0
1228
Газета Стиль жизни Интернет-версия

11.04.2001 00:00:00

Политология нищеты и несвободы

Тэги: шахназаров, политология, наука


На втором Всероссийском политологическом конгрессе Георгий Шахназаров, полемизируя с одним из докладчиков, с сожалением заметил, что мы сегодня отмечаем десятилетие отнюдь не политической науки, а адаптации зарубежных, в первую очередь североамериканских, политологических установок. Не случайно конгресс не стал знаменательным событием в преодолении сложившейся ситуации. Он выявил, по нашему мнению, несколько болевых точек и нерешенных вопросов в отечественном политическом знании, в ментальности политтехнологов, специалистов высшей школы и научно-исследовательских учреждений. Так получилось, что российская политическая наука стала складываться в контексте формирования символов и механизмов социальной идентификации интеллигенции. Включенность данной науки в процесс становления идентификационных механизмов почти автоматически привела к ситуации, когда групповые комплексы и социальные предрассудки интеллигенции были привнесены в методологию политических исследований.

Случилось так, как об этом неоднократно предупреждали русские философы, социологи и политологи: объективное знание о политических трансформационных процессах было заменено или подменено чисто интеллигентскими общественными ассоциациями и умонастроениями. Самоидентификация интеллигенции в новых условиях происходила и происходит на базе двух тенденций: а) антикоммунизма; б) некритического перенесения зарубежных мировоззренческих установок в политическое мышление и технологии. Антикоммунизм ничем не лучше и не продуктивнее коммунизма. Российский либерализм является в современном своем варианте антикоммунистическим и мечтательно-разрушительным, и в нем идея прав человека грубо противопоставлена идее социальной справедливости, что прямо противоположно российской политической ментальности. "Одна свобода еще ничего не дает народному большинству, - писал Владимир Соловьев, - если нет равенства".

Сервильность политического мышления интеллигенции проявилась и на этот раз. Интеллигенция совершенно не преуспела в осмыслении непростой российской политической ситуации, но явно переусердствовала в проведении аналогий между этой ситуацией и западными демократиями, сведения о которых стало принято считать самым совершенным, законченным и целостным знанием. Опять же к месту вспомнить отечественных авторов, таких, как Георгий Флоровский, который писал после октябрьских событий 1917 года, что "русская разруха имеет глубокое духовное корнесловие, есть итог и финал давнего и застарелого духовного кризиса, болезненного внутреннего распада".

Качественными характеристиками русской интеллигенции как раньше, так и теперь являются вещи, в своем единстве образующие величину не органическую, а механическую: высокий уровень образованности; высокая социальная ответственность и совестливость; радикализм в сочетании с конформизмом в мышлении и деятельности; социальная беспочвенность; невостребованность властью. Интеллигенция постоянно воспроизводила и воспроизводит эти черты, в зависимости от ситуации отдавая дань то одной, то другой из них. Это сказалось и на современном политическом знании, воспроизведенном в ментальности русской интеллигенции. На первое место вышла отнюдь не ответственность перед обществом, а совершенно другие качества из данного перечня. Уместно вспомнить Николая Бердяева: "интеллигенция приняла раскольнический характер┘ Она жила в расколе с окружающей действительностью, которую считала злой, и в ней выработалась фанатическая раскольничья мораль".

Таким образом, в кризисе современной российской политической науки нужно видеть его социальную и ментальную основу. Социальная - маргинализация интеллигенции и вытеснение ее на обочину социального процесса; ментальная - сервильность политического мышления. Правильнее было бы говорить не о кризисе, а о несамостоятельности российской политической науки как феномене сумерек чисто интеллигентского политического сознания. Одни политические теоретические стереотипы ушли в прошлое, а другие просто заимствованы и практически не адаптированы к российским условиям. Это чисто нигилистическая интеллигентская методология. Нигилизм мировоззренчески питает как радикализм, так и конформизм интеллигенции. Радикализм - в ее высших, привилегированных эшелонах, конформизм - внизу, на наиболее массовом уровне. Маргинализация современной русской интеллигенции не в том, что она стала жить хуже, а в том, что она практически без остатка распалась на радикалов и маргиналов, как бы ушла от идеологии и методологии срединного положения. Хилый средний класс остался один на один со своими экономическими и идеологическими проблемами, а интеллигенция из авангарда идейного процесса в основном переместилась на его обочину.

Кризис социального носителя политического знания естественным образом переместился на содержание самого знания, и в первую очередь на понимание роли и места социальных субъектов в политике и во власти. Теория разделения властей, лежащая в основе политологии, в основном сводится к функционированию трех ее ветвей. Общество как субъект "верховной" власти (Вл. Соловьев) в данной системе координат в подавляющей массе исследований практически не рассматривается. Базовой категорией выступает обычно политическая система, тем самым общество практически отождествляется с этой системой, что в свое время было классически осуществлено Лениным в работе "Государство и революция".

Можно идти дальше и говорить об отождествлении большинством политологов политико-общностной структуры современного социума с его институциональной структурой. Государство и другие бюрократические структуры как бы поглощают политическое сообщество, реально не имеющее механизмов своей, независимой от бюрократии политической самоорганизации. На основе сведения общества к государству, а государства - к номенклатуре и бюрократии сформировалась отечественная теория элит и общественного мнения как фактора и регулятора власти.

Формирование отечественной политологии в течение последних десяти лет ускоренно шло по линии внешних заимствований, приведения категориального аппарата науки в соответствие с западными теоретико-мировоззренческими нормами. Особенно отчетливо это проявилось на примере исследований элитных слоев общества. В так называемой российской элите многие политологи почему-то увидели своего рода референтную группу, от которой стали вести отсчет других процессов и политических институтов. Элитой в России традиционно была аристократия, высшие слои интеллигенции, сочетающие в себе высокую образованность, культуру с не менее высокими нравственными нормами и социальной групповой ответственностью перед обществом и индивидуально-интимной перед Богом. Аристократией она была не только по социальному статусу, но и по духу, по ментальности, и именно из этого вытекала ее монополия на лидерство в обществе и власть в государстве, а не наоборот, как в постсоветской России. Бывшая партийно-советская и комсомольская номенклатура, кое-как обучившись азам западной политэкономической грамотности и контролируя реальную власть, назойливо стала навязывать себя обществу в качестве элиты. Административный статус стал рассматриваться в отечественной политологии в качестве синонима статусу и функциям элиты. Элитность отождествлялась и отождествляется с качественным материальным потреблением, с широкими властными полномочиями, с большим объемом собственности, что в общем-то для элиты является делом производным.

В этой ситуации в тень ушла традиционная для нас проблема интеллигенции. Она рассматривается большинством исследователей как слой преимущественно маргинальный, размывающийся. На смену интеллигенции якобы пришла элита. За элитой-де будущее, интеллигенция - вся в прошлом. Проведена тем самым весьма несложная операция с категориальным аппаратом, используемым при анализе высших слоев общества. Одно грубо выбросили, другое грубо заимствовали и внедрили в оборот. Тем более это было в традициях западного, в частности североамериканского, менталитета, который никогда не понимал и не воспринимал феномен русской интеллигенции. Интеллигенция была вычеркнута не только из элиты, но и из средних слоев. В лучшем случае ей оставили статус традиционного среднего слоя (почти "прослойки" в сталинско-хрущевском духе), своего рода "помощника элиты и "новых русских" подобно тому, как она раньше была "помощником пролетариата". В этом смысле идеологи новой номенклатуры недалеко ушли от тоталитарной методологии, слегка прикрыв ее флером идейного плюрализма.

Искусственно занизив социальный статус русской интеллигенции, российская политология тем самым существенно сузила теоретико-методологические параметры изучения социокультурных и идеологических процессов. Слово "идеология" стало нарицательным и ругательным, а не тождественным, как это имеет место за рубежом, менталитету общества и нации. Под идеологией у нас понимается мировоззренческая система и социокультурные механизмы определенной заданности, жесткой государственной запрограммированности мышления и мировоззрения. Все как у КПСС. В данном русле и политология утратила свои мировоззренческие и культурно-ценностные ориентиры. Она как бы выпала из национально-государственной ментальности и превратилась в обыкновенное методическое пособие по политическим технологиям, используемым властью для манипулирования общественным мнением. Да и само понимание роли общественного мнения как важнейшего социально-политического института гражданского общества свелось к некоей средней величине социологических опросов.

Общественное мнение стало, к сожалению, лишь объектом политологического изучения, а не институтом, требующим специального анализа. Действительно, на практике у нас в силу бюрократического характера трансформационных процессов не произошло институциализации общественного мнения, то есть превращения его в наиболее важное условие принятия политических решений на любом уровне власти. Российское общественное мнение - величина условная и сомнительная с точки зрения своей реальности. Для его функционирования как политического института требуются по крайней мере три условия: во-первых, наличие нормальных гражданских механизмов его формирования, ограничивающих возможности манипулирования им; во-вторых, существование каналов влияния общественного мнения на принятие и корректировку управленческих решений; в-третьих, обязательность для власти учета общественного мнения. У нас же все наоборот: не общественное мнение определяет правительственный курс, а правительство формирует и давит на общественное мнение в своих интересах.

Одним словом, в отечественной политологии более или менее решена лишь проблема адекватного осмысления и квалификации существующих в настоящее время политических институтов, то есть институциональной структуры общества. Этому есть свое объяснение. Дело в том, что современные политические институты есть собственно механизм самоорганизации и реализации интересов новой бюрократии и номенклатуры, поддержания ее экономического и политического господства. Бюрократия социально подпитывает институциональную структуру и заинтересована в ее стабильности и эффективности. Весьма относительными являются наши знания о логике и диалектике социальных процессов в обществе, а также о социальной субъектности власти. Политический процесс рассматривается в категориях весьма абстрактных: трансформация, переходный период, модернизация, системный кризис. Вначале дается политологическая квалификация, а затем под нее подгоняются конкретные факты.

Еще более абстрактной представляется трактовка сущности современного российского процесса как перехода от тоталитаризма к демократии. Само понятие и содержание демократии не является самодостаточным и социально ценностным. Это величина, как говорил Бердяев, в основном механическая, процедурная, не результирующая. Да и тоталитаризм есть в большей степени политическая тенденция, а не система определенного качества. В самой теории тоталитаризма больше морально-этических мотивов, тяготеющих к его осуждению, чем объективных научных сведений.

Здесь мы сталкиваемся с закрытостью некоторых политологических тем и сюжетов. Пример с тоталитаризмом можно дополнить и продолжить.

Не исключаем, что этому существуют весьма разумные объяснения, вытекающие из необходимости самоопределения политологической науки и поиска ею собственной тематики. Однако нынешняя неотчлененность политологии от теории государственного и партийного строительства существенно ограничивает этот поиск. Попытки представить политологическое знание целостным, системным и законченным нередко ведут к его формализации, к превращению научных представлений в некие универсальные модели и трафареты. Политология упрощенности, упорядоченности явно превалирует над политологией системности, качества жизни, человеческой свободы и достойного существования. Мы нуждаемся в более глубоком осмыслении проблемы индивидуальной и коллективной свободы, сопряженной с высоким качеством жизни. Пока же у нас доминирует политология всевластия узкого слоя элиты и беспросветной нужды подавляющей массы общества, политология нищеты и социальной несвободы.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
1253
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
948
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
1135
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
742

Другие новости