0
2520
Газета Стиль жизни Интернет-версия

16.05.2002 00:00:00

Он глубоко чувствовал духовную связь с предками

Тэги: линденберг, челищев


Русским, выросшим в Советском Союзе, а теперь живущим в Германии и читающим главным образом литературу на русском языке, имя Владимира Линденберга (1902-1997) известно мало. Подавно Линденберга не знают в современной России. При этом он был одним из выдающихся эмигрантов первой волны, проведших свою жизнь в Германии, подобно Федору Степуну или Дмитрию Чижевскому. В его наследии свыше тридцати книг, хотя на русском языке опубликовано только две. "Таинство встречи", перевод с немецкого - вышла в 1997 году в Москве. "Три дома" (написана в 1920 году в Бонне на русском языке о пережитом в России в 1912-1918 годах; Линденберг передал мне ее рукопись в 1985 году) издана в Мюнхене.

В автобиографических произведениях Линденберг часто вспоминал о своей принадлежности к одной из стариннейших русских дворянских фамилий. Он должен бы носить имя Владимир Александрович Челищев, однако получил фамилию своего отчима, у которого вырос и вместе с которым ему удалось в конце 1918 года выехать из России.

Двойное имя символизирует и характер творчества. В историческом и религиозном плане его книги берут свое начало в русской традиции, но они оказывали и будут оказывать влияние на немецкоязычное пространство. Он приехал в Германию шестнадцати лет от роду, уже хорошо владея немецким языком, изучал медицину, стал врачом и написал после Второй мировой войны более тридцати книг на немецком языке. В окружавшую его немецкую среду он внес богатство русской души, русский образ мыслей. Некоторые его книги автобиографичны, другие носят философско-этический характер. Владимир Александрович был глубоко верующим, православным, однако всегда с уважением относился к другим конфессиям, другим религиям; соединил в себе обе культуры, служил исторической родине так же, как и немецкой, куда забросила его судьба.

В ноябре 1917 г. пятнадцатилетний юноша был на волосок от гибели и вместе с другими несчастными ждал расстрела. Но среди красноармейцев оказался бывший кучер Челищевых, который, вызвавшись отвести "своего Вовика" на казнь, чтобы якобы свести старые счеты, дал ему возможность сбежать. Нацисты арестовали Линденберга в 1936 году, держали его неделями в лишенной света одиночной камере, а затем, с 1937 по 1941 год, в концентрационном лагере, но он, обратясь к медитации и молитвe, превратил пытку в источник энергии и силы. Советский офицер арестовал его в 1945 году, потому что в своем берлинском доме Линденберг укрывал женщин и детей от насилия; ему грозил расстрел, но ночью часовые оказались пьяны, и жене удалось освободить его из-под ареста.

Таким судьбоносным событиям Линденберг уделял много внимания. Одна его книга называется "Вестники Божьи среди нас", другая - "Быть спутником судьбы". Его "Беседы у кровати больного" и "По ту сторону пятидесяти" дают читателю незаменимые советы о том, как справиться с тяжелыми жизненными обстоятельствами. Очень важна в наше время, когда многие вытесняют из своего сознания то, что умирание и смерть являются неотъемлемой частью бытия, его книга "Через порог", помогающая найти правильное отношение к смерти и к умирающим. До глубокой старости он отстаивал жизнеутверждающие идеалы и ценности, несмотря на пережитые ужасы и ситуации, когда оказывался на волосок от гибели.

Когда Владимир Линденберг рассказывает, оживают картины русской и немецкой жизни, когда он обобщает, он становится мудрецом, не стесненным национальностью и конкретной религией: "Вся жизнь, кажущаяся глупцам лишь материальной, расположенной на поверхности, является, подобно кристаллу, вросшей в знаки и символы, в вопросы и ответы. Она лежит перед нами и только и ждет, чтобы мы разглядели и распознали ее". В другом месте он словно дополняет: "Поэтому случайности и случайные встречи приобретают характер чего-то нам подыгранного, выпавшего нам на долю, ниспосланного нам свыше, судьбы, и мы начинаем сперва смутно, но затем отчетливее, все более чутко догадываться о смысле встреч и придавать им значение. Таким образом, меняется качество нашей жизни, она становится более значимой, мы в большей мере ценим и отдаем должное встречам, происшествиям, пережитому". Это практическая философия жизни, несущая на себе отпечаток нелегкой судьбы человека, вынужденного покинуть родину.

Книга "Святая икона" наглядно объясняет место этих православных святынь в жизни верующих, она связывает с их религиозным смыслом, предостерегает от видения в них только красивых картин, как это было в Советском Союзе и нередко бывает на Западе. На исторической родине уже начали понемногу включать творчество Владимира Линденберга в круг русской культуры, быть может, когда-нибудь будет услышано и его слово об иконе.

Почти невозможно представить себе разницу между тем домом, в котором Линденберг рос под Москвой до 1917 года, и домом в Берлине-Шульцендорфе, где он прожил свыше пятидесяти лет и в котором скончался. В Москве была роскошная вилла немца, поставившего свое умение на службу индустриализации царской России, дом со множеством комнат, в том числе с библиотекой и обширным музыкальным салоном, расположенный посреди огромного парка, с конюшнями и коровниками, с жильем для кучеров и садовников. Здесь же тот самый барак, который он и его жена могли построить себе в 1944 году в качестве временного жилища, после того, как во время бомбежек были разрушены их квартиры. В нем было три комнаты, одна из них служила по утрам врачебным кабинетом, где хозяин принимал пациентов, в обеденное время в ней угощали многочисленных гостей, а вечерами в ней писались книги. Как убога была внешняя обстановка и какой богатой была атмосфера - благотворная аура обеих комнат, в которых оказывались пациенты и гости. Тут висели вышитые самим Линденбергом большие настенные ковры с христианскими мотивами, картины, написанные им много лет назад, иконы, портреты великих русских писателей, стояли некоторые бюсты из изваянных руками его скончавшейся в 1966 году жены - скульптора Долины фон Редерн.

Над обеденным столом находилась гравюра, изображавшая битву на Куликовом поле, в память о победе русских над ордынцами в 1380 году. Для Линденберга-Челищева эта картина имела и личное значение. Ведь, как сообщает летопись, именно прямой предок Владимира Линденберга - Михаил Челищев - ценой своей жизни внес решающий вклад для победного исхода битвы: по просьбе великого князя Дмитрия Донского он одел его доспехи и отвлек таким образом натиск татар на себя. Это изображение известного исторического события в доме врача и философа было внешним доказательством того, насколько глубоко берлинский Челищев чувствовал свою духовную связь с предками, несмотря на разделявшие их столетия.

Германия


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2290
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
5099
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2812
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
3243

Другие новости