0
1122
Газета Стиль жизни Интернет-версия

30.07.2002 00:00:00

Госдача здесь уже была

Тэги: дворцымузеи, ялта, украина, собственность


После установления в 1920 г. советской власти в Крыму судьба Алупки, впрочем, как и судьба нескольких других дворцов Ливадии и Мисхора, без особых колебаний была решена в пользу музея. Другое дело, что его существование постоянно висело на волоске. На содержание музеев не отпускали никаких средств, тем самым вынуждая их закрываться. Немало стараний к их закрытию приложил нарком здравоохранения тов. Семашко. Предлагая занять под санаторий Алупкинский дворец, он публично через газету "Известия" пообещал его "бирюзовым столиком" кормить целый год одну деревню. Неважно, что за бирюзу была принята голубая эмаль... В битве за Ливадию тогда победил Семашко. Алупку отстояли с помощью специалистов, присланных из Центра. Уполномоченный по делам музеев художник Тугенхольд, упреждая дальнейшие поползновения чиновников, писал: "Алупкинский дворец упоминается во всех европейских бедекерах как чудо архитектуры, заключающий в себе прекрасную картинную галерею и редчайшую библиотеку. Его нельзя, не заслужив названия варваров, превращать в "санаторное состояние". А что это значит, мы, жители Крыма, видели на примере многих гостиниц и вилл, побывавших под санаториями..." Увы, справедливость этих слов доказала последующая горькая судьба ливадийских дворцов.

Драматические события Второй мировой войны и стремительная оккупация Крыма причинили Алупке много бед. После освобождения Крыма в апреле 1944 г. музей вновь открылся для посетителей, но уже в январе 1945 г. снова закрылся. Три знаменитых дворца Ялты - Алупкинский, Ливадийский и Кореизский - спешно готовили к конференции великих держав. С 4 по 11 февраля в Алупке располагалась английская делегация во главе с Черчиллем.

28 февраля 1945 г. СНК СССР принял постановление о передаче Ливадийского и Воронцовского дворцов в Алупке с прилегающими к ним парками, зелеными насаждениями и подсобными помещениями, инвентарем, оборудованием и прочим имуществом из ведения Наркомздрава СССР и Управления по делам искусств при СНК РСФСР в ведение НКВД СССР. НКВД поручалось провести необходимые работы по приведению в порядок указанных дворцов для обслуживания ответственных работников. Посмотрим, что переделывали в Алупке. Весь второй этаж главного и самого красивого корпуса отвели под одну "жилую квартиру в составе 9 помещений" общей площадью в 214 кв. м. Ею периодически пользовались вторые после Сталина лица в государстве: Берия, Каганович, Молотов и другие товарищи. Ввиду "наличия очень крутой лестницы, ведущей на второй этаж", устроили лифт. Пищу в верхнюю столовую поднимали особым подъемником. В бывших парадных кабинетах Михаила и Елизаветы Воронцовых "слуги народа" принимали посетителей. В Голубой гостиной развлекались выступлениями любимых артистов и трофейными фильмами. Для их демонстрации соорудили стационарную киноустановку, чье противопожарное ограждение не лучшим образом повлияло на состояние единственного в своем роде лепного декора стен. Шуваловский корпус предназначался для гостей рангом поменьше. На первом этаже было восемь комнат с двумя общими санузлами, а на втором - четыре двухкомнатные квартиры тоже с общими санузлами. Как видим, их менее прихотливые обитатели довольствовались малым. Сегодня им были бы нужны бассейн и личные туалеты с джакузи. Естественно, что с мебелью, фарфором, хрусталем особо не церемонились, используя их по назначению, спокойно списывая все, что билось и ломалось. Не беда, если книги "забывали" на пляжах или "случайно" увозили домой, а старинными газетами устилали полы при побелках помещений, заворачивали продуктовые пайки.

Интересно, о чем думали ответственные товарищи, когда в 1952 году, ликвидируя в Алупке госдачу, передали ее под санаторий ВЦСПС? Он просуществовал только шесть месяцев, но за это время все ценности бывшего дворца-музея успели разделить между другими музеям страны. Война не нанесла столько ущерба Алупке, сколько эти перемены...

Состояние музейного дела и памятников истории и культуры на Украине в настоящее время настолько катастрофическое, что спасти их может лишь кардинальная смена курса правительства и парламента в этой области. Год тому назад Управление делами президента вдруг проявило внимание к дворцам-музеям Крыма. В период подготовки к саммиту ГУУАМ (Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан, Молдавия) в Ливадийском дворце-музее в срочном порядке взялись за "евроремонт" туалетов, мощение современной стандартной плиткой площадок над парадным двориком и за несвойственную этому памятнику внешнюю покраску стен. В ажиотаже побелили не только кладку инкерманского камня, но даже контрастный ему по цвету и фактуре цоколь здания, сложенный из блоков серого известняка. К счастью, не успели "охватить" Воронцовский дворец. Министрам иностранных дел, заседавшим в Парадной столовой, он и без того понравился, а один высокий чиновник сказал, что это "просто супер" и "класс"...

Еще в ноябре 2001 года в средствах массовой информации появилось "поручение" президента, в котором "управление его делами" уведомляло Верховную Раду и правительство Крыма о своем желании получить Ливадийский и Алупкинский дворцы-музеи в свое подчинение. Такая информация вызвала в странах СНГ эффект разорвавшейся бомбы. Первая реакция - "этого не может быть!", вторая - "это очередная газетная утка". Действительно, нормальному человеку трудно себе представить, чтобы, скажем, Лувр или Эрмитаж превратились бы из государственных общедоступных музеев в режимные ведомственные учреждения. Неужели после того, что пережили крымские дворцы в недавнем прошлом, их ждут очередные потрясения? Поддерживать в порядке здания, парки, сохранять и приумножать художественные и исторические коллекции можно, не меняя существующего статуса учреждения, путем его целевого финансирования. Значит, все же это делается ради "проведения государственных официальных мероприятий"? Тогда понятно - им нужен эффектный фон для щегольской заставки телевизионных репортажей. Могут сказать - отличная реклама! Президент России тоже любит появляться на фоне музейных дворцов. Совсем недавно то были Третьяковская галерея, Русский музей, Эрмитаж, Петергоф. Путина с удовольствием принимали тамошние директора, потому что предварительно на содержание и реставрацию своих сокровищ они получили огромные средства. Причем никому в голову не приходило менять их статус. Как они были в подчинении Министерства культуры России, так и остались.

В народе сложилось твердое убеждение, что одно "ну очень высокое" ведомство заразилось тяжелым недугом, принявшим в Крыму размеры пандемии. Имя ей - "земельный передел". Хорошо информированные источники успели сообщить СМИ, что уже сегодня "управление" является одним из самых крупных собственников Крыма. Ему принадлежат многие санатории, дачи, гостиницы, охотничьи и заповедные угодья. Едешь нынче мимо тучных полей и густых лесов, мимо укрепленных замков и ветряных мельниц, а тебе, словно в знаменитой сказке Шарля Перро, на вопрос: " Чье это?" - радостно отвечают: "Господина маркиза Карабаса де Барабаса!" Однако есть сильное подозрение, что за мифической фигурой маркиза скрывается физиономия хвостатого существа в ботфортах сомнительной ориентации типа СП, ЧП, ОАО, а возможно, даже специально созданной государственно-коммерческой структуры. Кто гарантирует, что завтра в обстановке полной бесконтрольности данная структура не превратится в частную? После чего прости-прощай национальное достояние, подлинную цену которого могут сложить разве только будущие поколения.

Не знаем, какие выводы сделают народные избранники. Уж слишком настойчиво их убеждают решить вопрос в пользу заинтересованного ведомства. Что же касается гражданской позиции специалистов и большинства населения Крыма, то их представители обещают до конца отстаивать интересы дворцов-музеев во всех судебных инстанциях страны, вплоть до международных правозащитных организаций и судов. В конце концов наши драгоценные памятники истории и культуры с их невероятно богатыми духовными традициями и материальными сокровищами принадлежат не только Украине, но и всему цивилизованному человечеству.

Крым


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1329
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3490
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1976
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2267

Другие новости