0
1293
Газета Стиль жизни Интернет-версия

18.10.2001 00:00:00

"Кудрявая, что ж ты не рада..."

Тэги: идеальный, тип, коммунистстроитель, сталин


СУДЯ по выступлениям Сталина второй половины 1920-х гг., новым идеальным типом коммуниста, идущим на смену мученику-аскету, больному и замученному престарелому революционеру-подпольщику, становится коммунист-строитель. Радикальный характер изменений был непосредственным образом связан с тем простым обстоятельством, что новый политический курс (не разрушение старого, а строительство нового общества) предстояло проводить среди вчерашних крестьян, прибывавших по 1 млн. человек в год на стройки индустриализации. Эта многомиллионная армия, работавшая на рытье "котлованов", тянулась к новой, лучшей жизни. Вчерашние крестьяне совершенно не собирались вступать в смертельную схватку, пасть в борьбе за революцию. Возникал конфликт между индивидуальным "планом жизни" основного субъекта модернизации и "остатками" революционного массового сознания с характерными жертвенными контрапунктами. Чтобы в полной мере рассчитывать на социальную поддержку вчерашних крестьян как своей новой социальной опоры, коммунисты встали перед неизбежностью формирования такой идентичности, которая бы в максимальной степени соответствовала устремлениям участников развернувшегося глобального строительства индустрии.

Власть просто обязана была показать этим людям социальную перспективу, увлечь их чем-то понятным, привлекательным и, более того, сделать это в привычной крестьянскому сознанию мифологизированной, сказочной форме. Эпоха ясных и прозрачных, обозримо конечных пятилетних планов, перспектива штурмового, аврального, понятного крестьянину временного сезонного напряжения, результатом которого будет построение социализма - "то есть Рая на земле", - нуждалась в эмоциональном подкреплении, должна была приобрести свой эмоциональный маркер. Текущее социалистическое строительство должно было восприниматься не столько через цифры пятилетних планов, сколько на эмоциональном уровне, став фактом сознания каждого и в конце концов ядром массового сознания новой эпохи. Говоря словами Андрея Платонова, "смутное сознание" требовало важного, если не определяющего начала - "одухотворения задачи", поставленной перед человеком.

Суть нового социального заказа состояла в формировании нового образа страны - молодой, счастливой, жизнерадостной. Знаковой в этом отношении становится "Песня о встречном" Бориса Корнилова, лирическая героиня которой буквально осуждается поэтом за то, что она "не рада" ("Кудрявая, что ж ты не рада// Веселому пенью гудка"). Струящаяся музыка Шостаковича сливалась с поэтическими строками, излучавшими бесконечную радость. Новая массовая песня была органично связана с кино - молодым и бурно развивавшимся "важнейшим из искусств". В 1934 г. режиссер Григорий Александров уже заканчивал работу над фильмом "Веселые ребята". Молодость, веселье, труд с обязательными успехами приходили на смену мрачным образам революционной эпохи. Именно с "Веселых ребят" началась карьера поэта-песенника Василия Лебедева-Кумача.

Ковать "легкокрылую формулу жизни молодого поколения, комсомольского племени" было делом ответственным. Зато с ощущением "живой радости" весело и задорно начинало свое движение по жизни новое поколение, для которого очерчивались горизонты безграничных и немереных возможностей - "мы покоряем пространство и время", "мы все добудем, поймем и откроем". Некое новое состояние "обыденности невозможного" буквально окрыляло ("Когда страна быть прикажет героем, // У нас героем становится любой").

"Насаждение" веселья и радости стало особенно актуальным после выступления Сталина на Первом Всесоюзном совещании стахановцев 17 ноября 1935 г. Веселье, как известно, превратилось в один из основных источников стахановского движения ("Жить стало лучше, товарищи. Жить стало веселее. А когда весело живется, работа спорится"), а значит, стало вполне конкретным фактором процветания страны и "успешного выполнения задач пятилетки".

Очень важный фактор - чувство идентичности, общности с ярко выраженной эмоционально насыщенной положительной нагрузкой - вот одна из очевидных функций, которую выполняло так называемое насаждение радости. Конечно, эта идентичность не была распространена на все общество. Главным образом формирование этой новой идентичности было направлено на молодежь, и прежде всего на рабочую молодежь (или, точнее говоря, на молодежь, только что ставшую рабочей) - строителей новой индустрии. Вполне естественным каналом формирования этой новой идентичности и были такие чисто молодежные жанры, как массовая песня и кино, которые в середине 1930-х гг. выступают в неразрывном органическом единстве. В конце 1930-х гг. именно во многом благодаря песням произошло известное слияние социального заказа власти с мироощущением того слоя, который составлял ее социальную опору.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1390
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3630
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2047
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2323

Другие новости