0
1078
Газета Стиль жизни Интернет-версия

24.04.2007 00:00:00

Блажен, кто ничего не ждет

Евгения Долгинова

Об авторе: Евгения Долгинова - журналист.

Тэги: образование, школа, вуз


образование, школа, вуз Инвестиции идут, если дети блестящие, а родители – влиятельные. Иначе и претензий быть не может.
Н.Богданов-Бельский. «Устный счет». В народной школе С.А.Рачинского. 1895 г. Государственная Третьяковская галерея

Чем старше дитя, тем смиренней и нетребовательней относишься к школе. С одной стороны, эта нетребовательность – форма извращенной благодарности: сам факт относительной сохранности системы бесплатного образования вызывает почтительное – на грани трепета – удивление. Почему Марь Иванна работает за семь тысяч? Почему – в общем и в целом – хватает учителей? Почему в школе съедобные обеды? Почему завезли компьютеры? Слишком много жлобства в общественном воздухе – не оттого ли вызывает такое благоговение каждый бескорыстно-осмысленный жест учителя или врача? Да, мы знаем, что они, бюджетники, обязаны, но вот в школе за углом тоже обязаны, однако же – как сосут с родителей, ох как сосут! И, заплатив двести рублей вместо тысячи, уходишь с ощущением небывалой удачи.

Практические и стилистические изменения

Но есть и другая причина смирения, куда более печальная: мы перестаем возлагать на школу какие-либо серьезные надежды. Если «всех нас ждет одна ночь» – эпопея с репетиторами стоимостью в приличную иномарку, – то важно ли, чему и как учат в школе? Аттестат теперь – не путевка в жизнь, а так, контрамарка. «Час ученичества» ветвится кривыми лучами: в моду входят экстернат, домашнее обучение, колледж перед вузом, высшее вечернее.

Единый госэкзамен мало что меняет в этой картине: натаскивание на тест или натаскивание на устный экзамен равно удалены от реальной школьной подготовки. Иногда достаточно почитать в Живом Журнале дневники иных мажоров из РГГУ или МГУ – дикая орфография, пещерный уровень мышления, наивно-истерический консьюмеризм, – чтобы понять, какое безмятежное сословие с лету проходит на бюджетные места (прошу не считать за обобщение: умных, незаурядных детей, наверное, больше – но они почему-то тише звучат). Пожалуй, качественное фундаментальное образование, мало зависящее от репетиторского корпуса, осталось только в спецшколах с их жестокой меритократией и ранней селекцией. Но эти питомники – не для всех цветов.

Относиться к школе без гнева и пристрастия помогают и малозаметные, но благодатные перемены, ценные для родителей с личным советским опытом. Массовая школа поменялась стилистически – в большинстве известных мне учебных заведений на детей (ну, почти) не кричат, а родителей (ну, почти) не унижают. Это – много, а не так давно было довольно, чтобы считать школу инновационной (сегодня – уже маловато, ну так и пресловутая инновационность перестала быть знаком качества). Пессимист объяснит это смягчение учительских нравов равнодушием, пофигизмом или «синдромом выгораемости» (профзаболевание), оптимист – повышением культуры педагогического обслуживания, а циник – недавним переводом школ на нормативно-подушевое финансирование («деньги следуют за учеником»), при котором и распоследний двоечник приводит в бюджет учебного заведения около 30 тысяч рублей в год. Другое достижение – у детей появился определенный профильный выбор и определенные, пусть и en masse декларативные, права. Это делает «камеру хранения» (метафора А.А.Фурсенко) несколько комфортабельнее, а значит, терпимее.

Большая победа Министерства образования

А еще можно назвать это чувство просто родительской апатией – и тем самым признать: Минобраз победил. Не того ли от нас и хотят – отказа от претензий и притязаний и в итоге – постепенного перехода на образовательное самообеспечение? Вот и приоритетный национальный проект «Образование» с небывалой откровенностью – и спасибо ему хоть за это! – обозначил главный вектор образовательной госполитики: инвестируем в «эффективников» – игнорируем аутсайдеров. Как известно, к участию в «конкурсе» (без кавычек нельзя) допускались только школы со статусом федеральных и региональных экспериментальных площадок и непременно – с «выходом в интернет» и учителя – обладатели первой и высшей аттестационных категорий. Титулы – к титулам, деньги – к деньгам. Идея подарить обладателям наилучших удочек много-много вкусной рыбы, а не имеющих орудий труда не подпустить к торжищу и на пушечный выстрел – чрезвычайно в духе времени. Дискриминация? Скорее декларация о намерениях: «пусть неудачник плачет». Но тогда чего же нам ждать от массовой школы, обреченной и обязанной работать с не-блестящим детским большинством, с не-звездными учителями, с не-влиятельными родителями? Единственного: ждать, когда она наконец закончится. «Без горечи, но и без надежды», как завещал Камю.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1390
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3630
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2046
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2323

Другие новости