0
1439
Газета Стиль жизни Интернет-версия

29.10.2009 00:00:00

Кусочки русского духа

Тэги: россия, родина, русский, культура


И дашь – помрешь.
И не дашь – помрешь.
Лучше дать, чем не дать –
Веселее помирать┘

Говорят, это частушка известная. Не знаю, раньше я ее никогда не слышал. До того, как съездил в Каргополь. Как и вот эту, например:

Не целуй меня взасос
Я не богородица
От меня Иисус Христос
Все равно не родится!

Или вот еще:

Я купила колбасу
И в карман положила
Очень эта колбаса
Меня растревожила.

Частушки, заметьте, сплошь женские. И с игрушками. Или еще говорят – с картинками.

Каргополь – древний русский город примерно на середине пути от Москвы до Архангельска. Ну, Север, короче. В нем есть магазины, церкви, музеи, хорошая гостиница, да много чего есть. И еще есть народный хор. Хор пел не только частушки. Позднее он грянул песню на стихи современного каргопольского поэта. Начинается она так: «Я живу не где-нибудь в Нью-Йорке». Ход мысли мне вообще понравился. Какая-то смысловая бездна кроется за этим «где-нибудь». «Родина, родина, вишня да смородина». Нью-Йорк в этом «где-нибудь» обозначен как особый тип пространства. Где нет вишни и смородины, например. Я живу не где-нибудь в Париже, Лондоне, вообще не где-то там┘ Я живу не где-нибудь там, где все до отвращения богато и оттого страшно, где нет ничего натурального, где все неправильно. Где нас не любят. Самое страшное – где о нас не знают. Невозможно у русского человека вычистить этот кусочек мозга, который отвечает за эту отдельность. За эту вишню и смородину. Нет такой лоботомии, да и, слава богу, не может быть. Видимо, это вообще нормально. Просто я никак не привыкну.

Да, Каргополь – город игрушечный. Зданий выше двухэтажных тут нет. Кроме храмов. Идем мы по улице, и вдруг инспектор ГАИ нам издалека кричит: «У нас, между прочим, в городе есть тротуары! Сойдите с мостовой, товарищи!»

Во время путешествия нас забросили на автобусе в сельскую школу. В деревню с хорошим названием Лядины. В этих самых Лядинах стоит деревянный храм. Мы проходили мимо него ночью. Направляясь в баню. И вдруг огромная тень легла перед нами┘ Удивительная вообще-то вещь. Размеры того, что можно на самом деле сделать из бревен, – ломают какие-то привычные структуры в сознании. В восприятии мира. Деревянное – значит маленькое. Ну, коттедж. Ну, баня в конце концов, шале там какое-нибудь. Но не это. Висящее в темноте между небом и землей. Два храма (их здесь так ставят, парно) были как деревянный самолет. Или деревянный космический корабль. Они куда-то улетали как будто. И мне захотелось полететь туда же.

Раньше город Каргополь торговал морской солью, шкурками белок (в год полтора миллиона!), эссенцией клюквенного сока. Причем торговал с заграницей. Купцы строили церкви из мягкого известняка. С узорами. На 2200 человек было 22 храма. И всего четыре священника. Теперь торговать, казалось бы, нечем. Но вот придумали. Торгуют вот этим самым русским духом. Мелко режут на кусочки. Красиво упаковывают. Причем, что самое важное, делают это с удовольствием. Легко. Без внутреннего напряжения и назойливости.

Есть и сейчас тут хорошая вещь, которую спокойно можно вывозить за границу: глиняная игрушка. Игрушка языческая, таинственная. Например, вот ворона, темно-коричневая, странная. Ее и игрушкой-то назвать трудно. Или Берегиня – баба, у которой на руках сидят птицы, на подоле знак языческого Солнцеворота, а грудь почему-то открыта. Или Тяни-толкай – лошадь с двумя головами и двумя туловищами, черным и белым.

Каргопольская игрушка стала знаменитой в 60-е годы. Люди из больших городов приезжали целыми экспедициями. Писали диссертации. В одной деревне шестидесятники нашли настоящую святую от культуры: бабушку Ульяну Бабкину. Она жила совершенно одна, почти слепая, всеми брошенная, и лепила, лепила. Деревенские над ней смеялись. Денег за игрушки она не брала, цену им не знала. Поэтому шестидесятники присылали ей из города чай, печенье, конфеты, фотографировались с ней, писали статьи. Бабкина сочиняла про своих глиняных чудовищ всякие истории. Язык здесь вообще странный. Медведя называют медведко. К обычным словам добавляют другое звучание или местные формулировочки. Например, муха-пищуха. Или там еще что-нибудь в этом роде. Тоже странно.

Деревянная церковь недалеко от Александро-Ошевенского монастыря. Открываешь дверь, заходишь в летний храм. Трогаешь дерево, изысканную резьбу – и не веришь себе. Что вообще такое? Особенно «небеса» – расписанный деревянный потолок. Синий, с золотыми нимбами святых, с красными одеждами, звездами. Какая-то деревянная религия. Игрушечная.

Эдуард Успенский, знаменитый детский писатель, тоже оказавшийся с нами в Каргополе, всюду послушно ходил с нами. Почти ничего не пропускал. Иногда, впрочем, ему надоедало, и тогда он отходил в сторону, читал книжку или раскладывал пасьянс на карманном компьютере. Но чаще вдруг останавливался и начинал рассказывать какую-нибудь историю:

– Однажды меня все-таки выпустили за границу, в Финляндию. Прихожу в ЦК партии. При входе стоят два полковника. Один берет мой паспорт, передает другому. Я этому второму говорю: «А своему товарищу вы не доверяете?» Потом прихожу в отдел, дают бумагу на подпись: что я не имею права давать интервью иностранной прессе. Я говорю, что подписывать не буду. Тут инструктор смутился: это не для вас, это обычная форма, когда рабочих посылаем, служащих┘

Кстати, все время, пока мы занимались делами, Успенский писал книги. Каждый день рано утром он вставал и писал их. Продолжение «Каникул в Простоквашино», про дрессированных дельфинов, про огромную лягушку по имени Жаб Жабыч, которую вывели в институте генетики имени В.И.Ленина. И вот мне захотелось спросить, там, в Каргополе: Эдуард Николаевич, почему вы сделали героем вашей книги отвратительную жабу? И наделили ее добрым, веселым нравом? А потом меня осенило: Успенский тоже делал игрушки. Всю жизнь. Как Ульяна Бабкина. Какая разница, что ему за книги платили деньги, а ей присылали чай и конфеты. Дело не в этом. Дело в игрушках, они, такие странные и чудовищные, как средневековые Чебурашки, выражают наше стремление к небесам, где летают деревянные церкви. Это тайна. И Успенский ее знает. А я нет.

В один из вечеров в Каргополе сидели, выпивали. Вдруг женщина из нашей группы говорит:

– В сорок девятом году к нам в школу пришел товарищ из райкома. И спрашивает: у вас в школе есть проявления космополитизма? Я спрашиваю: а какие бывают проявления? Он подумал: ну, одежда из клетчатой ткани. Я спрашиваю: а в какую клетку? Крупную или мелкую? На полном серьезе. Он подумал: в крупную. Да нет, говорю, таких нет. Правда, одна девочка носит шляпу и не слушается бабушку.

Сорок девятый год – это ж так давно было. Сорок лет назад. Юбка в крупную клетку. Девочка в шляпе. «Я живу не где-нибудь в Нью-Йорке». Глиняная игрушка. Это ведь навсегда?


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
1430
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1026
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
1234
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
795

Другие новости