0
1198
Газета Стиль жизни Интернет-версия

02.07.2009 00:00:00

Репрессированное поле

Тэги: россия, история


россия, история Раньше росли васильки – теперь таблички.
Фото Аси Друяновой

Все, кому я потом рассказывал о нашей поездке на Куликово поле, спрашивали в один голос: «Чего вас вообще туда понесло? Там же не было ничего!»

Несколько лет назад по СМИ прокатилась серия статей, в которых «неопровержимо» доказывалось, что никакого сражения (Мамаева побоища) на самом деле не было, все ложь и выдумки. Оружия, мол, не найдено, останков тоже┘ Да и вообще, как могли сражаться стратегические союзники – русские и татаро-монголы! То, что идею о «едином государстве» и о «придуманной» Куликовской битве отстаивают фанатичные поклонники фоменковской теории, никого не интересовало.

Интересовало всех другое – сама возможность исторической фальсификации. Возможность изменить параметры, перемешать карты, сложить всю картинку заново. Важна сама идея об относительности. Кого-то, например, сильно возбуждает мысль о том, что не было Холокоста (то есть газовых печей, какие-то они слишком маленькие, человек туда не залезет), других – что не было сталинского террора (одни коммунисты убивали других, вот и все дела), третьи считают, что античность придумали хитрые папские богословы┘

Между тем Куликовская битва – просто дата начала образования Русского государства. В истории практически всех европейских стран (и не только европейских) есть такие «куликовы поля». Но европейский или американский народ туда, на эти свои поля, все-таки ездит. Вспоминает далеких предков. А что же с нашим народом?

В пути мой товарищ спросил: знаю ли я, что нарисовано на гербе Кимовского района Тульской области (там находится город Епифань, где мы собирались жить)? Естественно, я не знал.

«А зря! – поднял палец товарищ. – Там нарисована конопля!»

Задумавшись об этом факте, я глубоко задремал и поднял голову уже где-то возле Епифани. Там нас ожидала «ярмарка донских городов».

Подвиг русского духа

Во время войны, в 41-м, во время отступления немцы взорвали большинство каменных купеческих домов в Епифани (город пострадал настолько, что его имя фигурирует даже в материалах Нюрнбергского трибунала, среди шести городов, наиболее разрушенных немцами). Не пощадили отступающие фашисты и деревянные дома.

– Значит, делали они просто, – рассказывал Сергей Васильевич, директор этнографического музея, – шли по улице, разбивали окно, разливали по полу там какой-то керосин, поджигали┘ И так через один дом. Ветер, все полыхает, пламя идет от дома к дому. Город горит как свечка. А вот моя теща догадалась, что сделать. Она велела сыну принести барду┘

– А что такое барда, Сергей Васильевич?

– Да это такая вот вещь, как бы вам сказать, когда самогон гонят, остается жидкость, как бы ненужная фракция┘ Сами никогда не гнали? Ну так вот, разлили они эту барду, и керосин, значит, немецкий, как бы сказать, разлился сверху, как по маслу┘ И огонь не занялся. Так вот дом и спасла моя теща.

Местное

Спиртосодержащая жидкость до сих пор кормит Епифань – с древнейших времен, когда здесь появился первый винокуренный заводик. Всего их тут было то ли семь, то ли девять, самый крупный возвышается при въезде в городок до сих пор. Это самое большое, не считая кафедрального собора на Красной площади, здание в Епифани. По собору, кстати, видно, что розлив спирта по ведрам, штофам и полуштофам кормил епифанцев неплохо: он огромен, а построили его купцы исключительно на свои деньги.

Меня вообще не покидало странное ощущение, что город этот – удивительно правильный. И что епифанцы, всегда разливавшие водку на продажу, сами не очень-то ее употребляют, предпочитая вещи повкуснее. Это ощущение изначальной, родовой правильности города ничего не разрушало – ни заброшенность зданий, ни то, что уездный центр давно переехал в соседний город Кимовск (когда-то бывший всего лишь железнодорожной станцией), а из всех важных «объектов» помимо музеев и храмов остались спиртзавод и кожевенное производство (которое, как шутят епифанцы, делает «шкурки для Чебурашек»), ни этот специфический аромат епифанский, приносимый ветерком в открытые окна то ли с болот, то ли из огородов, то ли с кожевенного завода┘

И уж совсем я проникся епифанской гордостью, когда узнал о судьбах некоторых жителей города – один командовал врангелевским флотом, вывозившим остатки Белой гвардии из Крыма, другой был шашечным чемпионом России по переписке. Шашки вообще до революции были главной епифанской страстью – кроме торговли, разумеется.

В связи с этими воспоминаниями обнаружил я и собственное, которое давно не давало покоя. Вспомнил я монумент погибшим героям, увиденный во Франции, в малюсеньком населенном пункте. Там на каменной плите высечены имена всех жителей этой деревни, кто погиб в ХХ веке в различных войнах – алжирской, марокканской, индокитайской, Первой и Второй мировой, всех войн насчитал я около семи. «Они погибли за Францию» – что-то в этом роде высечено на плите. И все. Выйдя из симпатичного купеческого музея, вспомнил я эту плиту. Вот музей есть, и сохранились имена хозяев дома (в дар государству когда-то передала-продала его их прямая наследница), их фотографии, даже аттестат зрелости одной из дочерей. Ну а все остальные-то где? Все, кто погиб за Россию? В Гражданской, Первой мировой, Финской? Кто сгинул в застенках и в ГУЛАГе? Если уж город такой правильный, что есть в нем и собор, и Красная площадь, и старая ярмарка, и Куликово поле рядом? Хотя бы здесь, в Епифани, захотелось мне увидеть имена ВСЕХ, кто погиб в ХХ веке на всех войнах, во времена всех терроров┘

Поле

Поле огромное, 50 квадратных километров. Необъятное. И красоты неописуемой.

– Нас часто спрашивают: если битва была такой кровопролитной, почему найдено так мало образцов древнего оружия? Найдено немало, наконечники копий и стрел, обломки находим до сих пор. Но любой меч или щит, кольчуга или топор были в те времена огромной ценностью, металл только научились производить, это стоило очень дорого, – рассказывает директор «природного и военно-исторического заповедника», бывший археолог Владимир Гриценко.

– Уносили, понятно. А останки?

– По религиозным традициям тех лет останки воинов тоже уносили с поля. Тем не менее главное захоронение русских воинов находится здесь, в Монастырщине.

– Ну а какие они были, воины-то?

– Вы знаете, распространенное мнение, что люди прошлого были значительно мельче нас, вообще-то не подтверждается. Находили мы останки русских воинов, которые были не только с меня ростом, но и значительно выше.

Гриценко напоминает картинку из учебника истории: высокий, статный, просто богатырь. Поговорив с ним и походив по музею, который отстроили в Монастырщине, я окончательно убедился в том, в чем и раньше не сильно сомневался: была битва. Точно была. Но дело даже не в битве, а в том, что было вокруг нее.

– Было ли нашествие и насколько тяжелы его последствия? – задает школьные вопросы Владимир Петрович. – До нашествия вокруг поля существовало около 300 исторических древних поселений. После – около 30.

Меня, правда, поразило другое: до нашествия русские люди (женщины) любили носить стеклянные бусы – не знаю, привозные или местные. После нашествия они из обихода исчезли.

«Зато появилось гораздо больше металла», – комментирует Владимир Петрович.

Это верно. Металла русские люди стали производить много. Стали оружие производить. У монголов научились военным премудростям. А стеклянные бусы для женщин делать разучились.

Василек русский

Гриценко повез нас смотреть ковыли. Ковыль – растение красивое, степное. Воспетое в русской поэзии. Но природа берет свое, и за последние десятилетия (столетия?) они из здешних мест исчезли, как и василек русский или тимофеевка степная. Кусочек Куликова поля, где всю эту красоту выращивают и воссоздают исторический ландшафт заново (например, дубовую рощу, где прятался засадный полк), стал агрономической площадкой, где просыпаются воспоминания: прежде всего о колхозе.

┘Пока женщины «валялись в ковылях» (растение мягкое, шелковистое, хотя впивается в тело десятками мелких колючек), я слушал в куликовском огороде, как шелестит степной ветер сухими коробочками – цветами неизвестного мне растения. Это потрясающий звук, которого я не слышал (разве что на пластинках с восточной музыкой). Я бы стоял долго. Очень долго.

Но пора было возвращаться домой.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
1313
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
976
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
1168
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
762

Другие новости