0
1256
Газета Стиль жизни Интернет-версия

17.09.2010 00:00:00

Признание Абхазией

Павел Круг.

Об авторе: Павел Германович Круг - журналист.

Тэги: абхазия, туризм


– А нудистский пляж там есть? – спросили мы.

– Нет, нет, ни в коем случае! – инструктировала нас Марина, владелица одного известного московского ресторана. – И вообще там старайтесь особо не гулять, с местными разговоров не заводить – и одной (это она моей жене) на улице не появляться, только с мужиком. А ты, Паша, тоже – о политике – молчок. И не дай бог – с прогрузинской стороны!

Инструктаж мы прошли. Но никто нас не предупредил, что, попав ночью на таможню на реке Псоу (это российско-абхазская граница), мы столкнемся с обычным рэкетом, причем вполне узаконенным. Таксист, взявший 700 рублей от аэропорта в Адлере, высадил нас в частном дворике, откуда был самый краткий путь до пропускного пункта. Хочешь идти в обход (ночью-то ни фига не видно, да и не знаешь тут ни черта) – пожалуйста! А через частный дворик – плати двадцать рублей. (Это я потом узнал, что 20 р. – ночная такса, а обычная дневная – 10 р.). Ну и пошли мы пересекать границу. Казалось, что нелегально. Я в какой-то момент даже зажмурился, ожидая крика – вот он, перебежчик! Ловите его! Но нет, все обошлось. Стандартная толстая тетка в погонах лениво взглянула на документы, и мы перешли реку┘

Скажу сразу: Гагра – не лучшее место для спокойного отдыха. Именно – не для спокойного. Тут есть все – параплан, дельтаплан, банан, стратопланер и циклопедр. Ну и водный байк. И тут, на гагрском пляже, я впервые пожалел, что Абхазия – не часть России. Ибо у нас по приказу президента Медведева (как мысленно фантазировал я) уже принят специальный Пляжный кодекс, запрещающий водным мотоциклам гонять куда ни попадя и как глаза глядят – по головам купающихся в лягушатниках малышей. Сам я почти не купался. Но, как сообщила нам хозяйка нашей гостиницы, «тут перед вами уже разрезали девушку на два туловища».

От оно как.

А мы уже взяли бутылку шампанского «Золото Абхазии» (которое производится почему-то в Одессе) и свежий номер московского журнала «Сноб» и, надев майки с надписями «МЫ С МОСКВЫ», собрались уже идти на пляж, как вдруг моя супруга вспомнила про свой концептуальный проект – приехать на море и до моря так и не дойти. В общем, она свалилась с жесточайшей простудой. В аптеке, куда я пошел за лекарством, сказали мне, что это акк-ли-ма-ти-за-ци-я. Это слово будет преследовать меня всю жизнь.

Но все проходит, рано или поздно, и мы отправились ввысь – на горное озеро Рица. Стоит описать тех, кто нас вез туда. Похмельный шофер, увидев, что я курю трубку, как бы невзначай сказал: «Эх, вот чего бросить не могу – так это курить». Пить-то уж бросил, говорит. А то с войны, говорит, все пьем и пьем. Хватит.

А в Абхазии, тем более в высокогорной ее части, пьется, надо сказать, очень легко. И действительно – не заметишь, как жизнь пролетит.

Тут к похмельному шоферу подсел веселый, жовиальный экскурсовод, который все любил повторять фразу: «Как истинные кавказцы, мы пойдем налево», – и мы поехали. В основном действительно налево – то есть в Бзыпское ущелье.

Ну, ехали весело. На обратном пути, после Рицы, я разговорился с экскурсоводом по-настоящему, презрев запрет на политику.

– Ну а после признания-то нашего вам полегче живется? Есть перемены?

– Да как сказать. В общем, все как было. Но все же получше. Надеемся на Олимпиаду. Есть слух, что гостей будут в Пицунде размещать, что брежневские пансионаты на... снесут и новые построят.

–Да ну? (Я в Пицунде не был.)

– Главное – чтоб переход через границу упростили. Ну кто захочет три часа томиться в очереди на жаре, чтобы попасть в эту Абхазию?..

Я вспомнил ночной переход через частный дворик и понял, что нам еще повезло.

– Слушай, ведь Абхазия – туристическая страна. Если не будет сюда потока туристов, экономика не поднимется. Это значит – нужны открытые границы. А это значит – необходимо международное признание. А значит – надо как-то улаживать вопросы с Грузией┘

– Да на... надо! Россия нас признала – и хорошо. Ты говоришь, экономика – так она вся у нас на Россию завязана. Границу на Псоу откройте – вот все, что нам надо!

Боюсь, что смутил вас довольно резким слогом моего собеседника. Но ведь разговоры о политике, если они ведутся в Абхазии в кабине несущейся на бешеной скорости по серпантину с 2000-метровой высоты потрепанной «Газели» – они всегда будут сдобрены русским матом и абхазскими проклятиями – а в абхазском алфавите, между прочим, в два раза больше букв, чем в нашем.

– Слушай, ну а расскажи про эту вашу абхазскую религию. Ведь есть, да? Я вот читал.

Про религию мой собеседник рассказывает неохотно. Ну да, есть святилища – только он сам был там однажды. И вообще туда ходят в исключительном случае – если нужно оправдаться перед Богом. Божество абхазы понимают странно: могут верить одновременно и в духа гор, и в Иисуса Христа. Одно другому не мешает. Мне, правда, показалось, что абхазское язычество – это скорее родовое, этническое понятие, чем именно религиозное. И вообще┘

– Ну эт не знаю, эт ты загнул, брат (громко в микрофон). Лучше вот, господа пассажиры, обратите внимание – горная речка! Кто желает, может искупаться┘

Если б знал мой московский начальник, как я хотел, едучи с утра на работу в переполненной электричке, вот так запросто искупаться в ледяной горной речке┘

А возвращались мы из Абхазии именно на электричке. В июле этого года было восстановлено движение пригородных поездов между Гагрой и Адлером. Мы, собственно, и были одними из первых пассажиров. Абхазская железная дорога – это вообще отдельная тема. Достаточно сообщить четыре факта: была построена в 1942 году; одноколейная; все вокзалы на протяжении маршрута находятся в запустении; координация движения в настоящий момент осуществляется посредством мобильной связи.

Зато железка проложена была частью своей по самому берегу Черного моря, и в наши дни из окна вагона даже можно заметить нудистский пляж┘


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1151
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3094
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1745
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2093

Другие новости