0
1213
Газета Стиль жизни Интернет-версия

11.05.2001 00:00:00

Обмылки мыльных опер

Тэги: интерьер, феномен, архитектура, культура


интерьер, феномен, архитектура, культура

"...обыкновенные люди, в общем, напоминают прежних, квартирный вопрос только испортил их..."

Воланд

В ОДНОЙ из саг сложившегося на наших глазах эпоса о новых русских повествуется о том, как новый русский кот, потягиваясь, слезает с нежно- оливкового лайкового дивана и по толстенному розовому ковру идет в кухню, где на барной стойке его ждут хрустальные плошки с паштетом, осетриной и икрой. Лениво лизнув, кот взбирается на мраморный подоконник и через бронзированное стекло видит, как по двору гуляет кошечка из простых... Отодвинув золоченую задвижку, кот через форточку прыгает на ржавую водосточную трубу. Труба отваливается и... почесывая ушибленные бока, кот произносит: "Не понял!.."

Чтобы понять, в общем, не столь уж сложный феномен нового русского интерьера, нужно обратиться к традиции более древней, чем героический новорусский фольклор. В российском, да и не только российском, жилище обычно выделялось некое сакральное пространство, парадная зона, предназначенная не для жизни, а, как принято теперь говорить, - "презентации" жизни. Сказанное касается всех времен и сословий.

Это могла быть разубранная кровать в крестьянской избе - спали при этом на лавках и полатях, парадная спальня или парадная столовая в императорском, Павловском например, дворце, где никто никогда не спал и не обедал. Такова же обставленная полированной мебелью гостиная или столовая в типовой хрущобе. Обедали и, что еще важнее, выпивали и закусывали на кухне. Московская "интеллигентская кухня" стала именем нарицательным. Круг ассоциаций, которые она вызывает, меньше всего связан с приготовлением пищи. Это место жарких споров по поводу грядущей свободы и умиленных объятий по ее поводу. Но вот - свершилось. "Прежде чем пожелать, - как говорят англичане, - подумай: вдруг сбудется". Сбылось, как известно, для всех по-разному. Лишь немногим баловням фортуны и Уголовного кодекса достало средств и амбиций на радикальное изменение жилой среды. Таким образом, впервые за долгие десятилетия в одной, отдельно взятой стране у некоторых отдельно взятых граждан появилась наконец возможность вступить в прямой диалог с отдельно взятыми архитекторами. Оба они - и заказчик, и архитектор - родом из советского детства, что сделало их нравственно и интеллектуально близкими, а главное - наделило схожим социальным опытом. В буднях великих строек, не предполагавших спокойствия и "постепеновщины", налаживания быта, "обживание" жилья требовало постоянных, подчас неимоверных усилий. Само пространственное устройство типового жилья, типового жилого микрорайона, да и вообще всего "социалистического общежития", подобно дракону или соловью-разбойнику, сопротивлялось нормальной частной жизни и требовало от упрямого обывателя подлинного героизма.

Архитектор, в частной жизни разделявший судьбу этого обывателя, был занят на государственной службе проектированием типовых квартир из типовых индустриальных элементов, расчетом вместимости и пешеходной доступности "объектов соцкультбыта" и привязкой типовых строительных объектов к территориям. Вся эта достаточно унылая рутина покоилась на пьедестале жизнестроительных утопий и мифе тотального проектирования с культурным героем - Зодчим - в его центре.

Миф об архитекторе, проектирующем "все и сразу", совпал с чаяниями заказчика по отсутствующему дому. При этом, естественно, забывается, что дом складывается постепенно, и его надо обживать. Работа с заказчиком состоит в сочетании и перемножении образов или, как теперь говорят, "имиджей" жилья, возникших в сознании участников проектного диалога, из которых ни один, как правило, в собственно доме не жил, и представления о жилье возникли под влиянием "виртуальной реальности".

Не вдаваясь в детали классификации таких имиджей, заметим, что они делятся на две большие группы: пассеистическую и модернистскую, причем часто обе тенденции представлены в разнообразных сочетаниях.

Гипнотическое очарование ретроспективных имиджей поддерживается многочисленными кино- и телеинсценировками русской классики, подвергнутой "евроремонту", вроде "Первой любви", "Барышни-крестьянки" или, на худой конец, "Петербургских тайн". Благородно-галантерейные персонажи всех этих шедевров функционируют в интерьерах императорских и великокняжеских резиденций либо в павильонных декорациях, дающих в смысле "навороченности" сто очков вперед упомянутым интерьерам. Суммировать этот имидж можно элегическим ильфо-петровским восклицанием: "Эх, жили люди!"

Имидж современности - главном образом из телесериалов от "Санта-Барбары" до "Просто Марии". И здесь, меняя темпоральность высказывания, напрашивается восклицание: "Эх, люди живут!"

Синтезируются оба имиджа в восклицании "Эх, живем!" и прямо отсюда следующем обращении к архитектору, тем более что квалифицированные архитектурные кадры есть, и стоимость проектирования сравнительна невысока. В стране, где долгие годы приоритет отдавался "производству средств производства", а архитекторы рассматривались как одно из таких средств, архитектурное образование поставлено было архаично, но добротно.

Свидетельство тому - многочисленные победы российских архитекторов на разнообразных и весьма престижных конкурсах, особенно в области так называемого "бумажного" проектирования. Интерьерное проектирование и строительство дало им наконец возможность реализовать профессиональные навыки, известное разнообразие которых ставит заказчика в ситуацию выбора. Один архитектор уверенно рисует ионические и коринфские капители, другой весьма успешен в создании гипсовых перегородок сложной кривизны, третьему особенно удаются "пластические навороты" подвесных потолков, четвертый удачно сочетает томный югендштиль с почти египетскими колоннами. От простооформителей и простодизайнеров архитекторов отличает безудержная тяга к "созданию пространства" на вверенной им жилплощади. Впрочем, поскольку речь идет обычно о типовых советских квартирах, в лучшем же случае - о расселенных коммуналках, набор пространственных приемов достаточно ограничен. Обычно это изменение конфигурации коридора, объединение гостиной и кухни, перенос и переоборудование санузлов. В таких перепланировках, несомненно, есть и резон и здравый смысл, который, впрочем, часто разбивается о злополучную тягу к репрезентативности. Например, вместо стенки между гостиной и кухней возникает загадочное скульптурно-технологическое сооружение "барная стойка", вещь более потребная для ухаживания за Никитой (не путать с Никитой) или для разборок "Крутого Уокера", чем для вкушения "огненной воды" старым манером или кухонных ностальгических бесед, к которым даже "Крутой Заказчик" бывает искренне расположен.

В ванной комнате, облицованной гранитом, с зеркалами, разрывами в потолке и прочей красотой, часто отсутствует ванная или хотя бы душевая кабина: вместо них устанавливается джакузи - прибор, собственно, массажный, а не помывочный.

Джакузи постоянно засоряется: там застревают волосы и мыло, зато она (оно?) снабжена множеством кранов и отверстий, а также может льстить статусу владельца, сообщая человеческим голосом и на родном языке откуда, куда и с каким напором потечет струя...

Иногда стараниями архитекторов, дизайнеров и заказчиков квартира приносится в жертву богам репрезентативности целиком. Тогда богатый (бедных, собственно, не бывает) строит еще одну квартиру по соседству. Стойкий заказчик превращается в один из композиционных элементов натюрморта, изображающего Элегантный Элитарный и Эксклюзивный Быт. Есть, правда, и еще одна возможность - продать квартиру, но "отбить" расходы, как правило, не удается. Архитектура - удовольствие индивидуальное и при всех обстоятельствах отнюдь не дешевое.

Вообще "квартира" для нашего все еще не привыкшего к большим деньгам архитектора - заказ весьма удачный. Это не только возможность раскрытия индивидуальных возможностей, но и право постоянно наблюдать за ходом реализации замысла, видеть результаты своего труда. Проблемы с оплатой этого труда возникают в редчайших случаях: деньги платятся сполна и регулярно. Кроме того, архитектор выступает еще и распорядителем работ, размещает заказы на оборудование и сантехнику, мебель и предметы искусства, что, в свою очередь, оплачивается комиссионными. Этот рынок вследствие его специфики и сравнительной узости мало пострадал от кризиса. Естественно, на нем возникает конкуренция, порождающая индивидуальные и коллективные формы защиты от нее.

Как некогда "Партия нового типа", появляются "творческие союзы" нового типа, чем-то напоминающие старый худфонд. В их основе - не воздушные замки "творческой общности", а реальная проблема консолидации собственного сегмента рынка услуг и недопущение "демпинга" на этом рынке.

В условиях, когда лицензирование архитектурной деятельности еще не урегулировано, необходимо организованно лоббировать соответствующую базу подзаконных актов, а значит - налаживать связи с юристами и чиновниками: одно дело нарисовать архитектурные красоты, спрятать выключатель за окантовый завиток или даже рассчитать количество и размер облицовочной плитки - это может подчас и студент, как говаривали в восемнадцатом веке, "архитектурии подросток", и совсем другое дело - получать необходимую подпись и согласование. Нужно также разыскивать и консолидировать заказчика, поддерживая в нем интерес и должный градус платежеспособного энтузиазма. Стало быть, архитектору нужно проектировать и реализовывать собственный имидж: не унылого советского клерка, а преуспевающего творца - чего-то среднего между стоматологом и шоуменом. Этому, несомненно, способствует ненавязчиво элитарная атмосфера творческих мероприятий с живой музыкой, хорошей закуской и надежной охраной, а также соответствующая пресса - в основном глянцевые журналы, публикующие эффектные фотографии эксклюзивных интерьеров. Сопроводительные статьи, состоящие, как правило, из похвал, выдержанных в превосходной степени, доходчиво повествуют о том, что жизнь в новых интерьерах - "это просто сказка, которая отнюдь не щиплет глазки". Обеспечить рекламную упаковку интерьера - дело вкуса и интуиции редактора, но часто прямую или косвенную цензуру таких материалов проводят сами архитекторы, дабы критический поцелуй попал именно в то место, где, выражаясь словами нашего экс-премьера, у архитектора и заказчика "чешется" более всего... Оппозиционные шалости вроде старорежимных фиг в кармане здесь неуместны.

Шаг вправо или влево - удар по имиджу и ликвидности. Лозунг "спасибо памперсу за наше счастливое детство" должен произноситься с неподдельным энтузиазмом - только тогда он будет оплачен, а главное - кожа у произносящего останется сухой... Глянцевая улыбка хозяина должна быть ослепительной, а ослепительная улыбка не может не быть зубастой.

И тем не менее появление в нашей стране архитектуры частного интерьера и частичного жилища - факт глубоко отрадный, возвращающий архитектуру и архитектурное мастерство в нормальное, свойственное ей русло. Впервые за много лет архитекторы стали архитекторами, то есть старшими строителями, и благодаря этому качество строительных работ перестало быть метафорой, "неосязаемым мыслями звуком", а стало реальным фактом и, что, быть может, еще важнее, - реальным фактом в сознании исполнителей: рабочих, инженеров и техников. Новая оптика рассмотрения, свойственная частному интерьеру, породила внимание к архитектурной детали и резко повысила профессиональный уровень ее исполнения. Расширение спектра оборудования и отделочных материалов повысило гибкость профессионального мышления.

У новых и новейших интерьеров пока еще не было возможности проявить главного свойства хорошей архитектуры - умения с достоинством стареть. Есть ли у них это свойство - покажет время.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1370
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3580
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2026
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2305

Другие новости