0
1064
Газета Стиль жизни Интернет-версия

21.03.2007 00:00:00

POST SCRIPTUM

Тэги: ломоносов, великий пост, пасха


В последние годы многие социологические службы и даже интернет-сайты проводят опросы на тему «соблюдаете ли вы Великий пост» (как правило, имеется в виду ограничение в пище).

Процент отвечающих положительно (то есть соблюдающих пост «строго» или «строго с послаблениями») получается различный, но все же достаточно весомый. Во всяком случае (вот парадокс!) значительно больший, чем процент приходящих на пасхальную службу. Однако ж «разговляться», то есть насытиться и выпить вволю на Пасху, собираются практически все! Непостившимся это ничем особо не грозит (разве что банальным похмельем). А вот «постников» подстерегают некоторые опасности. Впрочем, они далеко не новы – традиция тут стара и богата.

Два с половиной века назад великий русский ученый и литератор Михайло Ломоносов в письме графу Шувалову изложил свои мысли по этому поводу, обозначив их как наброски трактата «О сохранении и размножении российского народа». Итак, читаем: «┘приближается Светлое Христово Воскресение, всеобщая христианская радость; тогда хотя почти беспрестанно читают и многократно повторяются страсти Господни, однако мысли наши уже на Святой неделе. Иной представляет себе приятные и скоромные пищи, иной думает, поспеет ли ему к празднику платье, иной представляет, как будет веселиться с родственниками и друзьями, иной готовит живописные яйца и несомненно чает поцеловаться с красавицами или помилее свидаться.

Наконец заутреню в полночь начали и обедню до свету отпели. Христос воскресе! только в ушах и на языке, а в сердце какое Ему место, где житейскими желаниями и самые малейшие скважины все наполнены. Как с привязу спущенные собаки, как накопленная вода с отворенной плотины, как из облака прорвавшиеся вихри, рвут, ломят, валят, опровергают, терзают. Там разбросаны разных мяс раздробленные части, разбитая посуда, текут пролитые напитки, там лежат без памяти отягченные объядением и пьянством, там валяются обнаженные и блудом утомленные недавние строгие постники».

Живописав картину «разговения», Ломоносов, конечно же, не ограничивается жанром обличительной проповеди. Он прежде всего ученый, который в данном случае рассматривает демографическую проблему (вы думали, сия проблема у нас недавно появилась? Как бы не так). Поэтому он переходит далее к научному обоснованию проблемы разговения и его печальных последствий: «Между тем бедный желудок, привыкнув через долгое время к пищам малопитательным, вдруг принужден принимать тучные и сильные брашна в сжавшиеся и ослабевшие проходы и, не имея требуемого довольства жизненных соков, несваренные ядения по жилам посылает, они спираются, пресекается течение крови, и душа в отворенные тогда райские двери из тесноты тела прямо улетает».

Вывод ясен: «Неоспоримое есть дело, что неравное течение жизни и крутопеременное питание тела не токмо вредно человеку, но и смертоностно, так что вышеписанных строгих постников, притом усердных и ревностных праздниколюбцев, самоубийцами почесть можно».

Кроме того, говоря о Великом посте, который приходился тогда на конец зимы или раннюю весну, Ломоносов обращает внимание на неприятные для здоровья особенности этого времени года: «┘начало весны, когда все скверности, накопленные от человеков и от других животных, бывшие во всю зиму заключенными от морозов, вдруг освобождаются и наполняют воздух, мешаются с водою и нам с мокротными и цынготными рыбами в желудок, в легкое, в кровь, в нервы и во все строение жизненных членов человеческого тела вливаются, рождают болезни в здоровых, умножают оные в больных и смерть ускоряют в тех, кои бы еще могли пожить долее».

Что же делать? Разъяснения, увещания и вообще просвещение – это, конечно, замечательно. Однако заранее известно, что их эффективность далеко не так высока, как хотелось бы. Поэтому Михайло Васильевич предлагает нечто большее; на первый взгляд – просто революционное. Он предлагает перенести празднование Пасхи на конец июня – начало июля! Тогда Великий пост приходился бы на конец весны и начало лета, что означает для наших краев уже наличие «новых плодов земных и свежих рыб и благораствореного воздуха» да и «сверх того, хотя бы кто и напился, однако возвращаясь домой... не провалился бы под лед, как случается на Святой неделе».

Но разве могут такие природно-климатические аргументы быть достаточными для столь радикальных изменений в церковном календаре? Разве может общий праздник вселенской Церкви зависеть от специфики местных условий? Великий русский ученый с горячей убежденностью отвечает: да, может!

«Я к вам обращаюсь, великие учители и расположители постов и праздников, и со всяким благоговением вопрошаю вашу святость: что вы в то время о нас думали, когда Св. Великий пост поставили в сие время. Мне кажется, что вы по своей святости, кроткости, терпению и праводушию милостивый ответ дадите┘»

И далее Ломоносов с дерзновением решается дать ответ от лица святых отцов в полной уверенности, что он мог бы быть именно таким и не иначе: «Вы скажете: «Располагая посты и праздники, жили мы в Греции и в Земле обетованной. Святую четыредесятницу тогда содержать установили, когда у нас полным сиянием вешнего солнца земное богатое недро отверзается, произращает здоровыми соками наполненную молодую зелень и воздух возобновляет ароматными духами; пению нашему для славословия Божия соответствовали бы журчащие ручьи, шумящие листы и воспевающие сладкогласые птицы.

А про ваши полуночные стороны мы рассуждали, что не токмо там нет и не будет христианского закона, но ниже единого словесного обитателя ради великой стужи. Не жалуйтесь на нас! Как бы мы вам предписали есть финики и смоквы и пить доброго виноградного вина по красоуле, чего у вас не родиться? Расположите, как разумные люди, по вашему климату, употребите на пост другое способнейшее время или в дурное время пользуйтесь умеренно здоровыми пищами. Есть у вас духовенство, равную нам власть от Христа имеющие вязати и решити. Для толь важного дела можно в России вселенский Собор составить: сохранение жизни толь великого множества народа того стоит. А сверх того ученьем вкорените всем в мысли, что Богу приятнее, когда имеем в сердце чистую совесть, нежели в желудке цынготную рыбу, что посты учреждены не для самоубивства вредными пищами, но для воздержания от излишества».

Трудно что-либо добавить к этой вдохновенной речи┘


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
285
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
233
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
1918
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
1466

Другие новости