0
2266
Газета Стиль жизни Интернет-версия

07.02.2011 00:00:00

Фольклор и гендер

Юлия Никитина

Об авторе: Юлия Александровна Никитина - сотрудник правления Российского фольклорного союза.

Тэги: казаки, песни, фольклор


казаки, песни, фольклор Петь могут все. Но чтобы голос зазвучал, требуется старание.
Фото Сергея Приходько (НГ-фото)

С чего все началось, я сейчас в точности не вспомню, кажется, с покупки диска ансамбля «Русичи». Не скажу, что случайной, потому что я шла на Горбушку с твердой решимостью купить нечто «русское народное», но не «клюквенное». И не прогадала с выбором – меня зацепило, по-настоящему. Вскоре я поняла, что мне и самой хочется петь. И не одной, стоя на кухне, а с другими людьми.

Совершенно случайно в Интернете я набрела на объявление о наборе «мужского клуба традиционной казачьей песни». Сообщила о своей находке друзьям, которые загорелись этой идеей, но не решились позвонить сами, а попросили меня. Женским голосом ответила мне телефонная трубка, любезно приняла информацию о моих друзьях. Тут меня охватила вселенская наглость, я выдохнула и спросила: «А женщин вы вообще не берете?» «Девушка, а вы этого действительно хотите? Вам это надо?» – «Очень! Очень хочу!!!» Вздох. «Говорите фамилию┘»

Так началась моя новая жизнь. На первом занятии оказалось, что состав группы 50 на 50 – мужеско-женский. Каждому был задан вопрос, почему мы тут оказались. Кто-то искал корни, кому-то просто нравилось петь, много вариантов. Наш мудрый педагог Игорь Евгеньевич Петров сказал: «Все это прекрасно, я вас понял, но на самом деле вы все пришли сюда за общением. Поверьте мне. Мы в больших городах с их стремительным темпом жизни очень нуждаемся в этом». Я поверила, и это было первое мое открытие.

Ансамблевое пение, а в нашем случае хоровое – это действительно общение, когда учишься слушать не только себя, но и всех вокруг. Это сложно, потому что людей много, звуков столько же, не все верные, но нужно пробовать, иначе песне не быть. Важно найти в этом хаосе себя, но взять не громкостью, не пронзительностью, а точностью и своевременностью. Когда всем это удается, из хаоса проистекают порядок и гармония. То есть все – как в жизни, в обычных человеческих взаимоотношениях: уметь слушать, понимать и уважать окружающих. И чувствовать свое место и предназначение в мире.

Второй важный урок, полученный в ходе занятий, – петь могут все. Нет людей без слуха и голоса, есть те, кто умеет или не умеет их отыскать в себе. В течение нескольких лет из нас голос доставали. Разными методами – мы кричали, лежали животами на спинках стульев, звучали в прыжке. Игорь Евгеньевич взывал к нашему воображению и разуму для того, чтобы мы почувствовали, где искать наш собственный, настоящий, глубокий звук, тембр. А слух – он тренируется, для этого просто надо петь при любой возможности, самим, друг с другом или подпевать в поющей компании, пристраиваясь, следуя за чужим голосом. И все равно, знакомая это песня или нет, – надо петь «за след» и ничего не бояться.

Третий момент касается гендерных функций. Практически в каждой народной песне есть запев. То есть песню заводит один человек, а все остальные постепенно подхватывают. У нас все-таки «мужской клуб», потому предпочтение в запевах отдается мужчинам. Но сначала все было не так – мужчины запевать отказывались, они не знали песен и тогда еще плохо владели голосом. Инициативу в свои руки брали бодрые лихие женщины (а какие еще подадутся в мужской клуб?), песня худо-бедно выстраивалась. А ведь запев – это половина дела. Какой он будет, так песня и пойдет. Постепенно мы, женщины, пришли к пониманию, а вернее – почувствовали, что пора отдать эту важную роль мужской части клуба. Ведь это их естественное состояние – вести за собой. Теперь нас приходится упрашивать что-либо запеть, мы соглашаемся исключительно из соображений учебной пользы. Снова все – как в жизни: получилось, что постепенно мы вернулись к своим традиционно установленным, даже, можно сказать, природным функциям.


Мужские и женские партии образуют гармонию.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)

Почему именно народная песня? На этот вопрос можно ответить, обращаясь лишь к интуиции. Песня, которая слагалась народом, прошла проверку временем на мудрость и гармоничность, поскольку это результат творчества традиционного, устоявшегося сообщества. Песня не прожила бы столько веков, не пережила бы такие общественные катаклизмы, что были в нашей стране, если бы не обладала этими бесценными свойствами. Это невозможно проверить, можно только почувствовать. Создавая гармонию, ты сам становишься гармоничнее. Когда мы тем или иным составом спеваем многоголосную песню и когда это получается, неизменно приходит ощущение причастности к чуду. Песня заканчивается, стихает, а мы наслаждаемся послезвучием и не верим, что сами это сделали.

Кто эти «мы», которые вдруг ни с того ни с сего в достаточно зрелом уже возрасте начинают петь, и что мы находим для себя в фольклоре? Совершенно обычные люди, изначально без выдающихся певческих данных, порой они даже глубоко спрятаны. В основном мы горожане, наши деревенские или казачьи корни иногда уходят очень глубоко, а иногда до уровня дедов. Я, например, то, что называется «девочка из интеллигентной семьи» в пятом поколении. Происхождение мало связывает меня с фольклором, но тем не менее я пришла именно к нему. Нас объединяют любовь к родине и ее культуре, желание найти какую-то отправную точку в нашем прошлом, чтобы было на что ссылаться в будущем. И, конечно, жажда творчества, общения и обретения себя.

Последствия же общения бывают просто прекрасными – это замечательные семьи и дружеские союзы, где люди объединены добрыми чувствами, общими творческими интересами и уже научились слушать друг друга в песне, а значит, и в жизни. Одна из таких семей особенно дорога мне. Сложилась она из моей песенной подруги Елены и мэтра от фольклора из Новосибирска Вячеслава Асанова. Их знакомство состоялось в станице Березовской Волгоградской области, куда мы в 2007 году отправились на мастер-класс. Лена и я – учиться, Вячеслав Владимирович – учить. Они встретились и разлетелись по своим домам, но через полгода вновь увиделись на казачьих святках. Расстояние Москва–Новосибирск было объявлено незначительным┘ Какой веселой была их свадьба! Недавно я узнала, что грядет еще одна свадьба, тоже междугородняя: Москва–Петербург. Это, кстати, последствия того же семинара, но уже 2010 года. Так что давайте петь!


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
1052
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
849
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
1017
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
679

Другие новости