0
8251
Газета Стиль жизни Интернет-версия

01.03.2004 00:00:00

Уроки альпийской трагедии

Тэги: австрия, капрун, трагедия, суд


австрия, капрун, трагедия, суд Родственники жертв капрунской трагедии сразу после оглашения приговора суда провели пресс-конференцию, во время которой выразили недовольство действиями австрийской юстиции.
Фото Reuters

Этот процесс в австрийском городке Зальцбурге продолжался 20 месяцев, взбудоражил пол-Европы и некоторые отдаленные страны и завершился оправдательным приговором для всех 16 обвиняемых, что вызвало страшное возмущение присутствовавших в зале суда и волну критики в СМИ. Но говорить, что таким образом на прошлой неделе завершилось дело о пожаре в поезде-фуникулере на австрийском горнолыжном курорте Капруне, приведшем три с небольшим года назад к гибели 155 человек (граждан 7 стран), пока явно преждевременно. Решение суда привело к протестам не только со стороны адвокатов родственников жертв трагедии, но даже австрийского Министерства юстиции, руководитель которого Дитер Бёмдорфер заявил, что будут экстренно выработаны поправки к Уголовному кодексу, предусматривающие наказание не только физических лиц, но и юридических субъектов.

Пожар в Капруне стал крупнейшей катастрофой в послевоенной истории Австрии, вдобавок ударившей по авторитету одной из главнейших отраслей страны – туристической. Альпы занимают две трети территории Австрии, отчего эту страну нередко называют Альпийской республикой. На лыжи здесь встают чуть ли не в младенческом возрасте, во многих населенных пунктах они заменяют людям велосипед или даже машину. Популярна страна и у зарубежных туристов и горнолыжников: цены за проживание и услуги здесь поменьше, чем во Франции или Швейцарии, а качество сервиса повыше, чем в Словакии, Чехии или Словении. Поэтому можно представить, сколько людей в Австрии схватилось в ужасе за голову, узнав о трагедии 11 ноября 2000 года в Капруне.

Этот городок с тремя тысячами жителей лежит на склоне (высота 785 м) потрясающего по красоте ледника Китцштайнхорн (высота 3203 м). С помощью построенного в 1970-е годы двухвагонного наземного поезда-фуникулера лыжники в течение 7 минут могли подняться по дороге длиной 3,9 км на полтора километра выше.

Следуя модной тенденции «не портить внешний вид Альп», большая часть дороги была проложена под поверхностью горы.

В тот несчастный день на очередной подъем отправились 167 туристов. Вскоре после того, как поезд вошел в туннель, в купе машиниста вспыхнуло пламя: загорелся радиатор отопления, как позднее выяснилось, предназначенный для работы в жилых помещениях, но никак не в транспортных средствах. Огонь сразу перекинулся на гидравлическую аппаратуру, отчего оказались заблокированными двери вагонов. Участники последующей экспертизы предполагают, что в поезде перевозились горюче-смазочные материалы, что привело к быстрому усилению и распространению пожара. К тому же, завидев вдали пламя, дежурный поспешил открыть верхние двери туннеля, что превратило его по существу в гигантскую вытяжную трубу. Если учесть, что в вагонах не было сигнализации, огнетушителей и средств для разбивания окон, то можно понять, в какой ситуации оказались пассажиры поезда. Лишь двенадцати из них, находившимся в хвостовом вагоне, удалось каким-то чудом разбить стекла и спастись бегством из этого пекла. Остальные или сгорели заживо, или задохнулись в ядовитом дыму, в том числе те, кто сумел вырваться из головного вагона и рвануться вверх по туннелю.

После известия о катастрофе буквально вся Австрия испытала шок. Сразу же были закрыты все горнолыжные курорты, началась тщательнейшая проверка всех эксплуатируемых здесь машин и механизмов. Правительство образовало авторитетную комиссию для расследования причин трагедии. К экспертизам и проверкам привлекли многих зарубежных специалистов. Все работы велись максимально открыто, информация о них предоставлялась австрийским и иностранным юристам, родственникам погибших и СМИ, которые все эти долгие месяцы внимательно следили за расследованием и подготовкой судебного процесса. В частности, именно под влиянием критики в СМИ вынужден был выйти из процесса (правда, сославшись на плохое самочувствие) первый руководитель группы экспертов Антон Мур.

В конце концов на скамье подсудимых оказались 16 человек, представлявших эксплуатационщиков фуникулера в Капруне, – их обвинили в служебной халатности. Когда судья Манфред Сайсс огласил приговор – все подсудимые оправданы, а катастрофа произошла из-за стечения несчастных обстоятельств, – некоторым из присутствовавших в зале родственников стало плохо, другие кричали: «Мне стыдно за Австрию!», «У вас уровень права, как на Балканах!», а многочисленные полицейские перекрыли все ходы-выходы, опасаясь возможных инцидентов. Чуть позднее, отвечая на выпады журналистов, судья Сайсс вновь и вновь напоминал о том, что ни в коем случае нельзя поддаваться эмоциям и пытаться засудить, по-русски говоря, «дворников». Надо искать виноватых среди производителей, а потому привлечь к ответственности компании, изготовившие или смонтировавшие в поезде некачественное или неподходящее для таких случаев оборудование.

«Победой права» назвали результаты судебного процесса другие видные юристы Австрии и ряда иных стран. Но некоторые из них со скептицизмом смотрят на переделку Уголовного кодекса, считая, что судить надо все-таки именно людей, а не фирмы.

В любом случае на прошлой неделе капрунское дело далеко не закончилось. Обвинитель подал протест в вышестоящую инстанцию, адвокаты грозят новыми серьезными исками к различным австрийским компаниям, в США родственники погибших решили объединиться для защиты своих интересов.

Часть средств в качестве материальной и моральной компенсации родственники уже получили от страховых и ряда иных компаний, но это составляет лишь мизерную часть того, что они требуют. Общая сумма претензий пока составляет около 20 млн. евро, но в ходе возможных новых судебных разбирательств она может и возрасти.

Тем временем туристическая жизнь в Капруне уже возродилась после страшной аварии. Теперь отсюда на ледник ведет подвесная канатная дорога, построенная с учетом всех новейших технических достижений в этой сфере. Горнолыжников в городок приезжает теперь даже больше, чем до трагедии, причем среди них очень много россиян.

В целом за последние два года в Австрии были модернизированы 892 фуникулера и подвесные канатные дороги, более 2300 подъемников и практически все остальное горнолыжное техническое хозяйство. Австрийцы с гордостью говорят о своем «национальном достоянии», но ни в коем случае не забывают и о тяжелом испытании, выпавшем на его долю два с небольшим года назад.

Прага


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
742
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
658
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
772
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
531

Другие новости