0
1550
Газета Стиль жизни Интернет-версия

18.02.2009 00:00:00

Русский карнавал

Валерий Каджая

Об авторе: Валерий Каджая - журналист.

Тэги: масленица, карнавал


масленица, карнавал Церковь всячески боролась с гульбой, но безуспешно. Свести праздник на нет удалось лишь советской власти.
Б.М. Кустодиев. Зима. Масленичное гулянье, 1919. Государственный Русский музей

Сырная неделя, как еще по-другому называют Масленицу, в этом году продлится с 23 февраля по 1 марта. Она привязана к Пасхе, которая, как известно, праздник переходящий, и может «кочевать» по календарю от 4 апреля до 8 мая по новому стилю. Пасхе предшествует Великий пост, который с постом Страстной недели составляет семь недель. Масленица же предваряет Великий пост. Вот и считайте: восемь недель, или 56 дней от Пасхи.

Великий пост – это время не просто запрета на все скоромное, то есть мясо, яйца и молочные продукты, но и отказ от мирских радостей, уход в строгую духовную жизнь – время воздержания и молитвы. Поэтому на Масленицу издавна принято было гулять, пить и есть «от пуза», то есть заговляться во всех смыслах. Вот почему в народе Масленицу называли также «широкою боярыней». В советское время ее не запрещали, но и не поощряли, в основном осталась традиция угощения блинами, из всенародного праздника она скукожилась до узкосемейного. Попытки воссоздать широкие масленичные гулянья, предпринимаемые в последние годы, не очень-то получаются.

Семьдесят лет государственного безбожия не прошли даром, от много отучили, в том числе и от Масленицы. Но в дореволюционную эпоху всю Сырную неделю ходуном ходила матушка-Русь. Апогея разгулье достигало в четверг, который по церковному уставу начинается в среду вечером, после захода солнца. Вечерять в среду ходили «к теще на блины», обряд тот назывался «лакомками». А в четверг с утра открывались балаганы, ледяные горы, качели и прочие потехи, а в деревнях молодые мужики выходили на кулачные бои, а потом устраивали пир горой...

Перенесемся на 287 лет назад. Масленица 1722 года в Москве носила невиданный дотоле театрализованный характер. Император Петр Великий и прежде более других жаловал именно этот праздник и обычно в понедельник сам открывал масленичные торжества, покачавшись со своими приближенными на качелях, которые для этого устраивали близ Красных ворот. Там же размещались и другие потехи: ледяные горки, катания на санях и каруселях, представления в балаганах, торговля блинами. В тот год на четвертый день Сырной недели, в честь заключения Великого Ништадтского мира, означавшего конец Северной войне и окончательную победу России над Швецией, император устроил пышные торжества. Из села Всесвятского (там, где сейчас московский район Сокол) началось движение необычного поезда: множество морских судов разной величины и вида были установлены на сани, запряженные всяким зверьем. С утра этот экзотический кортеж потянулся к Тверским Триумфальным воротам (ныне площадь Маяковского).

Вот как описал очевидец поразившее москвичей зрелище: «Шествие открывал арлекин, ехавший на больших санях, в которые были впряжены пять лошадей гусем, украшенных бубенчиками и побрякушками. На других санях ехал князь-папа Зотов (по другой версии Бутурлин), облаченный в длинную мантию из красного бархата, подбитую горностаем, а в ногах его восседал Вакх на бочке; за ним свита, замыкаемая шутом, который сидел в санках, запряженных четырьмя свиньями. Потом началось шествие самого флота, коим предводительствовал Нептун, сидевший на колеснице с трезубцем в руках, везомый двумя сиренами. В процессии находился и князь-цезарь Ромодановский в царской мантии и княжеской короне: он занимал место в большой лодке, везенной двумя живыми медведями. Наконец появилась громада, 88-пушечный корабль... На этом корабле, везенном 16 лошадьми, сидел сам государь Петр в одежде флотского капитана с морскими генералами и офицерами и маневрировал на нем, как на море, во время шествия. За этим кораблем следовала раззолоченная гондола императрицы, которая была в костюме остфризской крестьянки, а свита ее состояла из придворных дам и кавалеров, одетых по-арабски».

Далее, дурачась и кривляясь, ехали в больших санях, изображавших голову дракона, участники так называемой неугомонной обители, постоянной шутовской свиты петровских забав, наряженные в маски волков, журавлей, медведей, львов и прочих зверей. Лишь к вечеру маскарадная вереница достигла Кремля, куда и въехала под пушечную канонаду. Гулянья продолжались последующие два дня и завершились пышным фейерверком и пиршеством, устроенным московским купечеством: вином и блинами с икрой и прочими закусками бесплатно угощали честной народ во славу широкой Масленицы и русского оружия...

Современники да и позднейшие историки связывали характер тех масленичных гуляний прежде всего с победами Петра на море, с тем, что Россия радениями императора стала морской державой. Доля истины, причем изрядная, в том есть. Но возьмем описания Масленицы во внутренних, континентальных областях Руси: «Выезжала честная Масленица, широкая боярыня, во широкой лодочке во велик город пировать, душой потешиться, умом повеселиться, речью насладиться...» В другом месте читаем: «Снаряжался целый поезд. Впереди него мчались расписные сани (а в иных местах – лодка на полозьях), запряженных «гусем» в 10–20 лошадей». И еще: «В Сибири о Масленице сплочивалось несколько саней огромного размера и устраивался на них корабль с парусами и снастями. Тут садились и люди, и медведь, и госпожа Масленица, и разные паяцы; в сани впрягали лошадей по 20 и возили по улицам. За этим поездом следовали толпы ребят с песнями и разными прибаутками».

Корабль на колеснице был непременным атрибутом карнавальных процессий и в Западной Европе. Собственно, само слово «карнавал» происходит от латинского carrus-navalis – «колесница-корабль». Общими для всех этих гуляний на стыке зимы и весны, называемых на Западе карнавалом, а на Руси Масленицей, были буйное веселье, обжорство, пьянство, прелюбодеяния, игры, представления ряженых и шутов и прочее в том же духе. Гульбища эти пришли из глубокой древности. Церковь всячески боролась с ними, но безуспешно. Удалось лишь сократить время «бесовского разгулья» с двенадцати дней до семи, а на Руси еще убрать из меню мясо. Потому Масленица имеет и третье название – «мясопуст». Есть можно до отвала любые молочные, рыбные и мучные продукты. И если основное русское название праздника идет от масленичного блина, то слово «карнавал» связывают с итальянским carne vale! – «прощай, мясо!»


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1031
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
2880
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1618
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
1986

Другие новости