0
1733
Газета Стиль жизни Интернет-версия

19.10.2005 00:00:00

Культура - это диалог с Богом

Тэги: континент, журнал, религия


- Игорь Иванович, на титульном листе "Континента" значится: "Литературный, публицистический и религиозный журнал". Такое акцентирование религиозной составляющей было изначально?

- Да, это было изначальное решение. Парижский "Континент" был основан как политический журнал, журнал вольного слова, который имел своей основной задачей идеологическое противостояние коммунистической идеологии. Но Максимов был человеком верующим, и журнал с самого начала был задуман так, что позиция противостояния и позитивные ценности будут связаны с возрождением христианских идеалов, что, естественно, было направлено против атеистического характера коммунистической идеологии.

- Когда вы возглавили уже московский "Континент", вы сохранили эту традицию?

- Мы унаследовали традиции журнала, но его религиозная составляющая для меня стала гораздо более важной. В старом "Континенте" религиозный отдел был не очень заметным. Поскольку это был журнал сопротивления, то этот отдел был ориентирован на сопротивление коммунистическому атеизму. Мы же с самого начала намеревались стать журналом созидания. В начале 1990-х в обществе был огромный интерес к религии, но люди плохо разбирались в религиозных вопросах. Это обязывало нас к религиозно-просветительской работе. Раздел "Религия" стал одним из самых весомых в журнале.

Но чтобы быть сегодня журналом созидания, нужно быть и журналом противостояния всему тому отрицательному, что в новых условиях формальной демократии в России расцветает пышным цветом. Обличительная сторона при христианском подходе к любому злу не может не оставаться. Это касается и сложной ситуации с Русской Православной Церковью, которая все больше сращивается с государственными структурами. Мы давно поняли, что здесь тоже нужно многому противостоять.

Но главным было позитивное развитие религиозной темы. Мы активно печатали тексты митрополита Антония Сурожского, работы греческого философа и богослова Христоса Яннараса, француза Оливье Клемана (кстати, члена редколлегии "Континента"). Мы публикуем богословские работы не узко специального характера, а имеющие общемировоззренческий характер, интересные не только для верующих людей. Вообще мы ориентируемся на широкое секулярное сознание - на то сознание, которое я называю открытым в том смысле, что люди, не живущие в мире религии, тем не менее вынуждены отвечать на все важнейшие вопросы бытия. Но поиск ответов на эти вопросы, на мой взгляд, в конечном итоге все равно приводит думающего человека к религии. Этому мы и стараемся помогать.

- Есть ли у журнала определенная конфессиональная позиция?

- Мы считаем себя христианским журналом с отчетливой православной ориентацией. Вместе с тем мы абсолютно открыты к прямому диалогу с другими христианскими конфессиями и считаем, что то единство Церкви, которое должно быть и о котором мы все молимся, должно осуществляться живой жизнью, соединением тех, кто искренне верит в общехристианский Символ веры. Нельзя дожидаться тех времен, когда церковное начальство договорится каким-то образом между собой. Поэтому у нас нет никакой вражды и никакой настороженности по отношению, например, к католикам - не как к организации, а как к нашим братьям по вере. Мы стараемся быть в этом отношении очень толерантными и печатаем на эту тему немало материалов.

Так, в 115-м номере нашего журнала мы впервые в России напечатали большой материал о событиях в Междугорье, где с 1981 года продолжаются явления Богородицы. Раньше информация об этом едва просачивалась в Россию. Да, к этим явлениям можно относиться по-разному, верить или не верить, но знать о них нужно. В Междугорье за двадцать лет побывало больше 20 миллионов паломников.

Католическая Церковь не вынесла окончательного вердикта относительно этих явлений, потому что обычно о подобных явлениях она не высказывается до тех пор, пока они не прекращаются, а они еще не прекратились. Но к ним многие богословы и церковные деятели относятся весьма серьезно. Могу сослаться на недавно умершего Папу Римского Иоанна Павла II. Я знаю также многих православных священников, которые тоже верят в реальность этих явлений. Поэтому у нас недавно появилась даже регулярная рубрика "Свидетельства Междугорья".

- Имеют ли эти явления какое-то отношение к России, как, скажем, известные фатимские явления 1917 года?

- Я думаю, что их связь с Россией такая же, как со всем миром. Поскольку Россия - страна христианская, она не может быть безразлична к такого рода вещам. И то, что Богородица являлась детям, которые сейчас уже давно не дети, мне кажется, не должно служить каким-либо препятствием для того, чтобы об этих явлениях как можно больше знать. То, что говорит Богородица в своих посланиях, имеет значение для всего христианского мира и для России тоже. А когда Ей однажды был задан вопрос о России, то смысл ответа был такой: Россия - это страна, где больше всего будут славить Бога.

Эти явления происходят в самом средоточии сильнейших межэтнических и межконфессиональных конфликтов на Балканах, где живут рядом католики, православные и мусульмане - хорваты, сербы и боснийцы, принадлежащие, в сущности, к одному народу, говорящему на одном языке. Ее послания о мире и единстве. И это имеет, конечно, самое прямое отношение и к нам.

- А другие религии?

- Другим религиям мы также уделяем внимание. Например, мы провели большой круглый стол, посвященный взаимоотношениям христианства и ислама. Мне кажется, он получился интересным, потому что обсуждались не только чисто политические аспекты взаимоотношений между двумя цивилизациями, а прежде всего взаимоотношения фундаментальные, религиозные.

Недавно мы напечатали острую статью Алена Безансона, которая ставит проблему отношения христианства к исламу в достаточно резкой форме, но нам представляется, что чем острее и точнее поставлены вопросы, тем лучше. Мы намерены продолжать обсуждение этой темы.

- Как присутствовала и присутствует христианская, религиозная тема в литературно-художественной части журнала?

- Я не помню, чтобы в старом парижском "Континенте" в отделе прозы была особенно выражена религиозная тема, он все-таки занимался больше политикой. Что касается московского "Континента", мы тоже не ставим перед собой такой задачи и не можем ее ставить, потому что наш журнал все-таки светский, обращенный к культуре в широком смысле слова.

Но культура так или иначе - это диалог с Богом. Нас интересует в художественной литературе все, что является результатом постижения правды жизни, все, что имеет отношение к христианским ценностям. То есть не собственно тематика, связанная с религией или жизнью Церкви. Для нас критерием при безусловном художественном уровне является истинность содержания, утверждение высоких идеалов, выработанных человечеством.

В то же время мы, конечно, внимательны ко всему в художественной прозе, что непосредственно затрагивает религиозную или церковную тему. И мы печатаем и подобного рода вещи. Я считаю большим достижением журнала, что мы в свое время напечатали несколько вещей Иона Друцэ, связанных с христианской тематикой: это "Жертвоприношение", пьеса "Апостол Павел". На мой взгляд, это очень интересные, художественно сильные произведения. Надеюсь, что Друцэ продолжит этот цикл, а мы опубликуем его новые тексты на наших страницах.

Недавно мы напечатали повесть очень молодого писателя Антона Савина. Ее герой - православный священник, ищущий, затем уходящий, слагающий сан, но не потому, что он разочаровался в религии, а потому, что он находит какую-то другую форму служения, кажущуюся ему более органичной для него, отвечающей его призванию. Мне кажется, это интересное произведение, где затронуты многие насущные проблемы жизни современной Церкви, современного религиозного сознания. Мы также в свое время напечатали повесть Сергея Бабаяна "Канон отца Михаила".

- Вы можете назвать несколько имен современных поэтов или прозаиков, о которых можно сказать, что это христианские авторы?

- Безусловно, Ольга Седакова - христианский поэт. Думаю, что это можно сказать об Инне Лиснянской, Юрии Кублановском. Что касается прозаиков, то, конечно, таким христианским писателем был Владимир Максимов. У меня была в 90-е годы в "Континенте" большая статья "Между отчаяньем и упованием", в которой я попытался раскрыть его именно как христианского писателя.

- Как еще присутствует религиозная тема в журнале?

- У нас есть рубрика "Библиографическая служба "Континента". Это обзоры публикаций в других журналах. Мы внимательно отслеживаем, в частности, как религиозная тема отражается в современной прозе. Не всегда нас устраивает эта проза, и мы пишем об этом нелицеприятно. Например, о последнем произведении Олеси Николаевой у нас было два довольно критических, резких отклика.

Кроме того, в этой же рубрике даются подробные обзоры религиозной мысли в русской периодике последнего квартала, как в собственно религиозных изданиях, так и в философских и культурологических. А в разделе "Религия" есть постоянный подраздел "Основные события церковной жизни в зеркале прессы". Так что я считаю, что "Континент" вполне оправдывает название журнала не только литературного и публицистического, но и религиозного.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
985
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
2791
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1581
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
1944

Другие новости