0
741
Газета Стиль жизни Интернет-версия

18.09.2001 00:00:00

Довоенный пассажир

Тэги: москва, довоенный, транспорт


ДОВОЕННЫЙ наземный транспорт на фоне нынешнего поражал маломощностью. Катали слабосильные трамвайчики, окрашенные одинаково: до "пояса" ярко-красные, выше - ярко-желтые. Слабосильны они были настолько, что подъем от Трубной площади к Сретенским воротам - ерундовый и короткий - еле брали. Пешеход, торопившийся в том же направлении, вполне мог обогнать трамвай. Даже я, десятилеток, обгонял - но это уж специально. Из спортивного азарта. И странно: до сих пор жива тогдашняя детская жалость к трамваям на подъеме. Потому что очень уж страдальчески стонали их моторы, надрываясь. Словно живые существа.

Автобусики - не менее трогательны. Было их два вида: покатый, мешкообразный, человек на тридцать и крошечная коробочка вполовину меньше. Как помнится, двадцать пять километров в час было стандартной скоростью. И то с натугой.

Троллейбусы - вещь посерьезнее. Они больше, скоростнее. Но на немногих улицах. Только на самых важных. У водителей этих электромашин были дополнительные хлопоты. Как развилка троллейбусных проводов - вылезай и вручную переставляй дуги. Сами не переставлялись.

А теперь о нас, пассажирах. Ездили на тех трамваях, автобусах, троллейбусах тихие-претихие, кроткие-прекроткие, послушные-препослушные люди. Довоенные москвичи. На остановках вставали четко в очередь - затылок в затылок. Как правило, человек пять-шесть (невероятно малолюдной была Москва в сравнении с нынешней). Входили в транспорт исключительно в заднюю дверь, выходили - исключительно через переднюю. Внутри - разговаривали тихо, вполголоса. А чаще молчали. Неудобным считалось на людях быть шумным. Забитость? Суровое время? Нет - патриархальность. Как в деревне - неловко выделяться на людях. Помню, мать внушала мне постоянно: "В общественном транспорте тихо себя веди. А то неприлично". Моим приятелям их мамы то же самое долбили.

Кондукторша была полной хозяйкой на транспорте: пока она всех не обилетит - не едет автобус-трамвай-троллейбус. Именно так! В автобусе и троллейбусе она командовала водителю. В трамвае дергала пеньковую веревку, протянутую под потолком от нее к вагоновожатому, и небольшой медный колокол приятно звенел. Полное право имела кондукторша и остановить на ходу транспортное средство, крикнув водителю. Пользовалась эти правом, если замечала мальца, пристроившегося снаружи на "кишке", "колбасе". Останавливала и направлялась собственноручно снимать мальчишку. Правда, до этого, как правило, не доходило. Мы, ребятня, сразу, как тогда выражались, "рвали когти", то есть убегали.

Совершенно особое дело - поездка на метрополитене. Очень строгим заведением был метрополитен и очень торжественным - на фоне тогдашней прочей жизни. Везде служащие в аккуратной темно-синей форме и малиновых военных фуражках. Было их столько, что я, малец, не понимал - зачем? Родители объясняли: от диверсий. И внушали нам: увидите подозрительного человека - немедленно к дежурному и укажите. Мы с приятелем Вовкой один раз заметили подозрительного (в чем подозрительность - не помню, но тогда определили единодушно). И что б вы думали? Пошли и указали. А дальше? Дежурный подошел к указанному человеку, о чем-то потолковал, вернулся - оказалось, мы ошиблись. Но нам он вот что сказал: "Молодцы, ребята. И дальше так. Доложим о вас товарищу Ежову". Тогда это был человек-легенда, первый, как нам говорили, борец со шпионами и диверсантами; и мы с Вовкой о той похвале рассказывали потом кому ни попадя. Полгода, наверное.

В общем, в метро пассажир не только ездил - еще обучался серьезности государственного дела. До сих пор только не возьму в толк, отчего по вагонам беспрерывно ходили контролеры, проверявшие билеты. В наземном транспорте таковых не было вообще, а тут иногда по два раза за поездку. Все тот же антидиверсионный надзор? А что еще?

А уж полная экзотика тех лет - конечно, поездки лошадиными платформами. Бездна их была - большие, безбортные, на резиновых шинах, под двумя битюгами. Извозчики обязательно в клеенчатых фартуках до пят. Этого транспорта больше, чем механического. Отчего Москва пахла не выхлопом, а сугубо сельскими ароматами - везде виднелись коричневые кучки и желтые лужицы. Так вот, у пешеходов было принято запрыгивать на те платформы и ехать, сидя на краю боком, свесив ноги и положив рядом портфель (многие тогда ходили с портфелями). Последний сюжет - пассажирская жизнь первых военных месяцев. В транспорте стало совершенно тихо. Люди ездили молча. Подавленность? Наверное. Потому что сводки с фронта шли ужасные, народ к такому обороту дел был абсолютно не готов, люди не знали, что говорить. Помню, прошелестел (с неделю, не больше) разговор (вероятно, был запущен), что-де, как только немецкие солдаты разберутся, что напали на страну трудящихся, поднимут восстание против Гитлера, и все кончится. И потом - снова молчание. Ну и опять же патриархальное: когда на дворе беда, даже разговаривать неприлично.

Еще - отношение к военным запомнилось. Они в первые недели были в большой чести. Войдут в транспорт - со всех сторон наперебой: "Садитесь, товарищ военный, вам сил набираться - вам воевать". Женщины, старые люди - все уступали места. Военные, благодаря, когда садились, когда нет. Я, малец, помню, тоже расхрабрился и здоровому мужчине в форме попытался уступить место. Сбиваясь от волнения, толковал насчет "вам сил набираться". Смешно, наверное, вышло, потому что мужчина улыбнулся, надавил мне на плечо и усадил обратно. Еще - вручали мы, ребятня, военным спички и папиросы. Родители снабжали нас малыми суммами, чтобы покупали и делали так. И вот мы влезали в трамваи, троллейбусы, отыскивали военных, отдавали папиросы с чувством исполненного долга. Иногда случалось, военному даже рук не хватало нести.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Быстрый, натриевый, безопасный

Быстрый, натриевый, безопасный

Владимир Полканов

Проект Росатома по строительству энергоблока будущего БН-1200М прошел экологическую экспертизу

0
2094
При выходе на пенсию уровень жизни может обвалиться в четыре раза

При выходе на пенсию уровень жизни может обвалиться в четыре раза

Анастасия Башкатова

Доходы пожилых все больше отстают от зарплат российских работников

0
3128
Гендерный разрыв в оплате труда оказался максимальным за 11 лет

Гендерный разрыв в оплате труда оказался максимальным за 11 лет

Ольга Соловьева

Геополитическая турбулентность ускорила в России рост зарплат у мужчин, но не у женщин

0
2465
Госдума придерживает гуманную инициативу Верховного суда

Госдума придерживает гуманную инициативу Верховного суда

Екатерина Трифонова

Беременных женщин и матерей с детьми предлагалось вообще не отправлять под стражу

0
2475

Другие новости