0
1287
Газета Стиль жизни Интернет-версия

29.11.2001 00:00:00

От джазовых миниатюр до имама Шамиля

Тэги: вокал, джаз, артист


- Вы хорошо помните отца?

- Он был одним из самых популярных в Баку отоларингологов (его называли "буюк хаким" - "большой врач") и, кроме того, очень хорошо знал "вокальную" гортань. Многие артисты, прослышав об этом, стали приходить в наш дом для консультаций. Не только певцы, но и знаменитые актеры (Качалов, Книппер-Чехова), композиторы (классик азербайджанской музыки Узеир Гаджибеков), пианисты (Александр Цфасман, позже Святослав Рихтер), люди цирка - Эмиль Кио или дагестанские канатоходцы из групп Рабадана Абакарова и Яраги Гаджи-Курбанова. Мне повезло, что в нашем доме бывали такие артисты. Я с ними тоже общался, и это было сильнейшей школой жизни.

Мать была почему-то уверена, что я стану музыкантом, по поводу чего мне было куплено пианино фирмы "Дидерихс". При Бакинской консерватории существовала "группа одаренных детей". Позанимавшись в ней, я потом легко выдержал экзамены в школу-десятилетку при консерватории.

- А сочинять пробовали?

- Первые несложные пьески я написал для своего ансамбля, существовавшего в 40-е годы. Мне было тринадцать лет. Мы играли мелодии из популярных фильмов и выступали перед ранеными. В этот период Баку был как бы одним большим госпиталем - раненых с фронта везли именно сюда.

В 1949 году я поступил в консерваторию... А через год меня исключили! В приказе была формулировка - "за отсутствие серьезного мышления". На самом деле причина была в другом. Во-первых, я, как и многие другие молодые люди, модничал: отрастил "тарзаньи" волосы, носил туфли на толстой подошве, пестрые галстуки - в общем, был стилягой, хотя слова такого еще не существовало. Кроме того, оказался помешан на автоделе и поэтому мало занимался - из "трофейного" металлолома собрал "опель-кадет" и мотоцикл "триумф"... Ну, а вторая причина - в моей музыке нашли приметы запрещенного "формализма": писал сложные многоэтажные аккорды! Через год, впрочем, смиловались и приняли.

- А знали ли вы в те годы дагестанскую музыку, фольклор?

- В начале 50-х годов в Баку приехал с гастролями Дагестанский ансамбль песни и пляски, которым руководил композитор Готфрид Гасанов. Он был у нас в гостях; я сыграл ему свои сочинения ("Романтическую сонатину", в которой ничего национального не было). Гасанов сказал моему отцу: "Мурад должен посвятить свою жизнь Дагестану! И должен наконец приехать в республику!" Папа ответил: "Я бы тоже этого хотел..." И зимой 1952 года послал меня в Махачкалу. Я поездил по Дагестану, послушал народные мелодии, которые, как оказалось, заметно отличались от привычных мне азербайджанских напевов. Потом приехал уже летом, еще раз исколесил весь Дагестан и побывал в нашем родовом ауле Кумух. Записал - карандашом в блокноте - много народных мелодий. Гасанов дал мне сборники фольклора и даже свои записи народных песен.

В 1955 году закончил консерваторию и поехал работать в Махачкалу. Создал джазовый вокальный ансамбль "Гуниб". Исполняли наряду с американскими "стандартами" мои джазовые миниатюры. Записал с "Гунибом" три пластинки - редкость по тем временам. Сочинял музыку для кино.

Мой "Африканский концерт" исполняли биг-бэнд Макса Грегера из ФРГ и... оркестр Дюка Эллингтона! Произошло это в 1967 году. Есть фото, где мы сняты вместе с Эллингтоном: в руках у него моя партитура, а подмышкой коробка с хорошим дагестанским коньяком (мой подарок!). Это было в 1964-м. Я тогда приехал в Америку. И привез с собой первый вариант концерта с тайной мыслью передать его именно Эллингтону. Идея почти бредовая; да и музыка была не эллингтоновская, ближе к Стену Кентону. Но мне повезло - мне организовали встречу с Дюком. Он просмотрел партитуру, прочитал название - "Африканский концерт" - и сказал: "О, Африка - это великая страна, оттуда мои корни!"

Прошло несколько лет, этот эпизод подзабылся, как вдруг ночью - звонок от Олега Лундстрема: "Мурад, срочно включай радио, на волнах "Мьюзик Ю-Эс-Эй" звучит твой концерт, играет Эллингтон!"...

- 60-е годы - это еще и ваш балет "Горянка"...

- Он был поставлен в Мариинском (тогда Кировском) театре балетмейстером Олегом Виноградовым. Потрясающая постановка с участием звезд, большинство из которых вскоре оказались в эмиграции - Барышников, Макарова, Панов... Кстати, все они захотели познакомиться с Дагестаном, увидеть наши горы, реки, долины, Каспийское море, встретиться с людьми... Я их возил в республику несколько раз.

- А я напомню еще один проект того же времени: джаз и поэзия. Стихи Расула Гамзатова - и как бы их отзвук в волнах звучания камерного джаз-оркестра, ведущую роль в котором играли импровизации гитариста Николая Громина...

- Я написал две такие композиции. Одна называлась "Голова Хаджи-Мурата", а вторая - "Таинственность". Это была довольно сложная по языку музыка. Атональная. Работа с Громиным на этом не кончилась. Я написал в расчете именно на него цикл "Лирические новеллы" для импровизирующего гитариста и симфонического оркестра. Мы исполнили этот цикл раз тридцать - в Москве, Ленинграде, Ростове, Казани, Омске и других городах.

Джаз - моя любовь на всю жизнь.

Симфонические иллюстрации "Имам Шамиль" - это 1992 год. Работа возникла по прочтении хроник, историй и романов. Вообще, имам Шамиль - личность выдающаяся, романтическая, но до недавнего времени преподносившаяся только со знаком минус. Избранный мною жанр "иллюстраций" позволил широко показать природу Кавказа, быт горцев, их мечты и надежды, песни и танцы, эпизоды общения героя с соплеменниками, любимой женой, природой, молитвенное состояние верующего человека.

- Вот уже тринадцать лет вы возглавляете бывший Эстрадный, а ныне Академический большой концертный оркестр радио имени Юрия Силантьева...

- Юрий Васильевич ушел из жизни в 1983 году. И мне уже тогда предложили возглавить этот коллектив. Но я жил в Махачкале, у меня было много обязательств. Потом наступили трудные дни: коллектив оказался перед угрозой ликвидации. Теперь оркестр не только сохранен, но даже расширен. Два года велась борьба за то, чтобы коллектив носил имя Юрия Силантьева. Выиграли!


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2122
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4838
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2650
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
3051

Другие новости