0
1179
Газета Стиль жизни Интернет-версия

22.11.2004 00:00:00

«Все Страшилы в гости к нам...»

Тэги: иваново, преображенское, музей, пугало


иваново, преображенское, музей, пугало Заслуженный художник России Елена Пасхина с композицией из серии «Из жизни каркасов».
Фото автора

В селе Преображенском Южного района Ивановской области открылся музей «Пугало огородное». В нем представлены довольно занятные экспонаты. Например, дамочка в черном, лицо закрыто платком, на поясе – сверток в целлофановой обертке. Чтобы не особо пугать посетителей, на пояс «шахидке» подвесили газовый баллончик с надписью: «Антиворобьин».

Компанию «шахидке» подобрали самую подходящую: хронический меланхолик «Наркомучило», обвешанный использованными одноразовыми шприцами, «Путаны с местного Арбата» – румянец во всю щеку, прическа из синтетической мочалки. В кресле развалился «Крутой», сложив пальцы символичным способом. В простенке, отгороженном решеткой, осклабился «Васек» – цепь на шее до паха, четки в руке. С верхушки сухого дерева взирает господин в поношенном фраке – щеголь и виршеплет «Соловей-разбойник». «Ой вы, гой еси, добры молодцы, – читаем на его этикетке, – не ходите в мой зеленый сад, не отдам я вам молодильных яблок»...

Кому пришла в голову мысль всех этих красавиц и красавцев собрать под одной крышей? Авторов идеи искать надо в Южском доме ремесел или даже в кабинетах районной администрации. На конкурс поступило восемьдесят пугал. Не скупясь на выдумку и юмор, азартно делали музей всем районом. «Наркомучило», как и саму кличку, придумали южские детсадовцы, «Васька» – умельцы из исправительной колонии в Талицах. «Шахидку» наряжали без пяти минут профи, будущие мастера иконописи и лаковой миниатюры, студенты Холуйского художественного училища.

Преображенские школьники изучили историческую литературу. В результате получилась у них целая сторожевая застава – два облаченных в мешковину грозных лучника мужского и женского пола. В средневековой Европе, объясняют авторы зрителям, такие стрелки из соломы охраняли от злых духов угодья вокруг замков.

В селе Преображенском, где каждый третий – пенсионер, с огородами полный порядок, сторожить пугалам явно есть что. В одном из огородов была и беседка из хмеля, и цветочные клумбы в старых тазиках, и декоративные арбузы на бельевых палках. На комле подгнившей и спиленной яблони «попозировала» дружная супружеская чета пугал. На дразнилку обижаться, право же, не приходится. Огородный трудяга дело свое знает: на ветру беззастенчиво высунутый ярко-красный язык из сплющенной бутылки из-под кетчупа угрожающе шевелится и хлопает.

Любимцем публики стал сотворенный преображенцами старичок-лесовичок Диодоша. Руки у него – сухие ветки, ноги в настоящих валенках – корни, глаза из пуговиц, усы из пакли. На нем видавшая виды фуфайка, ружьишко за плечом, сделанное из доски, но, как нетрудно догадаться, с намеком: мол, не пугануть ли нам, граждане, по примеру огородников, браконьера в беспризорных наших речных, лесных и болотных угодьях?

Гвоздь программы этого музейного шоу – «Танец на кукурузном поле» из мастерской ярославского скульптора, заслуженного художника России Елены Пасхиной. Почетное место в самом центре зала танцору отведено вряд ли только по соображениям гостеприимства. Зрительская молва в первый же день присвоила ему сугубо неофициальный титул вожака пугал.

Сама Елена Васильевна ничего против этого не имеет. Да, собственно, так оно и быть должно. Ее увешанный колокольцами виртуоз брейк-данса в таком музее, можно сказать, свой парень. Когда на него садятся птицы (проверено автором), он весь звенит, по совместительству неплохо исполняя обязанности садово-огородного сторожа.

То ли в шутку, то ли всерьез Пасхина считает пугала «своим жанром». Изготовитель пугала берет две сколоченные крест-накрест палки и дальше действует, как в детской загадке: «Куртка с Андрюши, брюки с Ванюши, сапожки с Тимошки». И облачение проволочного «танцора» тоже отделано как бы внаброс: гипсом, эпоксидкой, эмалью, обыкновенной веревкой – тем, что у лепщика случайно оказалось по рукой.

Как только Пасхина узнала, что такой музей собираются открывать и не где-нибудь, а в местах ее детства, немедленно дала о себе знать главе Южской администрации Валентине Сысуевой. Послала снимки с новинками – дескать, если подходит, дарю. Посылаем машину, сразу ответила Южа, и приглашаем на открытие музея.

Сюда на каникулы каждое лето родители отправляли Елену в гости к дяде Николаю Дмитриевичу. В том доме в Преображенском давно другие хозяева, а он-то, «Танец на кукурузном поле», оттуда, из детства. Где сейчас пустые поля, тогда кукуруза росла. Как в дремучем лесу, без устали гоняли с подружками по чащобе, пугая самих себя «странными дядьками», что прячутся где-то в зарослях.

Те зеленые джунгли Елене Васильевне сниться теперь почти перестали. «К чему бы это?» – иногда задается она таким вопросом без ответа. Дескать, может быть, и танцор, и вся серия «Из жизни каркасов» – не просто отклик ее души на те девчоночьи страхи, но и прощание с ними навсегда?

Про огородное пугало есть пара строк в словаре Даля, но ни единого слова нет про него ни у знаменитых русских историков и фольклористов Афанасьева и Снегирева, ни у современных исследователей. И нигде нет упоминаний о том, когда и почему пугало стало запретной темой. Его прародительница – языческая обрядовая кукла выражала, попросту говоря, извечное стремление человека к хорошей жизни. Но ради достижения такой цели кукла должна была принести в жертву себя, например сгореть на костре, как соломенная Масленица.

Кто-то на свой страх и риск с оберегом не расставался, но в таком случае держать его дома было нельзя, потому что он дух и не принадлежит миру людей. И тогда куклу выставляли куда-нибудь подальше от жилья, на задворки. Возможно, так, на полулегальных началах, и возникли первые огородные пугала. Не потому ли в христианские времена на них всегда искоса посматривали ученые мужи?

Хорошие хозяева самодельных сторожей на зиму на огороде не оставляют. Музейным пугалам предстоит зимовать на людях. Светская жизнь началась у них еще до открытия музея – представились народу в телепрограмме «Большая стирка». А сейчас они включены в программу тура по древним центрам русских ремесел – Шуе, Палеху, Холую. Выпущены фирменные карманные календари музея «Пугало огородное» на 2005 год.

Иваново


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
878
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
711
Нейтральные страны Европы сближаются с НАТО

Нейтральные страны Европы сближаются с НАТО

Геннадий Петров

Австрия, Швейцария, Мальта и Ирландия просят защиты от России

0
740
В Польше атаку России по объектам Украины сопроводили шумом истребителей

В Польше атаку России по объектам Украины сопроводили шумом истребителей

Наталья Приходко

В "Укрэнерго" предупредили об отключениях света по всей стране

0
784

Другие новости