0
1256
Газета Стиль жизни Интернет-версия

21.03.2007 00:00:00

Мечта о Палестине

Анна Коренева

Об авторе: Анна Николаевна Коренева - искусствовед.

Тэги: иордан, лермонтов, иванов, паломники, гребенщиков, ошай


Для тех, кто не бывал на Святой земле, зримое представление о ней основано по большей части на картине Александра Иванова «Явление Христа народу». Или на известных строках Михаила Юрьевича Лермонтова: «Скажи мне, ветка Палестины:/ Где ты росла, где ты цвела?/ Каких холмов, какой долины/ Ты украшением была?/ У вод ли чистых Иордана/ Востока луч тебя ласкал,/ Ночной ли ветр в горах Ливана/ Тебя сердито колыхал?» Однако стоит вспомнить, что Лермонтов никогда не бывал в Палестине. Совсем другая картина открывается современным паломникам, съезжающимся на берега реки Иордан со всего мира.

Храмового полумрака нет и в помине: пространство распахивается, под открытым небом толпы паломников. Воды реки мутны из-за большого количества ила, а берега покрыты густой растительностью. До противоположной стороны реки не более пяти метров. Реальность, запечатленная на работах израильской фотохудожницы Орит Ишай, – это и есть то самое место, где согласно церковному преданию принял крещение Спаситель мира. Об этом заблаговременно предупреждает придорожная стела с указателями на английском и арабском языках. Толпы верующих не смущают ни грязная вода, ни предупреждения о том, что купание на государственной границе может быть опасным. Теплую воду даже набирают в бутылки, чтобы развезти их по далеким уголкам земного шара.

Орит Ишай, дизайнер по образованию, работает преимущественно в технике черно-белой фотографии. Однако большинство работ, представленных на открывшейся 13 марта выставке в Паломническом центре Московского Патриархата, выполнены в цвете. Около сорока фотографий создают то, что можно назвать рассказом о Палестине в красках. Фотографии привезены из Израиля, посол которого в России Анна Азари на открытии экспозиции сказала несколько слов об укреплении культурных связей между двумя странами. Кстати, выставка Орит Ишай приедет и в Северную столицу – с конца марта ее можно будет увидеть в Санкт-Петербурге в музее Анны Ахматовой. С российской стороны выставку открывал епископ Егорьевский Марк (Головков), в 1992–1999 годах бывший членом Русской духовной миссии в Иерусалиме. Был на открытии и представитель Императорского православного палестинского общества Николай Лисовой. Он отметил, что работы Орит Ишай «перекликаются с архивными фотографиями Палестины, выполненными первыми русскими фотохудожниками».

Действительно, те, кто знаком с дореволюционными фотографиями и зарисовками святых мест (например, из альбома «Палестина», изданного в Санкт-Петербурге в 1898 году с иллюстрациями А. Кившенко и В. Навозова), найдут нечто общее между ними и творчеством современных паломников. А именно – тщательно переживаемое ощущение близости чуда. Однако на этом сходство заканчивается. Дореволюционная фотография – это тщательно выполненная с помощью камеры-обскуры иллюстрация в стиле модерн. Переворачивая вощеные страницы столетнего альбома-фолианта, попадаешь в библейскую сказку, в кропотливо созданный мир идеальных образов Палестины, но не на саму Святую землю. К тому же фотографы того времени были в первую очередь рисовальщиками и не стеснялись применять ретушь в работе с фотографией.

Современный художник, вооруженный цифровой камерой, ценит прежде всего выхваченный момент, полную реальность происходящего. Фотографию, приукрашенную в программе «Фотошоп», он, как правило, уже не считает художественной ценностью. Появился жанр «стрит-фото» – мгновенно попавшие в объектив городские сценки. К нему можно отнести большинство фоторабот Орит Ишай, представленных на ее сайте в интернете. Здесь и Иерусалим, и Стамбул, и Берлин. Но даже запечатлевая литургию, фотохудожница ценит прежде всего то, что происходит «здесь и сейчас»: руки священника, освящающего хлеб и вино, лица верующих. И в этом все. Никакого другого образа, кроме изображения Святой земли, в привезенных в Москву работах израильской фотохудожницы нет. Любители современного искусства, привыкшие играть смыслами и переносить их из одного контекста в другой, могут быть разочарованы.

Хочется их немного ободрить. Вся русская традиция восприятия далекой Святой земли представляет собой перенесение в контекст нашей северной страны смыслов, родившихся под жарким солнцем Палестины. Иначе зачем было в подмосковных лесах возводить свой собственный Новый Иерусалим, разбивать в нем Гефсиманский сад, а Иорданом называть тихую речку Истру? Каждый христианский народ хочет иметь свою Палестину. Но, кажется, только в России родилась фантастическая идея взять и перенести к себе святой град Иерусалим.

Сегодня нет нужды создавать идеальные образы того, что можно увидеть своими глазами. К услугам желающих совершить паломничество – специальные туры. В общем, как пел Борис Гребенщиков, «я видел – Моисей зашел по грудь в Иордан/ Время собирать мой черный чемодан». Уже давно появились фотография и авиаперевозки, а вот образ «струй иорданских» изменился мало.

Вообще градус религиозности сегодня явно повысился. Куда ни приди, на любую выставку – везде религиозные мотивы. Вернисаж Орит Ишай, конечно, вряд ли соберет толпы народа. Куда больше посетителей в эти дни на выставке, посвященной 200-летию Александра Иванова в Третьяковской галерее. И совсем уж массовой (и кассовой) стала экспозиция «Верю» на территории центра современного искусства «Винзавод». К слову, автор этих строк сам ненароком совершил омовение в водах одной из инсталляций┘ Наконец, те, кто ищет «чего поострее», могут посетить выставку в музее Сахарова. Правда, атмосфера скандальности вряд ли поможет адекватно оценить «запрещенное искусство».

Такой вот срез культурной жизни столицы – каждый находит ту выставку, что ему по душе. А лучше дождаться, когда сойдет весь снег и кончится паводок, и отправиться за город. В Новый Иерусалим, например. На реку Истру. Только не забывать, что и она – тоже Иордан.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1261
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3354
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1903
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2206

Другие новости