. Да и самодержавие с позиции современных представлений о законности также по существу криминально.

Коррупция существовала и при грозном Иване, и при великом Петре. Советская власть произвела дополнительную причину коррупции - идеологическую. Ее чиновников объединял еще цвет партийных книжек, которые помимо всего прочего служили необходимым пропуском в сословие начальников, номенклатуру.

Некоторые пытаются представить дело так, будто партийные дисциплина и нравственность в советские времена ограничивали коррупцию. Это - или наглая ложь, или наивное заблуждение. Партминимум сопровождался максимумом привилегий, и борзые щенки плодились как кролики. Большинство нынешних чиновников и начальников принадлежит к тем девятнадцати миллионам, совокупность которых претендовала на "честь и совесть эпохи", а ее члены сохранили прежние повадки и ухватки. Так что наиболее легкий путь борьбы с коррупцией в России - это омоложение кадров.

Более трудный и эффективный путь - уменьшение числа предприятий, подвластных государству, и изменение условий существования власти: управления, распределения и т.д. И здесь важную роль должно играть ее законодательное оформление: разработка четких границ ответственности, создание механизмов наказания за нарушения этих границ и ясных методов контроля и оповещения.

В содержании понятия ответственности следует четко устанавливать субъект ответственности (кто отвечает), предмет ответственности (за что отвечает) и компетентный орган (перед кем отвечает).

Юридическая ответственность наступает в результате нарушения правовых норм, определяется государством, а санкции за нарушения налагаются его компетентным органом. Субъектом ответственности может выступать как физическое, так и юридическое лицо, организация.

Уголовная ответственность наступает при нарушении законов (преступление), гражданская - при нарушении имущественных и личных прав граждан и организаций, также определенных законодательно. При этом может реализовываться материальная ответственность. В этих случаях компетентные органы государства - суды.

Административная ответственность наступает при нарушении подзаконных, ведомственных актов, поэтому ее часто называют ведомственной. Дисциплинарная ответственность является частью административной. Компетентный орган - орган исполнительной власти, ведомство.

Я не юрист, а теплофизик и при рассмотрении явления привык строить его математическую модель. Эта модель должна соответствовать результатам наблюдений, содержать нулевое и асимптотические решения и быть пригодной для последующего развития. Если определить величину коррупции К как сумму денег, полученных чиновниками в среднем по государству, то можно записать:

К=NlmV:abc

где N - общее число чиновников;

l - концентрация коррумпированных чиновников;

m - средняя частота события (получение взятки, подарка, услуги, 1/чел.год);

V - средний объем взятки, подарка, услуги, выраженный в рублях.

В знаменателе содержатся корреляционные коэффициенты отражающие:

a - неотвратимость наказания;

b - тяжесть наказания;

c - действенность контроля и оповещения.

Построение моделей - дело творческое. Качество моделей зависит от интеллекта, интуиции, удачи ученого. Предложенная формула не претендует на исчерпывающее описание. Да и социальные отношения очень грубо могут описываться алгебраическими методами. Но основные черты явления эта модель схватывает.

Чрезвычайно увлекательным является анализ модели, сопоставление ее результатов с экспериментами, с практикой. Очевидно, что коррупция зависит от всех четырех членов в числителе прямо пропорционально: равна нулю при их нулевых значениях и увеличивается при их возрастании. Зависимость К от трех членов в знаменателе обратно пропорциональна: при стремлении к нулю каждого из сомножителей К возрастает, а при их увеличении - падает. При этом надо учитывать нелинейность функции, возможные зависимости членов правой части формулы друг от друга. Например, стремление "выйти в чиновники" сильнее с ростом возможности безнаказанных злоупотреблений, что приводит к возрастанию N.

Если общее число чиновников равняется нулю, то коррупции нет. Как мигрень полностью устраняется только гильотиной, полностью победить коррупцию можно, лишь полностью устранив государственную власть. Но т.к. подобного состояния в истории не было, этот тезис, как говорят в математике, иллюстрирует асимптотическое решение. Уменьшение кадровой базы коррупции снизило бы ее масштабы. Вот прекрасное поле деятельности для совершенствования государственного устройства. А то с каждым новым изменением структуры федеральных органов число госслужащих растет. Впрочем, также растет и аппарат Думы. Но наибольшее число чиновников по всей стране приходится, разумеется, на местный уровень.

Однако и при ненулевом числе чиновников, но при их высоких моральных качествах l будет снижаться и К будет мало. Это поле деятельности семьи, религии, воспитательных учреждений.

Тут многое зависит от условий жизнеустройства, от морального климата в обществе. В доимператорской России считалось само собой разумеющимся, что приказнослужители живут поборами с просителей. Среди нынешних чиновников бытует горькая шутка, что берут-то все, да не всем дают. Т.е. в нашем обществе существуют условия для злоупотреблений и пользоваться ими или нет - дело совести каждого.

Частота и величина взяток - это интимное дело двоих. Их численные значения могут устанавливать органы дознания или суды. Но коррумпированность этих учреждений никогда не позволит посторонним узнать масштабы коррупции. Так обнаруживаются нелинейные обратные связи в общественных отношениях и выражается сложность проблемы.

Каждый чиновник работает в достаточно широких границах и может принимать то или иное решение внутри служебных рамок, строго говоря, не нарушая законов и должностных инструкций. Они нарушаются тогда, когда он берет за это взятки. Но трудно зафиксировать подобные события, а уж еще труднее с ними бороться.

Еще более трудно оценить корреляционные коэффициенты. Казалось бы, неотвратимость наказания прямо зависит от числа законов и иных правовых актов, устанавливающих границы ответственности, порядок деятельности, должностные инструкции. Но как в военной науке средства нападения всегда эффективней любой обороны, так и в жизни: чем жестче и уже рамки, тем изворотливее и изощреннее их нарушители.

Тяжесть наказания, казалось бы, наиболее действенное средство борьбы с коррупцией, но это только на первый взгляд. Известно, что в Китае, где проштрафившимся чиновникам чуть ли не отрубают голову, коррупция сильнее, чем в Дании, где нет смертной казни.

Вообще все, что связано с уголовной и гражданской ответственностью, с наказанием, зависит от совершенства судебной системы. За последние годы в этой области мало что изменилось. Судя по статистике, публикуемой в печати, раскрываемость преступлений низкая, а количество преступлений, связанных с коррупцией,- вообще неизвестно.

Реформы последних лет мало коснулись третьей власти. Кажется, что после попыток 1993 года Конституционного суда вмешиваться в политику активность в совершенствовании судопроизводства вообще сошла на нет. А ведь реформы Александра II касались в большой степени именно судебных структур, и в этой области признавались большие успехи. Значение, которое имеют суды, их структурирование и качество определяют скорость судебных решений, эффективность наказания и, в конечном счете, - защищенность гражданина в демократическом государстве.

В последнее время нет недостатка в декларациях по поводу важности судебных реформ, усиления судебной власти. В документах самого высокого уровня содержатся упования на повышение роли судов. Но не надо забывать, что именно для судейских чиновников, в первую очередь, в народе придуманы такие названия, как "крапивное семя", "приказные крючки", т.е. по-простому - взяточники.

Большое значение могут иметь органы контроля, средства массовой информации. Но и здесь медаль имеет обратную сторону. Самый привычный способ наращивания числа чиновников - это организация контроля за контролерами. Такая пирамида не имеет конца, а ее эффективность обратно пропорциональна числу участников.

Средства оповещения также встроены в общую систему. В самих СМИ часто пишут о заказных статьях, о плате за выступление по TV и т.п. Таким образом анализ модели дает неутешительные итоги: все связи нелинейны, т.е. все переплетено, все повязаны и условия для коррупции в нашем обществе, к сожалению, самые благоприятные.

Президент, правительство призывают на борьбу с коррупцией все государственные структуры: министерства и ведомства, правоохранительные органы, судебные власти, законодателей и т.д. Каждая из них воздействует на соответствующие коэффициенты модели, усилия каждой из структур должны быть объединены, скоординированы в нужном направлении. Анализ модели позволяет сделать неожиданный вывод. Если рассматривать К как величину денежной массы, выведенной из налогообложения, то координатором всех действий должны стать налоговые органы.

Но любой умозрительный вывод проверяется практикой, и не дай Бог экспериментировать на всей стране. Принимать решения должны те, кто взял на себя ответственность за судьбы страны. В первую очередь президент.

Пока же борьба с коррупцией скорее напоминает самбу - темпераментный танец, где каждый импровизирует, как хочет и может, где контакт с партнером не обязателен, все веселы, готовы к зачатию и танцуют сами по себе.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2054
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4748
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2599
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2986

Другие новости