0
1054
Газета Стиль жизни Интернет-версия

03.07.2007 00:00:00

Строение, стоящее отдельно

Тэги: писатели, битов


писатели, битов В Переделкине старые стены на месте, но былой дух их уже покинул.
Фото Фреда Гринберга (НГ-фото)

Он жил в этом коттедже как бы в изгнании: на тот момент мало того, что случились разнообразные неприятности в связи с обсуждением «Метрополя» в Союзе писателей, но к тому же он как раз в это время лишился своего дома в Теплом Стане. И эта убогая комнатка на втором этаже ветхого коттеджа оказалась единственным его прибежищем. «Каждый сам выбирает, каким боком ему ложиться под танк», – запомнилась мне еще одна его фраза┘

Пятью-шестью годами позже, уже в горбачевские времена, у меня завязались отношения с театром Валерия Фокина – он тогда возглавлял Ермоловский. Я уже сделал по его просьбе инсценировку по «Идиоту», и он с успехом поставил ее в Японии. Вернувшись оттуда, Фокин позвонил мне и попросил приехать для «важного разговора». И я еще стоял на пороге его кабинета, как он уже успел сказать: теперь будем делать «Карамазовых». Отказаться было невозможно. Дело было в конце сезона, в мае, срок исполнения я назначил сам: первое ноября. Это была довольно тяжелая работенка. Летом я перечитал роман, а заодно и Бахтина. А с сентября, когда закончатся летние каникулы учащихся, решил засесть в Переделкине.

Однако план чуть не сорвался: в обоих корпусах как раз на эту осень директор наметил дезинфекцию, и Дом закрывался. Директором тогда был симпатичный отставной летчик. И он сдался, когда я стал ныть и проситься, и позволил мне жить в этом самом коттедже. В любой из четырех комнат. Я выбрал ту самую комнату на втором этаже, куда приезжал к Битову. Столовая, естественно, тоже не работала, и я заехал со своей электрической плиткой и со своим самоваром. Это была прекрасная, стеклянного воздуха, покойная тихая осень в пустом Доме творчества наедине с Иваном, Митей, Алешей и Смердяковым – его потом в «Современнике» играл Гарик Леонтьев┘

Прошло еще сколько-то лет, и, заехав в Дом творчества, в новом корпусе я застал отличную компанию: Беллу Ахмадулину и Бориса Мессерера, а также Володю Мороза, о котором я много слышал, но знаком не был. Был такой же ранний теплый октябрь, мы сидели на балконе, под ногами крутился Беллин шарпей, а прямо перед нами стоял этот самый коттедж, новым директором сданный в аренду. Мне всякий день из окна номера было видно, как хозяйка, молодая дама наружности фотомодели, садится по утрам в свой белый «Вольво». Она, судя по многим признакам, сделала в коттедже ремонт, а на крыше красовалась теперь телевизионная тарелка.

Так вот, во время застольной беседы Борис сказал мне, что на другой день канал «Культура» будет показывать выступление Беллы, но антенны в самом Доме творчества на этот канал не настроены. Глядя на этот самый коттедж, я сказал, что у его нынешней хозяйки наверняка канал принимается, и Борис тут же сходил и договорился, что нам дадут возможность посмотреть программу.

На следующий день мы отправились. Одна из комнат внизу была отведена под гостиную, в ней хозяйка сделала даже камин, то есть устроилась крепко. Телевизор занимал всю стену. Мы посмотрели, что было надо, а прощаясь и благодаря мать хозяйки – самой ее не было, – я попросился взглянуть на ту «карамазовскую» комнату на втором этаже. Мне позволили. Нынешняя хозяйка отвела ее под туалетную. Она установила там даже биде. Повсюду была разбросана косметика, а туалетный столик с трехстворчатым зеркалом стоял на том самом месте в проеме между окнами, где когда-то стоял мой письменный стол. Неизменным остался только вид из окна: на желто-красные березы, на ели у ограды, за которыми виднелся конек крыши ближайшей дачи┘

В следующий раз я приехал в Переделкино в декабре. И когда шел от машины с сумками, сразу же увидел незнакомую пустоту слева от дорожки. Снежок уже припорошил пожарище, но подтаивал на еще не остывшем пепелище: коттедж сгорел за два дня до моего приезда. Я вспомнил стройную и энергичную хозяйку, комнату, в которой она прихорашивалась на месте сочинения пьесы «Карамазовы и ад», и с печалью подумал, сколько трудов и вещей в этом доме погибло. Впрочем, выяснилось, что еще в ноябре хозяйка экстренно съехала, а коттедж занял некий золотодобытчик из Сибири. Он-то, разжигая камин, к чему, наверное, не был привычен, и подпалил дом. «Все сгорело как спичка», – сказала дежурная.

Что ж, судьба этого строения отразила сам ход национальной истории. Бездомного писателя Битова заместил в этом доме безвестный бизнесмен из Сибири, на чем все и кончилось. Точно как сама литературная эпоха сменилась эпохой накопления капитала, интеллигенция обнищала, а вчерашние работяги-старатели теперь греются у каминов, учась орудовать непривычными для них каминными щипцами, потому что до того умели управляться только с киркой. Но «Мартель» по привычке пьют стаканами. Поменялись роли, перепутались функции, где был пир – там гроб стоит. Писатели стали совсем не нужны, зато земля очень вздорожала. И нам осталась лишь память о прекрасной эпохе, когда еще сочиняли стихи и писали прозу, ставили «Карамазовых», ходили в библиотеку Дома творчества, которая теперь оказалась в предбаннике ресторана «Дети солнца», полюбившегося солнцевской братве. Захлопнулась книжка, и новые люди теперь построят здесь новую жизнь – на свой вкус.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
2075
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1300
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
1606
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
999

Другие новости