0
1481
Газета Стиль жизни Интернет-версия

30.05.2003 00:00:00

"Хочу заниматься тем, для чего пришел в театр"

Тэги: соломин, дневники, издание


соломин, дневники, издание Виталий Соломин умел быть в театре свободным человеком.
Фото Владимира Федорова

Никакого открытия я не делаю, сказав, что главный инструмент актера - его собственные нервы. И по ним все время бьют. Случайно и намеренно. Наотмашь и с оттяжкой.

Он казался - только казался - человеком закрытым, самодостаточным и довольным судьбой... Он таким способом охранял свою "бескожесть", свои оголенные нервы. Такая гипертония, как была у него, не возникает на пустом месте, у комфортно расположившихся в жизни людей. В "Аварии" Дюрренматта есть пророческие слова о том, что никто не умирает сам - всех к этому подталкивают окружающие...

В дневниках, не рассчитанных на посторонних, писавшихся, как сам Виталий говорил в пилоте так и не состоявшейся его авторской телепередачи, "без внутренней цензуры", он признается себе: "Судьба человека - это нрав его. Мне не хватает авантюризма, нахальства, риска".

И еще:

"Я хочу именно в Малом театре делать спектакль, я его суть, я его продолжение, это также и мой театр, и мой смысл жизни". Он любил Малый. Одновременно трезво - и безрассудно. В любом другом месте актер такого ранга не ждал бы достойной его роли по три-четыре года, режиссер такого дара - не поставил бы только пять спектаклей... Человек такой ранимости - а иным большой артист и не может быть - не написал бы с горечью: "Я, очевидно, прихожу в то время, когда мало лиц в театре, - часа в 3, в 4, и у меня всякий раз возникает ощущение, что меня выжимают из этого пространства, с которым я связан тридцатью с лишним лет работы. Мучительных и радостных. В основном мы побеждаем, и театр был полон зрителей: "Не все коту масленица", "Летние прогулки", "Горе от ума", "Заговор Фиеско в Генуе", "Живой труп", "Мой любимый клоун", "Ревизор", "Мамуре", "Дикарка", "Дядя Ваня", "Свадьба Кречинского".

Большая часть ролей была сыграна при руководстве М.И. Царева. Мы были в сложных отношениях, "Живой труп" я играл без его согласия, но играл. Была отвратительная статья в "Правде" - сына редактора книги Царева. Это все можно понять. Но спектакль шел.

После показа "Фиеско" он вошел и обнял меня, ничего не говоря, но долго мы стояли обнявшись, и он только похлопывал меня по спине. Я знаю, что до этого он был против моего назначения на роль Фиеско, все решила настойчивость Хейфеца.

Это можно понять, и тем более так важно было признание. За последние спектакли "Дикарка", "Дядя Ваня", "Кречинский" не только не поздравил (кто? об этом у Виталия ни слова. - С.О.), но даже не был на банкетах, которые я устраивал для всех работников театра.

Меня нет. Но я есть. И я хочу это заявить".

Как все сложно! И грустно.

Но эти слова: "Меня нет. Но я есть" - мог бы повторить вслед за ведущим своим актером сам Малый театр.

Министр культуры замечательно тусовался на юбилее очень и мною любимого мхатовца Станислава Любшина. Который, кстати, выученик школы Малого театра - Щепкинского училища. Но г-на Швыдкого не было на юбилеях ни Элины Быстрицкой, ни Татьяны Панковой, ни Василия Бочкарева, ни Виталия Соломина. Некогда? А на участие в многочисленных телепроектах находится время? Или "Малый театр есть. Но его нет"?

Малый, как и любой другой театр, можно любить или не любить, - но это привилегия зрителей и критиков, а не министра культуры. Императорский Малый - то национальное достояние, которое он, именно он обязан холить и лелеять.

А публика... Она сделала свой выбор. На тех спектаклях, которые перечисляет в дневнике Виталий, а я могла бы этот список продолжить, зал всегда был полон.

Помню, на "Свадьбе Кречинского", где народ разве только на люстре не висел, оказался французский профессор, который ежеминутно оборачивался к залу, оттопыривал большие пальцы рук, потрясал ими и кричал "Браво!" - этим, впрочем, изрядно мешая актерам. И вдруг Соломин, не выходя из образа, прямо назойливому своей восторженностью зрителю крикнул: "Браво! Ура!"

Подобный актерский класс я наблюдала до того лишь однажды. Тоже в Малом. Когда царю Федору - Смоктуновскому с галерки крикнули: "Громче!" И он послал текст с оглушающей мощью прямо на третий ярус, словно спрашивая: "Достаточно?" Причем тоже не выходя ни на йоту из образа. Зал взорвался аплодисментами.

В истории Малого было множество увлекательнейших сюжетов, связанных с великими его мастерами. Я их расскажу. Но эта глава книги о другом - о боли. Которая передалась авторам со страниц дневника...

Виталий много страдал, очень обостренно воспринимая различные сюжеты своей судьбы. Бывало даже так. Казалось бы - мелочь... Но вспомним об актерских нервах...

Из дневника Соломина:

"29 вечером ждал звонка из группы о времени съемки "Остановки по требованию", учил слова. И вдруг в половине одиннадцатого ко мне закралась мысль: "А вдруг я оказался стар, при просмотре это выяснилось и они не знают, как мне сказать о том, что я снят с роли". Холодок побежал внутрь.

Меня раз сняли на "Городском романсе", где мы встретились с Машей. Неделю молчали, а потом пришло письмо от Тодоровского, что он видит другую пару.

Ну что же, хорошо, - сказал я себе тогда и начал играть каждый день в теннис в спортзале у стены. Так продержал мяч до утверждения в "Даурии".

Сейчас, наверное, позвонят, может и режиссер, он достаточно интеллигентен, или помощник режиссера скажет сформулированные несколько фраз, и внутри холонет, и я отключу грудной регистр, просто скажу: "Понятно. Хорошо". И как мне потом сказать Маше? Нехорошо стало... И текст я отложил, что я, как дурак, буду учить. Да и расхотелось напрягаться.

Раздался звонок. Не тот. Я дернулся.

Потом другой. Я уже спокойно подошел. "Репетиция завтра в 9.45 на Северном речном вокзале". - "Хорошо". Я еще некоторое время сидел и додумывал придуманный исход, и свою реакцию, и причину испуга".

Мелочи, мелочи, мелочи... А из них состоит жизнь, строится судьба. Он, так ловко и умно решавший все проблемы других людей, а обращались к нему часто, знали, что не откажет, - перед собственными иногда брезгливо пасовал... Если это, конечно, не касалось творчества.

Из дневника Соломина:

"Предложил "Иванова". Ответа не последовало. Больше ждать не хочу. У меня нет времени. Хочу заниматься тем, для чего пришел в театр. Это у меня не исчезло. Я свободный человек, хотел бы этого или нет. Если я делал попытку ссучиться - я заболевал. Сильная головная боль правого полушария. Если я не решаю делать то, что нужно, я перестаю спать. Я когда засыпаю от корвалола и снотворных, то просыпаюсь рано и с той же мыслью, которая мучила меня ночью.

И ничего мне не остается, как решаться и действовать".


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
336
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
255
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
1997
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
1536

Другие новости