0
1906
Газета Стиль жизни Интернет-версия

16.07.2002 00:00:00

Американские звезды и песни Сольвейг

Тэги: норвегия, фестиваль, конгсберг


Норвегия и Россия издревле были добрыми соседями, и их контакты в искусстве (совместные выставки, театральные постановки) становятся нормой. В музыкальном сотрудничестве за последнее десятилетие немалую роль сыграл пианист и композитор Миша Альперин (с начала 90-х живущий в Норвегии и преподающий в консерватории Осло). Вместе с нашим знаменитым валторнистом Аркадием Шилклопером и норвежскими джазменами они записали несколько дисков в студии Осло. Другой пример - запись квартета пианиста Андрея Кондакова на севере Норвегии. Из самых недавних событий - Дни норвежского джаза в Ярославле и Москве в 2000 г., концерты норвежских джазменов вместе с российскими в ЦДХ (Даг Арнесен, Сигурд Ульвесет), и, пожалуй, самое заметное событие - концерт саксофониста Яна Гарбарека, появившегося этой весной у нас в стране спустя четверть века.

Норвегия славится своими фестивалями, выступать на них престижно. Конгсбергский - один из старейших джазовых праздников в Европе. Основанный в 1964 году, за прошедшие годы он обрел статус одного из ведущих джазовых смотров планеты. Правда, на 38-м фестивале наших не было.

Конгсберг-2002 стартовал выступлением американской знаменитости - саксофониста Джошуа Редмана. Переигравший со многими звездами (Мельдау, Хиггинс, Метени), музыкант представил свой новый бэнд с участием органиста-клавишника Сэма Яхеля и ударника Грегори Хатчерсона. Такой инструментальный расклад - орган/ударные/сакс - типичен для 60-х годов, и та музыка, которая звучала с подмостков "Конгсбергхаллена" (крупнейшего концертного зала этого города с 20-тысячным населением), воскрешала традицию тех лет: эйсид/соул-джаз, но насыщенный интеллектуализмом и технической изобретательностью Редмана. Более удачным, на мой взгляд, был альянс одной из ведущих в Норвегии групп Бугге Вессельтофта "Новая концепция джаза" с Джошуа Редманом. Норвежский музыкант - именитый электронщик-клавишник, блестяще управляющийся со своими аппаратами, играет современный трип-хоп-джаз, но опять же с оглядкой на традицию. Некоторые его темы напоминали версии группы Чика Кориа начала 70-х "Вернись навсегда" с лиричными соло на сопрано-саксофоне Редмана (хотя основной горн маэстро - это тенор-сакс).

Чарующе звучал квинтет американского трубача Тома Харрелла. Музыкант демонстрировал не только красоту звука (матовость тембра его трубы завораживала), но логику и глубину мысли. В отдельных пьесах Харрелла проскальзывали испанские мотивы, словно он отдавал дань лире покойного Майлса Дэйвиса, его бессмертным "Испанским скетчам". Знаменитый барабанщик Рой Хэйнз, игравший с Чарли Паркером в начале 50-х, так и назвал свою программу - "Памяти Пташки". (Пташка - кличка знаменитого боппера). Шутник и балагур Хэйнз сделал из своего представления настоящее шоу, где вопреки ожиданиям темы Паркера стали лишь преддверием стилистически разнообразной программы - звучали джаз-самбы, баллады, даже вальс и карибские ритмы. В группе выделялся пианист Дэйв Кикоски, сорвавший чуть ли не львиную долю аплодисментов. Другой американский маг ударных - 65-летний Элвин Джонс (его москвичи помнят по недавнему гала-концерту в Москве "Триумф джаза") - выступил с программой, где царил дух музыки Колтрэйна, в квартете которого Элвин работал первую половину 60-х. В своем обращении к публике он признался, что счастлив играть в этом городе спустя 27 лет. Мало того, он даже опознал в зале журналиста, писавшего о Джонсе в 1957 г. "Будто вчера виделись", - заметил он, и зал счастливо заулыбался. Потом публика взорвалась аплодисментами, когда квинтет Элвина сыграл эллингтоновский хит IT DONT MEAN A THING... Еще одна легенда, соратник Колтрэйна по 60-м пианист МакКой Тайнер, представил на этот раз не трио, не биг-бэнд, а квартет с участием знаменитого вибрафониста Бобби Хатчерсона. Свинговали они от души, будто всю жизнь играли вместе. Похоже, формула вибрафон-фортепиано снова становится модной. Вспомним пары Милт Джэксон - Джон Льюис, наших современников Гэри Бертона и Макото Озоне...

О норвежцах, демонстрировавших у нас искусство своего джаза, немало сказано. Но ведь те музыканты - лишь толика необъятного норвежского джазового мира. Мне приходилось перемещаться из зала в зал, с улиц (там тоже играли) в пабы и клубы, чтобы составить наиболее полное представление о современном норвежском джазе. Серого, проходного материала не было. И даже если норвежцы играли (в основном юниоры) джаз в той или иной устоявшейся идиоме, стиле, ключе, он всегда искрился выдумкой, был пронизан оригинальным видением традиции. Именно молодежь и делала в Конгсберге погоду, некоторые прогоны так и назывались - "молодые норвежцы".

Молодой норвежский джазмен, как правило, уже сложившийся музыкант с опытом и практикой выступлений на международной сцене. Артистическая планка довольно высока, конкуренция огромна. Твори, выдумывай, пробуй при непременном условии - знании азов джазовой школы в целом. Техника - условие для джазмена уже непреложное. Такие группы, как норвежско-шведский "Атомик", играющий современный боп, или электронно-фри-джазовая группа "Вибути", или же "Нюмаркколлектив", творящий современный ритм и блюз и интересно преломляющий новоорлеанскую традицию, - все они представлены в среднем 30-летними джазменами и являются гордостью современного норвежского джаза. Но и им на смену уже приходят 20-25-летние энтузиасты - и достойно перехватывают эстафету.

Программа "Джазинтро-2002" представила в Конгсберге ярких дебютантов - группу "Сфинкс" саксофониста Андерса Гренсета (необоп, но заквашенный на романтике и инкрустированный яркой ритмикой) и ностальгический бэнд гитариста-вокалиста Бьорна Видара Солли, со вкусом исполнившего несколько хитов 50-60-х .

Вокалистка Сольвейг Слеттайель, выступившая в последний день фестиваля в одном из джаз-клубов Конгсберга (днем раньше там блистал джазовым остроумием американский пианист виртуоз Ури Кэйн), поразила публику оригинальным прочтением классических джазовых баллад, спетых на чистейшем американо-английском, но звучавших по-норвежски. Словом, американская классика обрела новое рождение, где не было намека на банальность и сантименты. Кристально-чистый голос Сольвейг контрастировал с нервным драйвом ритм-секции, создающим драматический контраст (пианист Мортен Квенильд и басист Матс Эльертсен). В блиц-интервью 30-летняя Сольвейг поведала мне, что она открыта любому стилю в джазе. Будь то фанк, фьюжн или даже панк-джаз, и вот это именно и работает на образность в ее творчестве. Некогда она работала в женском вокальном квартете "Квитреттен", что обогатило ее опыт пения "скэтом". "Баллады нужно петь сердцем, но сегодня они требуют современной окантовки", - добавила Сольвейг.

Знаменитая саамская певица Мари Бойне, увы, не представила лучшую версию "world music", хотя она и исполнила несколько удачных йойк - стиль пения, напоминающий отдаленно тирольский йодль. Из авангардистов отмечу германского пионера фри-джаза Петера Бретцмана, собравшего коллектив музыкантов разных рас и национальностей. Его состав украсил интенсивный сакс шведа Матса Густавссона, выступившего отдельно с декламатором-абсурдистом из Голландии Яапом Блонком. Камерный минималистский джаз звучал в городской кирхе в исполнении квартета Кристиана Валлумреда. Они создавали именно ту музыку, которая именуется музыкой тишины, затаенного дыхания.

Фестиваль - это и праздник, и рабочая лаборатория, поиски и находки, успехи, но порой и неудачи. К счастью, неудач в Конгсберге не было. Под рокот водопадов порожистой реки Логан я расставался с уютным городом, чей городской ландшафт ласкает взор, а окружающие горы напоминают о величии древней страны. Пожалуй, лучшего места для джазовых соревнований не сыскать. Природа и музыка здесь стали единым целым.

Конгсберг-Москва


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
805
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
2399
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1424
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
1769

Другие новости