0
3447
Газета Стиль жизни Интернет-версия

30.05.2001 00:00:00

Эрнст - Мерабу, Грузия - философу

Тэги: мамардашвили, неизвестный


"Виноградную косточку
в теплую землю зарою┘"

Булат Окуджава

ОНИ ВСТРЕТИЛИСЬ в 1949 году на философском факультете МГУ. Лейтенант Неизвестный Эрнст, обстрелянный Второй мировой, воевавший в составе Второго украинского фронта. Его сшивали и собирали по частям, а родные получили "похоронку". Писал о друге: "...Разорван от позвонков до пупа, не поймешь, где живот, где спина". После войны поступил в Институт имени Сурикова в мастерскую скульптора Матвеева. Философский факультет посещал как вольнослушатель. "Ему всегда больше всех надо", - рычали на Эрнста уже тогда.

Мерабу было девятнадцать лет. Молодой грузин, окончивший школу в Тбилиси с золотой медалью. Разные весовые категории, сказали бы теперь. Однако┘ Кто мог бы предсказать тогда, что пятьдесят лет спустя известный на весь свет скульптор Эрнст Неизвестный станет автором портретного памятника всемирно известному философу Мерабу Мамардашвили в Тбилиси на проспекте Шота Руставели, а памятник будет установлен правительством Грузии 26 мая 2001 года в День независимости.

Историю делает история, а мы лишь ее рекруты, ученики. "Способность быть учеником выше и достойнее, чем быть учителем", - говорил Мераб, не теряя способности всю свою жизнь оставаться и учителем и учеником.

Вернемся, однако, в 1949 год. Кто сегодня не помнит очередное оцепенение, страх перед "процессом врачей", "борьбой с космополитизмом", "лысенковщину", солдат и пленных, людей, заполнявших лагеря. Но и фронтовиков, вернувшихся в вузы, будущих Булата Окуджаву, Бориса Слуцкого, Давида Самойлова, Александра Галича. С Эрнстом учились художники Юрий Васильев, Оскар Рабин (ныне в Париже), покойный Сидур┘ В начале 50-х на философском факультете с Мерабом учились Александр Зиновьев, Виктор Скатерщиков, Ильенков, Георгий Щедровицкий, Юрий Замошкин, Борис Грушин, Эрик Соловьев, Александр Пятигорский и многие другие. Тогда же на юридическом факультете учился Михаил Горбачев. Нет смысла перечислять имена всех тех, кто в утробе 49-го года занимался самообразованием, читал Бердяева и Лосского или "святого Августина". Эпоха "катакомбного искусства" разродилась уже в конце 50-х новым театром, "Новым миром", Вторым авангардом, Первой новой философией, Новым кинематографом, не говоря уже о личностях таких, как Андрей Сахаров, Мария Юдина, Святослав Рихтер, Дмитрий Шостакович, не принадлежавших катакомбной культуре. Без них не мыслим образ того времени. Уже в 1946 году товарищ Жданов оповестил народ о том, что Ахматова и Зощенко еще живы.

В "катакомбах" начала 50-х склеивались навсегда судьбы, созревала "смена вех", и они оба, и Эрнст и Мераб, были из "одной друзы", хотя изначальный опыт и путь к той точке, где переплелись их судьбы, был совершенно разный.

Дружба Мераба с Эрнстом и Александром Пятигорским от первых встреч и до конца Мерабовой жизни была такой, о которой здесь стоит сказать несколько слов. Ее можно назвать "пиром" в том давнем эллинско-европейском смысле, к которому восходит традиция "пира" как "метафизического диалога". Пир - это диалоги об истинном. В том смысле, в каком понимал это слово Сократ.

"Истина ни на чем не держится, но зато держит все остальное," - поясняет Мераб. Пир - это не просто роскошь человеческого общения, но общения о главном. В законах "пира" антифилистерская эстетика, вечное жужжание шмеля над ухом сонной иерархии мысли и порядка. Не надо думать, что друзья питались "диким медом и акридами", но не в том было дело.

В 1969 году Мераб Мамардашвили и Александр Пятигорский написали в соавторстве книгу "Символ и сознание". Сомнений в том, что она никогда не увидит свет, не было, и тираж в два экземпляра снабдили надписями на память: "Авторы - друг другу". Никогда не говори "никогда". Книга (уже после отъезда Саши) была издана в 1979 году и совсем недавно переиздана снова. А в знаменитых тартуских сборниках Юрия Михайловича Лотмана, выходивших в 60-е годы, были напечатаны "диалоги о мета-сознании". Пятигорский и Мамардашвили как авторы стали широко известны в гуманитарных кругах, и, более того, необходимы. В диалоге каждому вопросу открыта возможность предстать в своей самой точной и интимной форме.

"Я - не диссидент в том смысле, что у меня не было никаких предложений, как переделать советскую власть," - писал Неизвестный. Речь шла не о вульгарном политическом инакомыслии, а об иных духовных ценностях и праве на достоинство и свободу защиты собственной мысли вслух. Речь шла об эстетике, о свободе выбора формы выражения мысли.

Для Мераба, очень скромного в личных потребностях, важна была именно эстетика - эта роскошь "нециничного отношения к своему творчеству" (Э.Н.) "Есть чистые состояния, которые не могут быть ничьими реальными переживаниями, но существуют в нашем символическом языке┘ То есть чистая любовь не испытывается человеком, но та любовь, которая испытывается, существует только потому, что существует символическая машина чистой, бескорыстной любви или - машина веры" (М.М.)

Мераб Константинович работал в разное время в журналах "Проблемы мира и социализма", "Вопросы философии", в Институте естествознания и техники Академии наук СССР. Читал лекции на факультете психологии МГУ, а затем во ВГИКе и на Высших курсах сценаристов и режиссеров. Его аудитория была много больше любого объема институтской аудитории, так он был насущен. По роду своей деятельности, вернее призвания, Мераб был просветителем в самом высоком и точном смысле слова. "Просвещение", "свет", "освещение". И дело не только в абсолютной свободе и широте эрудиционного диапазона, но в связях внутри культуры, этическом усилии, уважении к знаниям и отношении к мысли, как к труду. Он изучал древнегреческий язык специально, чтобы читать Платона.

"Культура транслируется только через личность", - и тут не возразишь. Его лекции были событием мысли, эстетическим событием культуры, транслируемой уникальной личностью мыслителя, философа, свободного человека, но, одновременно лишенного защиты и слабого. Ибо философия - дело одинокое. "На свете счастья нет, но есть покой и воля". Мераб Константинович часто говорил о том, как Пушкин создал прецедент защиты права частной жизни - защиты чести семьи ценой собственной жизни.

Можно считать, что государство, которое устанавливает памятник "философа - философу", декларирует себя как сильное и свободное государство.

Мераб Константинович был знаменит как личность уникальная не только в культуре отечественной, но и везде, где приходилось ему бывать, читать лекции, выступать в дискуссиях. Мета-сознание лишает человека черт местечковости. Он был гражданином мира.

Очень скоро мы все, все наше поколение и наши ученики уйдем. Нас не станет. После Мераба останутся книги, стенограммы лекций, ставшие книгами (хвала за этот труд Изольде Мамардашвили, сестре Мераба, и Юрию Петровичу Сенокосову).

Но останется памятник на проспекте Шота Руставели в Тбилиси. Когда великий Фидий изобразил на щите Афины себя и своего друга, вождя афинской демократии Архистратига Перикла - смертных среди бессмертных богов, свою дерзость он оплатил ценой жизни. Афинская демократия этого не вынесла.

Гораздо более близкая нам история связана с портретом "друга народа" Марата, убитого Шарлоттой Корде. Этот портрет был написан Луи Давидом в 1793 году. Близость Давида французской революции исключала личную инициативу художника. Портрет был заказным и тем не менее в углу, на тумбе-постаменте стоит надпись, начертанная как на памятнике "A MARAT DAVID" (Марату - Давид).

Историки искусства считают этот портрет лучшим у Давида. Он написан в "гипсовой манере", строгостью и лаконизмом напоминая скульптурный барельеф. Это было новое искусство, новый знаковый язык. Портрет сочетает точность деталей (чалма из полотенца на голове, письменная доска на ванной, письмо роялистки Шарлотты и т.д.) с чувством личной глубокой утраты и пафосом стиля революции.

Мужская дружба, любовь друзей соединила имена Марата и Давида, людей поколения в вечности. Тема смерти сквозная через всю мировую культуру. Любовь и смерть - вот основные вопросы философии. Культура есть прежде всего отношение людей к смерти. "Много людей умерло. Но есть люди, голоса которых я слышу всегда". Такое признание слышала я от Эрнста Иосифовича. Жизни переплетались друг с другом, переплетались мысли. В фильме, снятом о Неизвестном, "В ответе ли зрячий за слепца" Мераб выступает одним из ведущих. Последний раз, когда Мераб был в Нью-Йорке, им не удалось повидаться. Но мысль о памятнике, о возможности воплотить память и размышление в пластике, самом интимном для Неизвестного материале, пришла после трагической и неожиданной смерти друга. Он умер мгновенно в аэропорту "Внуково", у паспортного контроля - в нулевой точке пространства между Грузией и Россией. И совершенно одиноко. Мне редко приходилось осознавать смерть столь символичной. Что же до одиночества, то это не только образ жизни философа, но в религиозном смысле единственное понятие смерти.

Один - наедине с миром, культурой и вечностью - таков замысел портретного памятника Эрнста - Мерабу. Трехчастность всей композиции условно определяется элементами историческими, документальными и метафизическими. Классическая колонна - база, опора, подставка. Портрет документально совпадает, очень похож, узнаваем для тех, кто помнит Мераба. Для тех же, кто не знал, каким он был, Мераб останется выразительно-экспрессивным образом философа. Не всегда так бывает, но у Мераба была внешность "философа". Можно было бы слепить голову Мераба и назвать ее "Философ". "Пластическое искусство есть некое отражение сущностных проблем духовной жизни человека. Всякая попытка свести изобразительное искусство к визуальным задачам есть борьба против его извечных функций - быть метафизикой и мировоззрением" (Э. Неизвестный).

"Творчество есть опредмеченное созерцание." Это пишет Эрнст Неизвестный в статье о "Древе Жизни". Но мог бы написать и Мераб. Собственно описание памятника этим не исчерпывается. Но есть и еще одна деталь. "Человек - это существо нуждающееся в тайне (то есть с жалом бесконечности в душе) и знающее себя смертным" (М.М.).

Тайна дуальна, двоична: знание себя смертным с жалом бесконечности в душе. На портрете он сосредоточенно чутко прислушивается к шуму внутри раковины. Что он слышит? Шум чего? Музыку сфер, равную трех с половиной спиральному обороту раковины? Или слух его обращен к чему-то такому, о чем Осип Мандельштам так неуловимо пропел: "И может быть, до губ уже родились звуки и в бесдревесности кружилися листы". Не нужно уточнять щемящие слова Мераба Константиновича о необходимости тайны, так точно воплощенные в Портрете-памятнике Эрнста Неизвестного - Мерабу Мамардашвили.

Венчает композицию "пантеистический крест". Мераб Константинович любил его в работах Неизвестного, ибо "разнородные элементы природы здесь сведены в невидимом, но живом и сущностном" (Э.Неизвестный).

В пластической архитектуре Неизвестного всегда заложен, априорно существует идеал ансамбля, вписанность в пространство. Или завершенность пространства, стянутого к ансамблю. Как, например, памятник жертвам репрессий в Магадане. Так будет и в Тбилиси. Невозможность улицы без памятника.

Официально портрет-памятник великому сыну Грузии был заказан Правительством Грузии, лично его главой Эдуардом Шеварднадзе.

Долог был путь от замысла к изготовлению, установке, открытию. Все имеет свое начало и познается в пути. Незадолго до смерти Мамардашвили написал: "Мысль должна замкнуться, как замыкается круг жизни. Поступок раз и навсегда".

Мераб - сын Грузии, взращенный Россией, гражданин Мира. Надписи этой на памятнике нет, но могли быть его слова:

"Иди и не бойся: Бог с тобой и в тебе там, где ты сам".


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1502
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3869
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2161
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2430

Другие новости