0
992
Газета Стиль жизни Интернет-версия

23.09.2008 00:00:00

Завоевать уважение

Илья Заславский

Об авторе: Илья Михайлович Заславский - историк.

Тэги: россия, война, интеграция


россия, война, интеграция Будешь со мной играть? Не будешь – тебе же хуже.
Фото Алексея Калужских (НГ-фото)

Исторический процесс – это процесс взаимной интеграции стран. Россия здесь всегда безнадежно отставала.

Отечественной «особости» можно стыдиться, можно гордиться ею, можно ее отрицать. Но все страны с «особостью» потихонечку расстаются, а мы нет.

Единственным способом интеграции для России испокон веков была и остается война.

Не было в истории нашего государства такого, чтобы России было что-нибудь нужно от соседей. Всегда было ровно наоборот. У нас всего навалом. Даже под монголами мы были больше, многолюднее и богаче всех окружающих, включая Орду. И все же в течение тысячи с лишним лет продолжаем воевать во всех направлениях.

Все думают, что это агрессия. Из-за такого заблуждения мира мы стали «восточным варваром», «жандармом Европы» и «империей зла».

Это не агрессия. Это интеграция. Буквально – наш способ подружиться┘

Ест, стреляет и уходит

Если гигантская панда в зоопарке, когда вы попытались покормить ее бананом, оторвала вам руку по плечо, не стоит думать, что она агрессивна. Это такой способ углубить отношения. Так же поступала и Россия. Русские солдаты, захватывая Берлин и Париж, приобщались к многовековой европейской цивилизации. Изничтожая и изгоняя с родных мест народы Кавказа, Россия вступала на восточную политическую сцену. Отнимая у Швеции Балтийское море, хотела показать себя с лучшей стороны перед европейским сообществом.

Дружелюбный великан из диснеевских мультфильмов, Россия хватает всех, кто меньше нее, и тащит в свою пещеру, чтобы было с кем поговорить. И после каждой войны ждет, что ее станут больше уважать, а то и вовсе – сочтут за своего. Ведь так ведут себя все!

В действительности именно тут и пролегает пропасть между Россией и остальным миром. Там, где европейцы ведут войны за деньги, металл, нефть, газ и уран, а страны Востока – за веру, надежду и любовь к ближнему, Россия воюет только для того, чтобы стать уважаемой страной. Уважение окружающих – тот единственный ресурс, который мы ценим за его неимением. И не понимаем, что с каждым шагом, сделанным навстречу миру, отдаляемся от него. Мы хотим быть как все – и смотримся, протягивая открытую окровавленную ладонь испуганному миру, все чуднее и чуднее. Самый приветливый и дружелюбный монстр на мировой арене – раз за разом душим в своих объятиях тех, с кем сперва хотели сойтись. Наполеон и Гитлер так легко нашли общий язык с Россией – и погибли от ее руки, проклиная свою опрометчивость в выборе союзника.

Хождение за три моря vs. хождение в народ

Неудивительно, что не раз и не два мировые державы объединялись в антироссийские блоки – в одиночку от дружеских объятий уклониться труднее, чем вместе. Удивительно другое – Россия раз за разом не теряет надежды повоевать так, чтобы стать для всех настоящим европейцем.

Отсюда и особенности нашей внешней политики. Мы оперируем понятиями, которые разительно не соответствуют дипломатическим нормам цивилизованного мира. Все готовы вступать в союзы, строить блоки, наводить мосты, налаживать взаимовыгодное сотрудничество. А мы – только дружить. Всем нужны гарантии, залоги, общие цели. Нам ничего не нужно, у нас, как сказано выше, и так всего хватает. Только друзей нет. Где бы их найти? Мальчик, а мальчик, хочешь с нами дружить? Куда же ты побежал, мальчик? Зря ты бежишь, от баллистической ракеты не убежишь. Мы с тобой все равно подружимся. Обязательно подружимся┘ А был ли мальчик?

Россия никак не поймет, что между странами не может быть ни дружбы, ни ненависти. Здесь все друг другу протягивают нефтепроводы и приветливо машут пакетами соглашений. А мы и тянем, но не туда, и машем, но совершенно не тем. Вновь зазываем соседей полюбоваться нашим новым ядерным зарядом – смотрите, у нас впятеро больше, чем у вас! И очень удивляемся, что соседи не проявляют по этому поводу энтузиазма.

Надежду найти друга за пределами собственных необъятных границ России, похоже, нужно оставить. А может – попробовать подружиться с собственным народом? Он-то всегда под рукой, и характер, наверное, постигаемый – у русского народа с русским государством должно же быть что-то общее. Заговорить разок, разузнать, как он там, внизу, поживает. Может, и выйдет дружба. Лишь бы не рассориться потом.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1226
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3251
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1841
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2165

Другие новости