0
968
Газета Стиль жизни Интернет-версия

13.02.2003 00:00:00

Горе семьи

Тэги: филдинг, дневник, бриджит


Когда Хелен Филдинг выступила с "Дневником Бриджит Джонс", все одновременно сказали: странно, что никто не сделал этого раньше. Описанная день за днем жизнь городской (в данном случае лондонской) девушки слегка за тридцать, очень типичной. То есть: воспитанной на Cosmopolitan, феминистских трактатах и психологических книжках типа "Как встретить мужчину своей мечты и удержать его"; имеющей не слишком внятное, но все-таки высшее образование; жутко невежественной ("Ну, Бриджит, скажи, где находится Германия?"), но умеющей видеть внутреннюю суть людей и явлений (иногда). Она наизусть помнит, сколько калорий в большом банане и сколько в маленьком, но путается в таблице умножения; мечтает выглядеть, как Рэйчел из сериала "Друзья", но безуспешно борется с десятью кило лишнего веса, которые постепенно превращаются в одиннадцать и двенадцать┘ "Итак, завтрак: низкоуглеводная скарсдейлская диета. Подумываю о грейпфруте. Размораживаю шоколадный круассан".

При всем великолепном успехе книги: не выходит из списков бестселлеров; снят фильм с Рене Зельвеггер (чуть не получила за эту роль "Оскара"), Колином Фертом и Хью Грантом, а также писателями Салманом Рушди, Джулианом Барнсом и Джеффри Арчером, сыгравшими в эпизоде самих себя, - "Дневник Бриджит Джонс" как-то не очень хотят впустить в круг "настоящей литературы". Причина отчасти в том, что эта книга как-то уж чересчур ловко скроена и ладно сшита (сюжет элегантным постмодернистским манером позаимствован у Джейн Остин). Но замечено: именно народная, многотиражная литература переворачивает мир и сознание. И по новейшей английской женской литературе видно: с Бриджит Джонс явно пришел новый тип героини.

Понимаете, у великого и, в общем-то, прекрасного западного феминизма наряду со всеми его бесспорными заслугами не получилась одна-единственная вещь. Вот эта самая - показать новую героиню. Не деятеля, не политика, не автора, а именно - художественный образ. Этому есть объяснение: феминизм очень серьезен. Он обличает, учит, доказывает, но он не ироничен. И тем более не самоироничен. Не то дело постфеминизм: здесь нет этой последовательности "твердых искровцев". Мы, постфеминистки, такие - и вашим и нашим, мы такие, знаете, дурочки. Самоиронии навалом. "Словом, несмотря на внешнюю симпатичность, я, во-первых, весьма инфантильная, а во-вторых, подлая", - это Клара - героиня Индии Найт, ее книга "Моя жизнь на тарелке" вышла в 2000-м, а на русском только что, в 2003-м (Москва, "Фантом Пресс"). Индия Найт пока еще не очень восхитительная писательница, но зато искренне старается показать жизнь действительно как на тарелке. Например, процедура эпиляции в так называемой области бикини: "...почему никто не предупреждал, что это - пытка расплавленным воском?" О священных родовых муках писали, а об этих муках нет. Теперь пишут. Это прорыв на самом деле. Совсем другая степень доверия, иной уровень доступа. И так смешно, в самом деле. Раньше, знаете, героинь не принято было делать смешными. Героев - их можно было. А героинь - нет. Вокруг героинь всегда был некий розоватый флер, романтический ореолец. Вот, например: алкоголь. Ведь до самого последнего времени литературные героини никогда не пили! То есть они могли, конечно, поднести к губам бокал шампанского или пригубить холодного вина. Дамы Хемингуэя и Франсуазы Саган могли даже принять в себя немало порций скотча. Но чтобы героиня безобразно надралась во время интервью (у Индии Найт) или говорила: "Господи, ну почему я мучаюсь здесь, с этими людьми. Хочу лежать, как все нормальные люди, на полу в ванной, головой в унитазе", - такого не было, нет. В мейнстриме - точно не было. А ведь "Дневник Бриджит Джонс", до того как выйти книгой, постоянной колонкой печатался в солидной "Independent". То есть как бы вышла некая массовая индульгенция: можно. Не только главные герои, но и главные героини имеют право выглядеть некрасиво и нелепо. Снят жесткий, как чашечка антикварного бюстгальтера, выбор: либо ты женщина-мать, либо ты женщина-проститутка. И розовый ореол можно наконец засунуть куда подальше. Такое облегчение.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
1313
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
976
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
1168
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
762

Другие новости