0
8311
Газета Стиль жизни Интернет-версия

30.04.2008 00:00:00

Куда деваются утки зимой

Тэги: даосизм, философия, молодежь


даосизм, философия, молодежь Общая черта многих молодежных субкультур – пофигизм.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

В VI–V веках до н.э. жил, говорят, мудрец Лао-Цзы. Говорят, родился он седым младенцем. Не творил чудес и ничем особенным не занимался, хоть и слыл мудрецом. Но одно чудо (если не считать рождение седого младенца чудом) он все-таки создал. И как раз потому, что слыл мудрецом. Написал он короткий трактат: «Дао Дэ Цзин». Вернее, одни историки считают, что именно он его написал, другие это оспаривают. Но то, что трактат существует и стал основой для зарождения особенной философии – даосизма, это точно.

В веке же XX жил – и живет поныне – писатель Джером Дэвид Сэлинджер. Факт его существования и факт принадлежности его перу рассказов, повестей и одного-единственного романа – на этот раз неопровержим. Сэлинджер, подобно Лао-Цзы, не творил чудес, однако слыл хоть и не мудрецом, но┘ большим-большим чудиком. От прессы прятался, рассказы странные писал. А потом вообще исчез, и чем он сейчас занимается – загадка. Но, как и Лао-Цзы, оставил он после себя свидетельство своих размышлений – роман «Над пропастью во ржи». И был там такой персонаж – Холден Колфилд. Вроде бы обычный мальчик. Но, если призадуматься, большой поклонник Лао-Цзы.

И есть между двумя этими личностями некая абстрактная связь. А последствия ее витают в умах нынешней молодежи, пусть роман Сэлинджера написан довольно давно, а трактат Лао-Цзы – тем паче.

Вот, к примеру.

Спящий в аудитории студент – не редкость. Школьник, курящий сигарету у школы и мечтающий ни о чем, – тоже. Панк, проходящий «обряд посвящения» в какой-нибудь помойке, – туда же, в ту же графу. Или же – начитанный «ботаник». Или подтянутый спортсмен. Или мучаемый депрессиями молодой художник. Или, или, или┘ Все это и все они – как вневременное и внепространственное собрание под табличкой «Холдены Колфилды».

Ведь ныне среднестатистический молодой парень или девушка – не приверженцы идей комсомола. В крайнем случае – есть нашисты. Каждому из них словно сказали: «На, парень, держи шоколадку, вот тебе денег на дорогу туда-обратно, вот денег на пиво, а ты уж поезжай на митинг, поддержи «Наших». Парень приехал, съел шоколадку, сходил на митинг, погулял по Москве, попил пиво. Покричал что-то «братанам», запивая каждое крепкое слово немаленьким глотком крепкого пива. Обнаружить следы интеллекта на лицах подобных личностей – сложно, ой как сложно. Но они все же приезжают, митингуют, что-то кричат.

Или случай был – на Пушкинской, у всем известного кинотеатра. Вечер. Идут два пьяных неформала (в формат вечера, по крайней мере, они точно не вписывались). Идут и кричат: «Смерть масонам! Масонам смерть». Один из них особенно отличился. Проорав: «Я найду и убью главного масона», перевернул металлическое ограждение для парковки.

Но большинство молодых – совсем другие.

Ныне у студентов религия – экзистенциализм. Важнее понять себя, определить собственное «Я» в череде случайных событий, а окружающий мир и так поймем – существует, и всё тут. Вот среди таких полным-полно поклонников того самого Холдена Колфилда. Мальчик он обычный, но терзаемый вопросом: «Куда они деваются зимой?» Они – это утки, если кто не знает.

Как всякий обычный мальчик, Холден злится на всех – на систему, общество, государство, таксистов, школы... Но подобно мудрецу, находит утешение в простых вещах: бейсболке и общении с младшей сестрой. И вместо противодействия ненавистному обществу мечтает сбежать. Как и его создатель – Сэлинджер.

Иными словами: злись – но не стремись действовать. Бушуй – но ничего не трогай.

Даосизм – это мистический экзистенциальный образ бездействия и покоя. Равновесия в Поднебесной. Тут и романтика, и философия. Тут образ мышления. Образ жизни.

Есть одно «но» – вспомним Дэвида Герберта Лоуренса и его «Утро в Мексике». Там про индейцев говорится, что наш, европейский образ мышления губителен для них, а их – губителен для нас. Впрочем, кто из мальчишек не мнил себя гордым индейцем. Налицо факт интерпретации. Интерпретации на свой лад восточной философии, даосизма. В основе – собственные морально-этические принципы и логические выводы.

И вот к чему приходим: даосизм (даже не осознаваемый) у нынешней молодежи – это типичный пофигизм, привычное молодежное «на фиг». «Ведь есть дела поважнее!» Как у Сэлинджера – бездейственный протест и вопрос об утках: «Куда они деваются зимой?»

Таким образом могут зарождаться субкультуры, уравновешивающие друг друга своим пофигизмом по отношению к чему-то более низкому и осязаемому. К власти, например. Или учебе. Или политике, экономике...

Субкультуры есть разные – панки, готы, скины, рэперы и т.д. Но субкультуры субкультурами, а ведь важно понять, что приверженец Дао – в первую очередь личность. По меркам общего Космоса – личность маленькая, незначительная. Но органично вплетающаяся в свой Космос. Тот самый, с утками в пруду. И где проходит черта между «мной» и «ими», там монотонный немой стык двух земных пластов, ворочающих друг друга постепенно и безмолвно. Переход из одного «пласта» в другой песчинки-личности – уже социальная адаптация, конец «немого» бунта, взросление. А есть и такие личности, что всю жизнь буравят «враждебный пласт». Взрослые дети, но никак не седые младенцы, потому что немолодые.

Даосизм у молодежи носит чисто культурно-социальный характер и уже только после этого – сугубо политический. Вывод из политических воззрений Лао-Цзы такой: лучший правитель тот, о котором не ведают. Вывод, надо сказать, для западного человека типично пофигистичный.

Раньше как было? Молодежь, в каком-то смысле, – инициаторы реформ. Настоящие революционеры. А сейчас как? Консерваторы какие-то┘ А где молодой консерватор – там неладно что-то. Там же, где молодой консерватор с немым бунтом на устах, – там и есть маленькая личность в формате огромного Космоса. Личность, значащая что-то в «своем пласте». Личность-песчинка в «пласте чужом».

Вопрос об утках – для Колфилда важный. Для других – смешной. Если бы вам сказали, что ваши соседи – революционеры, вы бы, наверное, рассмеялись. Те соседи либо сумасшедшие, либо упомянутые уже взрослые дети. И слово это немодное и нестильное нынче – революционер.

Так что там, с утками? Сказать бы, что зимой они улетают туда, где их ждут социальная адаптация, взросление и воспоминания о тех временах, когда они, утки, жили в пруду. Но ответом, должно быть, послужит очередное: «Фига-се!» А потом «Ну и фиг с ними».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
722
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
636
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
749
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
517

Другие новости