0
1005
Газета Стиль жизни Интернет-версия

02.08.2002 00:00:00

Настоящий шансонье

Тэги: кукин, бард


-Юрий Алексеевич, в вашей песне "Тридцать лет" есть такие слова: "Пятьдесят - это так же, как двадцать, Ну а семьдесят - так же, как десять..." Действительно "семьдесят - так же, как десять" или разница все же есть?

- Да нету никакой разницы! Сейчас я окончательно впал в детство. Смотрю футбол, читаю детективы. А раньше я читал книги и смотрел фильмы.

- Разве в 30 лет вы не смотрели футбол и не читали детективы?

- В 30 лет я уже написал первые песни. Точнее, первую песню я написал в 14 лет на музыку Дюка Эллингтона, но тогда я в джазе играл, а первую "бардовскую" - в "возрасте вершины", в 1963 году.

- В последнее время стало больше концертов авторской песни. Вы часто выступаете?

- Я сейчас вообще не выступаю. Возраст, к тому же у меня болит колено, старая спортивная травма. Не хочется в таком виде появляться на сцене. Сейчас лечусь, думаю, что к осени все это пройдет. Но пока до сентября я отказался от всех концертов, от всех поездок, хотя мне предлагали ехать выступать и в Америку, и в Германию.

- Ваш юбилей "прозвучал" достаточно громко - его отметили многие питерские, и не только питерские газеты. А вы сами как его встретили?

- Сидел дома с женой, тещей, сестрой, двоюродной сестрой, сыном - вот и все┘

- Почему так скромно?

- Я очень неудачно родился - в середине июля, когда рядом никого нет из друзей и знакомых. Поэтому я никогда не отмечал день рождения, особенно юбилеи. Правда, все эти юбилеи потом отмечала общественность, но это происходило уже осенью. Этот юбилей, наверное, будут отмечать тоже осенью - может быть, в ноябре.

- Общественность это уже запланировала?

- Это не моя забота. Поздравят - спасибо, не поздравят - ну и ладно. Я никогда никаких усилий к этому не прилагаю.

- Вам не нравятся песни, которые пишут и поют другие авторы?

- Я люблю только свои песни. Потому что над ними я старался. А если я слушаю чужие песни - я не могу писать сам. Хотя мне очень нравится Городницкий, он мой "предтеча". Олег Митяев мне нравится. Сергей Погорелов нравится за юмор┘

- Александр Городницкий говорит, что вы очень добрый человек┘

- Это неправда. Жена говорит, что я злой. Потому что я бардов не люблю. Когда они поют по радио или по телевизору - я их выключаю. Не люблю бардовские песни. Я люблю джаз. Мне, конечно, интересен был Галич, интересен был Высоцкий, я очень люблю Визбора┘ А так в принципе, чем больше народу - тем хуже песни. Вот потому и не езжу на фестивали. На Грушинском фестивале уже шесть лет не был┘

- В ваших песнях живет множество разных героев - Добрый Волшебник, Маленький Гном, Клоун, Канатоходец, Солдат Киплинга, Старый Сказочник┘ На кого из них вы больше всего похожи?

- На всех. Кроме Маленького Гнома, все мои герои - это я.

- Вы едины во многих лицах?

- Конечно. Я эгоцентричен, у меня культ личности, и я пишу все песни только про себя. Ни про кого другого не пишу. У меня вообще, если вы заметили, местоимение "я" встречается в песнях чаще всего. У меня нет песен про Родину, у меня нет песен про Санкт-Петербург, у меня нет песен про партию, у меня нет песен про кого-то другого.

- Это правило без исключений?

- Исключений очень мало. Есть несколько песен, которые посвящены разным людям, некоторые из них написаны после того, как они погибли или умерли. Скажем, песню "Тридцать лет" я посвятил альпинисту Лене Земляку, который когда-то мне "наговорил" эту тему, объяснил, что альпинизм - это поиски смысла, что альпинизм - удел тридцатилетних людей. Условно тридцатилетних - тех, кому от двадцати пяти до сорока лет, когда человек достигает вершины своей жизни. Потом он погиб, и песню, где я срифмовал мысли Лени, я посвятил его памяти.

- Вы не любите воевать?

- Я никогда не воевал и никогда не служил в армии. Институт физкультуры имени Лесгафта, который я окончил в 1954 году, - военизированный, на первом и на третьем курсах нас выгоняли в лагеря, после окончания я "автоматом" стал лейтенантом запаса, потом получил капитана, но даже не знал, как погоны выглядят.

- К вашей песне "И хочешь, не хочешь - иди" музыку написал Валентин Глазанов. Еще такие случаи были?

- Первая музыка к этой песне была моя, и она вошла в сборники. Но вы интересно говорите "написал музыку". Я ведь композитор никакой и никогда музыку не писал. Я нот не знаю и с детства их ненавижу. И на гитаре играть не умею - это все знают. Я играю только на трех тонких струнах и двух толстых и даже не знаю, как они называются. У меня ведь голоса нет, и я всегда говорил, что нет надежды, что он когда-нибудь появится. Но мне когда-то объяснили, что если человек берет гитару, то чем хуже голос - тем лучше. Вот я и пою, как все нормальные люди, вполголоса, слегка только подыгрываю себе в двух тональностях, больше мне не надо┘

- Это с вашим-то 46-летним музыкальным опытом?

- Я музыкант, но джазовый - а там нот не надо. В джазе Петродворцового часового завода в 1946 году я играл на барабане. Там музыка свободная, никто не знает никаких нот. Поэтому я никогда не записывал ни текстов на бумагу, ни нот...

За мою песню "За туманом" шли деньги из двадцати тысяч ресторанов страны! Ее много лет в ресторанах играли. А я никому песен своих в жизни не давал, их сами брали, кто мог. Меня просили: дай ноты! А как я могу их дать? Я всегда пел под гитару без всяких нот. И даже не столько пел, сколько рассказывал. У меня ведь аттестат не певца, а артиста разговорного жанра!

- По-моему, никто вас так не воспринимает┘

- Все думают, что я пою песни. Но на своих концертах я не пою, а рассказываю, разговариваю и пою. Тем более что ни петь, ни играть не умею, как я уже сказал. Я только рассказчик, сопровождающий свои песни. Девять десятых концерта я разговариваю, и только одну десятую - пою. Я рассказываю про свои песни, про то, как я их написал, рассказываю про своих друзей, вспоминаю всякие смешные истории - и потом иллюстрирую все это одной маленькой песенкой. Мой обычный концерт - это двадцать песен. Если я буду только петь, концерт будет занимать двадцать минут. А у меня он два с половиной часа. Я не певец, я трепло! Знаете, есть такое понятие "шансонье". Все думают, что шансонье - это человек, который песни поет. Но это неправда: шансонье - это человек, который ведет концерт, разговаривает, а поет только так, понемножку. Таким был Жорж Брассанс. А Шарль Азнавур, Эдит Пиаф или Мирей Матье - они не шансонье, они артисты, певцы высокого класса, которые поют одни и те же песни. А шансонье - это человек, который треплется, как я┘

Санкт-Петербург


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2113
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4823
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2641
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
3041

Другие новости