0
1089
Газета Стиль жизни Интернет-версия

26.07.2004 00:00:00

Спица счастья

Тэги: велосипед


велосипед Быстрота, свобода, надежность – что еще нужно?
Фото Артема Чернова (НГ-фото)

Для людей, выросших и живущих вдали от мегаполисов, велосипед, велик, байк стал не просто средством передвижения, он стал частью жизни.

Знакомство с педальным транспортом началось с маленького трехколесного монстра – являвшегося предметом моей гордости. Нет, я был не единственный владелец велосипеда, просто у всей дворовой малышни были стандартные двухколесные «Бабочки» на маленьких дутых шинах со съемными пластмассовыми балансирами, а я являлся владельцем чуда, которое в полтора раза превосходило их в размере и было скопировано со «взрослого» велосипеда.

Завистников не смущал ни год выпуска (а техника была ровесницей моего отца); ни литые шины, которые обеспечивали максимум дискомфорта при езде по пересеченной местности; ни жесткое фанерное седло, оставлявшее синяки на мягких местах его хозяина. Он был как «взрослый», без вызывавших у мальчишек тихую ненависть мотыльков и медвежат на раме, – и этим все сказано.

Мы подрастали, с нами подрастали, становились двухколесными и наши велосипеды. С одних сняли балансиры, другие стали таковыми в результате нехитрых манипуляций, заложенных в конструкции.

Но дети растут очень быстро, и скоро маленькие велосипедики перешли по наследству младшим братьям и сестрам, они снова обрели балансиры и восстановили трехколесность, а на улице появились уже более солидные подростковые модели.

С ними мы жили дружно и весело. И именно эти устрашающие решения советского велопрома, выпускающиеся как побочный продукт на военных заводах, стали одушевляться и приобретать имена собственные, но непостоянные. Имя велосипеда менялось в зависимости от того, какие увлечения бурлили в мальчишеских головах. В периоды покорения Майн Рида и Фенимора Купера велики становились «гуронами», «могиканами» и «ирокезами». А во время увлечения техникой – двухколесное железо незаслуженно, но гордо носило имена ведущих фирм, производящих мотоциклы, которые мы видели только на картинках, но твердо знали, что они круче «Урала», «ИЖ-Юпитера» и даже «Явы».

СССР еще не сократили до РФ, единицы знали о том, что где-то существует велотриал, а наши велосипеды уже покоряли тротуарные бордюры, лестницы, штабели шпал и поваленные бревна. Мы вместе с великами получали травмы – и вместе их лечили. Бинтами, зеленкой и набором гаечных ключей.

Чуть позже начались велопоходы: сначала на дальние озера – купаться, а потом и с ночевкой в соседнюю область. Если мальчишеское братство переживало эти приключения практически без последствий, то наши велики до «старости» не доживали. Мы пересаживались на более солидные велосипеды, а младшим доставалась жалкая кучка запчастей и огромная куча металлолома.

Следующим в ряду двухколесников стал послевоенный «Урал» – не мотоцикл, а добротный дорожный велосипед, катавший еще моего деда; перекрашенный от спиц до звонка в радикальный черный цвет с хромированными, специально привинченными клепками на крыльях, серебристой надписью Hard Rock по бокам и переплетенным цепью рулем. Он возил на раме мою первую любовь и мешки картошки на багажнике. Он не получил своего имени, а просто именовался машиной. Он стоически переживал мои юношеские метания и был моим вторым Я.

Первый раз мы расстались после окончания школы. Завод, вечерний институт, радиотехническая школа не располагали к прогулкам. Потом еще два года армии, и мой «Урал» обрел вторую жизнь.

Вновь завод и институт, но наличие простейшего транспортного средства сильно облегчало жизнь. Клепки свинчены, краска счищена. Велосипед остался черным, но это уже был благородный блеск вороненой стали. И вместе с ним я перешел в разряд молодых специалистов. Утром с сотней своих заводчан я не торопясь ехал на работу. Солидно ставил машину на свое место на крытой, охраняемой велостоянке, которая по размерам сильно превосходила место для парковки автотранспорта, и шел в цех. Вечером, включив фару и поблескивая отражателями, я возвращался из института домой.

Почти на всех заводах города статус рабочего можно было определить по велосипеду. Если транспорт ухожен, доведен «до ума» – значит, и у хозяина руки если и не «золотые», то в любом случае растут как надо. Гоняя подростком на велике по улицам, я не замечал, что не один десяток лет велосипед служит людям как транспортное средство, а не как способ веселого времяпрепровождения. И я незаметно влился в число этих людей.

Идиллия продолжалась недолго. Приватизация закрыла цеха и открыла необходимость искать другую работу. Вместе с новой работой я получил служебную машину, и велосипед за символическую плату был передан в хорошие руки. Кстати, и сейчас он еще бегает по улицам, матово поблескивая чуть потертой черной рамой.

А далее переезд из родного города в столицу и скитание по съемным квартирам заставили забыть о велосипеде, да и передвижение на нем по Москве связано с серьезными трудностями. Но лишь только я обосновался на одном месте, пошел покупать уже не транспорт, а символ здорового образа жизни. И сразу столкнулся с трудностями.

Эпоха свободного рынка тоже имеет свой негатив. Огромный выбор байков поставит неподготовленного человека в тупик. Ну, модели, цены которых сопоставимы с ценами на слегка подержанные иномарки, были отметены сразу – дороговато. Но даже ряд со средними ценами поражал своим изобилием.

Мой велосипед, точнее – байк, нашел меня сам. Во время копания в велосипедных кущах он съехал с креплений, отдавил мне ноги и больно ударил рулем по рукам, за что и был незамедлительно куплен. Первый день он еще проявлял характер: сбрасывал цепь, выворачивал крылья и не переключал скорости. Но наконец был затянут-закреплен и отрегулирован под меня. И, несмотря на боль в отвыкших от педалей ногах и обгоревших на солнце плечах, доставил массу удовольствий.

Теперь я с полусотней уже знакомых любителей велопрогулок качу через лес купаться на водохранилище или с рюкзачком на рынок.

Вот так велосипедный образ жизни с возрастом меняет свои ипостаси: от развлекательной до транспортной и от транспортной до оздоровительной.

Будет ли следующая?


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
1168
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
598
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
3262
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
2563

Другие новости