0
1846
Газета Стиль жизни Интернет-версия

24.11.2006 00:00:00

Рязанская кадриль

Тэги: рязань, кремль, десантники, авиация


рязань, кремль, десантники, авиация Этот сверхзвуковой гигант стоит теперь в музее полка дальней авиации.
Фото автора

В Рязани легко заблудиться. Как и во многих старых, допетровских городах, позднейшие перепланировки все-таки не смогли до конца уничтожить нелогичную путаницу улиц провинциального губернского города. Пусть теперь эти улицы застроены домами в скучном советском духе, но само их расположение хранит память о былых временах.

В Рязани нет кремля. В теперешней Рязани. Точнее, нет кремля в традиционном понимании этого слова – твердыни, окруженной массивной стеной. Есть остатки земляного вала, несколько красивых соборов разного времени. Один, например, немного похож на мечеть – или на торт с верхушкой из бланманже и прочими кондитерскими украшениями. Есть большой двухэтажный терем XVII века – теперь там музей. А вот стен нет.

Стены были у Старой Рязани – первого крупного города Древней Руси, попавшего под удар Батыева войска. Процветающая столица удельного княжества с мощными деревянными укреплениями и каменными соборами за несколько дней превратилась в выморочное пепелище. Сейчас туда, на городище за полсотни верст от нынешней Рязани, ездят туристы и археологи. Но рязанцы так просто не сдаются. В здешних лесах собрал свою «добровольческую армию» первый из известных русских партизан Евпатий Коловрат. Места «дислокации» и планы его отрядов хранились в строгой военной тайне от татарских соглядатаев, да и вряд ли у последних была охота рыскать по заваленным снегом рязанским чащобам.

От тех времен осталось не так уж много: несколько драгоценных золотых колтов с перегородчатой эмалью и наконечники стрел под музейным стеклом, остатки земляного вала на городище Старой Рязани, короткие абзацы полууставом в летописях – и, может быть, то, что принято называть «боевым народным духом». С первых лет советской власти у рязанок нет недостатка в женихах. В городе несколько военных учебных заведений – например, прославленное в среде брутально-патриотических российских юношей училище Воздушно-десантных войск.

При училище – музей в здании когда-то разогнанной духовной семинарии. Среди особо драгоценных экспонатов – нож-стропорез, принадлежавший Гагарину, несколько золотых (они и в самом деле из золота) звезд Героев Советского Союза и России, погибших в интересах родины в Афганистане и Чечне, портрет чернокожего выпускника училища, ныне президента Мали, и кубки, выигранные десантниками на чемпионатах мира по парашютному спорту. Тут же рядышком – стенды про подвиги десантников в Венгрии в 1956 году, Праге в 1968-м, Прибалтике и Тбилиси в начале 90-х. Музейные работники из отставных десантников не любят вопросов про эти подвиги. «Мы выполняли приказ, и не учите нас родину любить».

Окрест Рязани дислоцируются армейские части, и не какие-нибудь, а привилегированные: полк дальней авиации, например. На КПП при въезде на территорию воинской части – трогательный лозунг «На всей земле считают цветом нации/ Кто был, кто есть, кто будет в авиации!». Под окошком караульной будки трогательно притулился голубенький велосипед кого-то из младшего комсостава. Спрашиваем молодого солдатика, как пройти к музею. Он отмахивает рукой: «Сюда, туда и вон туда, а я вас не провожу, вон генерал идет, еще нарвусь на неприятности». И скорым шагом удаляется.

В музее свет на темноватую лестницу пробивается через стеклянного Ильича: вождь мирового пролетариата представлен в виде витража. Старенький экскурсовод рассказывает обстоятельно, слегка суконным языком. На этой картине первый полет кузнеца Кузьмы с колокольни, а вот так во время Первой мировой проводили бомбометание: брали бомбы руками и метали за борт┘ Указка обводит серебристый самолетик на подставке: «Стоял на столе у самого авиаконструктора Ильюшина. Он, когда нам его дарил, еще сказал, что только от уважения к дальней авиации с ним расстается!»

А дальнюю авиацию и впрямь есть за что уважать. Именно дальние авиаторы совершили знаменитые перелеты через Северный полюс на Аляску, а потом и облетели полземного шара. Встречающие американцы в нью-йоркском аэропорту восторженно размахивали советскими флагами – до холодной войны было еще лет десять и Вторая мировая. Целая вечность.

В дальних авиаторах служили Чкалов и не менее прославленный женский экипаж самолета «Родина» – Герои Советского Союза Гризодубова, Раскова и Осипенко. Гризодубова провоевала до Победы, командовала полком, потом пользовалась заслуженными ветеранскими почестями и покинула этот мир совсем недавно. Раскова погибла на войне, а Осипенко – еще до войны, во время тренировочного полета вместе с другим Героем – Анатолием Серовым, первым мужем знаменитой актрисы.

Тех, древних дальних бомбардировщиков, на которых летали Гризодубова и Раскова, в музее нет. На аэродроме, на открытой площадке, стоят сверхзвуковые гиганты, которые были шедеврами военно-технической мысли середины прошлого века. Такая «стальная птица» с полусотметровым размахом крыла могла поднять на тринадцатикилометровую высоту восемнадцать тонн бомб и ракет. Я – с разрешения музейного старца – взбираюсь на крыло огромного самолета, шагаю по нему к фюзеляжу и думаю – как легко восемнадцатью тоннами бомб разнести пол-Европы и сделать хаос необратимым. Подобные апокалиптические мысли, впрочем, в голове не задерживаются: поодаль от музейной выставочной площадки на аэродроме идет обычная, будничная, хлопотливая военная работа: солдатики копают какую-то канаву, офицеры поднимаются на диспетчерский пункт, а вдали стоят современные самолеты, которые меня попросили не фотографировать: военная тайна. В сущности, со времен Евпатия Коловрата мало что изменилось.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1606
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4065
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2251
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2535

Другие новости