0
1961
Газета Стиль жизни Интернет-версия

30.05.2001 00:00:00

Цена спасения

Тэги: ярославская, область, священнослужители, виктор


Управление исполнения наказаний Ярославской области собрало на свое совещание священнослужителей, которые работают с заключенными. Человек двадцать молодых батюшек сидели за столом вперемежку с начальниками воспитательных отделов, тоже в основном молодыми людьми только безбородыми и в погонах. Я занял место рядом с отцом Виктором, почему-то выделив его из общей массы, возможно, из-за внешности, схожей с внешностью киноактера Солоницына, сыгравшего у Тарковского Андрея Рублева.

Собрание возглавляли викарный епископ и начальник одной из колоний. На стенде красовались показатели религиозного воспитания в цифрах, в фотографиях, в графиках: сколько человек крестилось за квартал, сколько числится в православной общине, сколько бывает на воскресной службе.

После того как Православная Церковь заключила договор с Министерством юстиции об окормлении заключенных, такая отчетность в виде наглядной агитации, очень напоминающая методы политпросвещения, появилась во многих колониях. Может быть, это и неплохо, только одними цифрами и фотографиями духовное воспитание осужденных не определить┘

После отчетов о проделанной работе, тоже в общем-то сводившейся к цифрам и датам, епископу был задан вопрос о статусе тюремного священника. Как быть?.. Священнику непосильно совмещать труд на своем приходе и в колонии. Хорошо бы ставить священника в зону, как настоятеля на приход, на постоянное служение. Тогда отношения с паствой будут куда более тесные и доверительные┘

- А где найти деньги? - перебил владыка. - Это вопрос финансов. Сия проблема стоит перед Церковью и Патриарх о ней знает. Государство должно взять на себя попечение о таких священниках. В конце концов возросшая преступность - следствие государственной политики┘

- Может ли Церковь брать деньги от государства, если она от государства отделена? - произнес я шепотом, и отец Виктор понимающе на меня посмотрел.

Да, конечно, думал я про себя, за семьдесят лет атеистическая власть наплодила бандитов на всех этажах социальной лестницы. Но разве Церковь может быть абсолютно безучастной к воспитанию людей даже в полном своем бесправии и немоте, как это было при большевиках. И немым примером она должна свидетельствовать. Так что к падению нравственности в обществе Церковь причастна, тем более что уже десять лет она имеет возможность говорить и действовать свободно.

К епископу я подойти не решился, а отцу Виктору после собрания поведал давние соображения на сей счет. На содержание клириков, подвизающихся в тюрьме, можно организовать специальный фонд. Богатые деловые люди поймут его необходимость. Кроме того, существует множество благотворительных фондов┘

- Не верю я ни в какую благотворительность, - махнул рукой отец Виктор. - Разбогатевшие хапуги еще до милосердных самарян не доросли.

За банкетным столом при шумном многоголосии здравиц и церковных анекдотов как-то неуместно было пытать отца Виктора о его тюремной практике. Условились, что я зайду к нему домой.

По окончании торжеств епископ проследовал к кортежу машин. За ним важно и сосредоточенно следовал келейник, поддерживая провисающий шлейф мантии. К багажнику запыленной "Волги", в которой скрылся архипастырь, поднесли двуручную корзину, покрытую полотенцем; оттуда стыдливо высовывался хвост увесистой лососины.

Вечером я разыскал дом отца Виктора. Но сидя в его глухом кабинете без окон, мы больше говорили на отвлеченные темы; от моих вопросов о служении в зоне отец Виктор уходил в сторону общих проблем.

- Я ничего не могу дать осужденным, - признался отец Виктор. - Ну да, я бываю в зоне, служу, исполняю требы. Но я не уверен, что я им нужен. Отец Евмений, наш второй священник по храму, тоже ходил в зону, и это ему повредило: сошел с ума. Не мог вынести столько горя.

Вначале я приставил к осужденным своего грамотного прихожанина. Он с ними читал Евангелие, объяснял. Сами они читать не хотят, вопросов не задают. Оно им неинтересно. Говоришь как в пустоту. Никакой реакции, никакой обратной связи. Знаете, трудно разговаривать с человеком, который смотрит сквозь вас и думает о своем. Такому помочь невозможно.

- Ну, а простым советом, на житейском уровне?..

- Нет. Помочь можно только на самом глубоком, онтологическом уровне. Неверующему в Христа помочь невозможно.

- И все же кто-то пытается привозить в тюрьмы книги, продукты┘

- Пустое это все: Сорос, благотворительность. Иногда за помощью ближнему мы теряем Христа. Можно приходить в тюрьму, проповедовать, присылать грузы с продуктами, а Христа забывать. Запад культивирует прагматический подход к жизни, который в конце концов от Христа отвращает, что и случилось. Почему они сегодня отвернулись от Христа, они, по вашему мнению, знающие исповедь и покаяние?

- Соблазн богатства также опасен, как и соблазн нищеты┘ Но ведь и Европа, и Америка помогают нам наладить цивилизованную жизнь. И что ж худого, если они при этом думают о себе? Наша стабильность гарантирует им благополучие.

- Никакая экономическая стабильность гарантий не дает. Только при посредничестве Христа, а не мистера Сороса можно помочь людям, сидящим за решеткой.

- Кто спорит, но ведь Христос действует через людей, в том числе и через зарубежных филантропов. Наших-то не очень подвигнешь┘ У нас даже само слово филантроп носит иронический оттенок. И кто их научит понимать Христа без катехизации, без знания церковно-славянского, на котором ведется служба?

- А вы хотели бы приспособить ее к местным условиям и перевести на современный русский? А Церковь вне времени, она ни к чему не приспосабливается.

На этом наш разговор закончился. Конечно, проповедь в зоне - неординарное служение. Но помимо объективных причин, связанных, как сказал епископ, с вопросами финансов, существуют и субъективные, весьма и весьма распространенные. Ревность о Боге сплошь и рядом впадает в эзотерическую крайность. Церковь таким служителям культа представляется цитаделью, куда без пароля не попадешь.

На следующий день я был у Августины Алексеевны Кольцовой - заместителя директора Дома социальной адаптации (ДСА) Ярославля. Она - решительная, чуть грубоватая, умеющая пошутить: "А мы всех берем - и обрезанных, и необрезанных. Лишь бы были не заразные. Туберкулезных сейчас - море!".

ДСА работает бесперебойно. Сюда обращаются и бомжи, и только что освободившиеся из заключения бедолаги. Начальная форма знакомства - медицинское освидетельствование. Даже если "флюшка" (справка о флюорографии) нормальная, все равно проверяют легкие. Городская больница по договоренности бесплатно делает все анализы. А то ведь каждый стоит не менее пятидесяти рублей. Те, которые пожаловали в ДСА без документов, направляются в спецприемник, где за 10 дней о них все узнают и выдадут справку. И уже потом выправляется им и паспорт, и пенсия, и инвалидность - кому что нужно. Хотя эту работу за полгода до освобождения заключенного должна бы делать администрация колонии. Но в колонии нет денег даже на паспортный бланк, который стоит 80 рублей. ДСА находит деньги, а чаще договаривается о льготных условиях обслуживания. И многие идут навстречу: столовая, больница, фотомастерская┘ В городе есть организация, устраивающая на работу инвалидов, каких частенько им рекомендует Августина Алексеевна.

Сегодня понедельник, приемный день. Замдиректора за своим рабочим столом, заставленном ящичками с картотекой, рядом медсестра.

- Заходим!!! - зычным командирским голосом приглашает Августина Алексеевна очередного посетителя, за дверью их набралось не меньше десятка.

Она трудится здесь с первого дня┘ "Поначалу, когда мы открылись, повалили бомжи с улицы. Запущенные, неопрятные. Лень ночью до туалета дойти, мочились в баночку. А по большому - на газетку. Во дворике чифирили┘ Я посмотрела на это безобразие и говорю тем, что из зоны вернулись, а их стало прибавляться: вы чего смотрите, мужики, неужели вам в грязи приятно жить? И они их вмиг перевоспитали, все само устроилось. В зоне, между прочим, к порядку приучают".

Можно было бы, наверное, прибегнуть к помощи милиции, которая в этом Доме помещается за стеной┘ Но чутье подсказало, что воспитательный процесс лучше начать изнутри. В самой среде должен возникнуть организующий импульс. Здесь, на воле, порядок прежде всего нужен людям, чтобы они учились управлять собою сами, чтобы зарождался навык к самоуправлению, к самосознанию. И это результат преобразований в нашем обществе, смена ценностных ориентиров. Конечно, здесь нужна не только дисциплинарная служба, но и духовная, чтобы яснее обозначилась цель. Но духовных работников (или, как в Евангелии сказано "делателей") катастрофически не хватает. В зонах-то их, бесстрашных тружеников, на вес золота┘ Что уж тогда говорить о реабилитационных центрах. Хотя в РПЦ легче наладить катехизацию, подключив к этой работе опытных прихожан.

Вообще, опытных прихожан можно посылать как миссионеров в исправительные учреждения. Так делают Протестантские церкви; далеко не все, кого они посылают проповедовать осужденным, являются пастырями.

Августина Алексеевна помнит всех, кто прошел через ДСА. Любую карточку из картотеки дополнит такими подробностями, которые в документе неуместны, а в человеческой судьбе значительны. Сюда бы компьютер┘ И она, угадывая мои мысли, вздыхает: "Да, без техники трудно┘" Зарплата у нее, у замдиректора, не дотягивает до тысячи. А у медсестер и нянечек, сказать стыдно. А ведь работают с тем же контингентом, что и сотрудники

ГУИНа, у которых и погоны, и звания. "Вчера он был, - говорит она про своих подопечных, - под вышкой, под автоматом, а сегодня - у нас. Но психология-то не изменилась. Всякое услышишь: "Я тебя в переулке встречу, да пропущу, да перо в бок┘" А я и сама засветить могу. А поначалу плакала и валидол глотала".

Вечером я поднялся к жильцам, которые в семь часов возвращаются домой, на свою койку. Один из них "чеченец" Винокуров. Служил в Чечне в контрактных войсках, наемник. Под Ведено его контузило. Грозила

3-я группа по инвалидности, а значит, на войну не возьмут, а он туда хотел, потому что ни семьи, ни дома: развелся и все оставил дочке. Да и зарплата - 1000 баксов в месяц, где он такую найдет! Сюда пришел без паспорта, без военного билета: сгорели в танке вместе с кителем и раненым бойцом, которого он успел перевязать, а вытащить не успел┘ Заведуя продовольственной частью, он помогал санитарам и врачам. "Лекарства почти все просроченные. ОМОНу дают нормальные, у них регулярные поставки, а у нас┘ Пармидол, например, четыре года как выкинуть пора. Я раненому делаю укол, не помогает. У ОМОНа попросил, уколол, раненый кайф поймал, облегчение".

Александр Сергеевич Пушкин (да, да, именно так!) месяц назад освободился из той зоны, где проводилась на днях конференция и где служит, точнее, несет послушание отец Виктор.

- Мне начальник, когда освобождался, дал минималку - 25 рублей и справку. В ГУИН, говорит, придешь, они тебе паспорт выправят. А паспорт выправить стоит 80 рублей. Я вышел - у меня ни отца, ни матери, ни родины, ни флага. И куда я со справкой!

Расскажу еще об одном постояльце, Сергее Владиленовиче Шатрове. Ему 34 года, детдомовец, учился в школе для умственно отсталых. По этой причине и по зрению (-8 ) не взяли в армию. Паспорт у него есть, нет жилья. Мать умерла в 95-м году, а он сел в 94-м. И закон, гарантирующий сохранность жилья, его обошел, закон появился позже. Он чисто одет, аккуратно складывает белье на койку, переодевается. Тоже ищет работу┘ В благотворительные церковные организации обращаться не хочет. "Православные деньги за все дерут: за крещение, за похороны. А сказано в Библии: даром получили, даром давайте". Протестантов избегает, потому что, как пишут в газетах, протестанты людей зомбируют. Но в то же время и сомневается, полагая, что это вранье, что православные боятся конкуренции в помощи обездоленным. А сами едва помогают - кормят раз в неделю в соборе┘ И на том, конечно, спасибо. "Православные, - говорит он, - с властями соединились и получился вот такой кулак", и СерЕжа показал крепко сжатый худенький кулачок. Ему надо и по инстанциям ходить, выбивая жилье, и работу искать.

Вот где нужен духовник, пастырь, советчик в повседневных мирских делах. Вроде бы уже не тюрьма, свобода. А она им кажется еще безысходней. Потому что не может человек, не знающий истины, почувствовать себя свободным. Не может быть никакой реабилитации в нормальную жизнь без духовной поддержки, которая одна только объяснит мнимые и настоящие ценности жизни. Вот где миссионерское призвание найдет себе благодатное поприще.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1800
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4377
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2397
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2732

Другие новости