0
1771
Газета Стиль жизни Интернет-версия

15.12.2011 00:00:00

Стояние на мостках

Валерия Пустовая

Об авторе: Валерия Ефимовна Пустовая - литературный критик

Тэги: политика, власть, общество, выборы


политика, власть, общество, выборы Живые люди! Они проснулись!
Фото Анатолия Степаненко

Жене сказал, что к любовнице.

Любовнице сказал, что к жене.

А сам – на митинг. И скандировать, скандировать┘

Акцию на Болотной площади эксперты считают пиком формы болельщиков за свободу. Дальше, мол, только спад (говорят с облегчением, и только писатель Захар Прилепин – с безнадегой: «Посуетятся, побузят, и все сойдет на нет», – на вопрос Openspace.ru о худшем развитии событий).

Слово «революция» звучало на митинге в сослагательном наклонении. «Ну, – растолковывал какой-нибудь парень девушке, – это если будет революция, тогда...» Электорат показал, что за эти годы тушкой и чучелком усвоил привычки гражданского общества.

Да и лидеры оппозиции с трибун призывали народ не в поход на Кремль, а на форумы в Интернете: снимайте, записывайте, фотографируйте все, что здесь происходит, – а потом вывешивайте в электронном стане «Наших».

Митингом на Болотной пугали – напрасно. Тут победа демократии. Но и ее стагнация – тоже. По официальным заявлениям, правительство пока не готово граждански отозваться на выступление 30 тыс. декабристов.

Что должно последовать за пиком формы, за санкционированным перетаптыванием власти и народа на площади, как на ринге, – и в самом деле не ясно. Власть сама себя высечет? Вроде абсурд. Оппозиционные по отношению к «партии большинства» силы устроят думскую стачку, сдав мандаты? Кажется, утопия. Хотя вот историческое совпадение – совсем недавно по отделам культуры в СМИ прокатились сообщения о том, как маломощные альтернативщики отлили тяжеленькое «едро». Пример этот чисто литературный, с политикой не связанный – однако то, что Альянс независимых издателей и книгораспространителей образован с целью потеснить издательские корпорации, «завалить» правящее на рынке большинство, может служить аллегорическим прологом к думской борьбе.

Равно как состоявшиеся в этом году альтернативные книжные ярмарки – намеком на поколебленную вертикаль, размываемую централизацию издательских достижений в павильонах ВВЦ.

Литература чуть раньше, чем политическая система, вышла из пресловутой эпохи стабильности. Литераторов, как оказалось, и все общество, захватила мания «другого».

«Другой» прозы. Малой и неформатной (перечитайте критические гимны книжной серии «Уроки русского», в которой вышли представительные собрания сочинений авторов-маргиналов).

«Другого» издателя. Узкоспециального и бескорыстного (члены «альянса независимых» в отличие от всеядных и коммерчески ориентированных «АСТ» и «Эксмо»).

«Другой» критики. Прозрачной и непосредственной (новый электронный стиль, вобравший приемы безвестных комментаторов в блогах и на рекомендательных сервисах).

Актуальной политике, как современной литературе, не хватает «читателя» и «героя». Недаром возглас «Живые люди! Они проснулись!» прозвучал под овации на съезде одной из оппозиционных партий. Недаром так ревниво публичные персоны обсуждают кандидатуру Навального, уже прикидывая его программу на президентский срок и сравнивая его то с Гитлером, то с императором Александром III, то есть с действовавшими правителями. Недаром рефреном в комментариях звучат слова «новые люди» – в отношении политических сил.

Новые люди, живые люди – 10 декабря их можно было увидеть. Про социальные сети писали много кокетливо-брезгливого, но, когда они вышли в реал, обернулись в самом деле живым, разновозрастным, разнородно одетым народом, в среде которого щеголеватые корреспонденты телевидения выглядели засланными агентами матрицы. (Впечатлили, как потом узнала в ящике, Сергей Морозов с НТВ, прохаживавшийся этаким Гордоном в пальто в коридорчике на затолпленном Лужковом мосту, и корреспондент арабского канала, немолодой и обаятельный, то снимавший, то надевавший шапку перед камерой, как перед зеркалом.)

На площадь вели воротца металлоискателя и мост с понавешанными замочками любовников и супругов, где мы в итоге и остановились. Ранее пришедшие уже запрудили площадь и ходили кругами вокруг памятника Репину, да так скоро, что, казалось, они и впрямь собирались куда-то прийти. В хоровод с флагами мы не полезли – кто из предубеждения перед коллективной магией, кто из боязни толпы, а большинство рядом стоящих – потому что изнутри круга ничего не было видно.

С моста зато не было слышно. Главными медийными лицами митинга для меня стали жених и невеста при полном параде и с гостями, на них сразу слетелись фоторепортеры и вопли «горько!» такой силы, какая едва ли сотрясет их свадебный банкет. Видела человека, до трепета похожего на критика Виктора Топорова, но очень кротких манер – он собирал ленточки для друзей, которые не смогли прийти. Ленточки были подписаны крестиком инициативной группы «Нах-Нах», их спортивно выискивали. Они да летающий жук в небе – камера («Постит нас в Ютуб?» – взволнованно спрашивали в толпе. «Качает порнушку!» – отвечали со смехом) составляли главное развлечение, когда голоса с трибун по каким-то техническим причинам пикировали до невнятного бормотания.

Впрочем, оттуда слышалось по временам: «Они совсем уже обнаглели!.. Никакие это не результаты!..»

«Быкова – в президенты!» не слышалось.

Митингующие приходили парочками, один молчел трогательно завернул свою большую голову в зеленющий шарф подруги и так стоял, скособочась и улыбаясь. Трое азартных гардемаринов школьной наружности пытались выдумать забористый лозунг: «Вот сейчас! сейчас!» – но, кроме перевранного «Путин без России!», мало что могли выдать.

Я стояла на мосту с мамой и чужим мужем, потому что свой работал, а у чужого жена осталась дома с ребенком.

Мы фантазировали, как вот прямо в этот момент Медведев подходит к кремлевской бойнице и умиленно прищуривается в даль Болотную, поговаривая: «Народ мой...» – и совсем отечески: «Быдлота моя...»

Но народ не безмолвствовал, раз уж пришел доказать, что «не скоты» (из одного транспаранта). Все креативили. Проносили куски картона с маяковской лесенкой:

«Пере-

пере-

пере-

ПЕРЕВЫБОРЫ!»

И акростихом:

«Против Вранья Воровства Произвола!»

Проплыл мимо цветной и возвышенный, но почему-то и очень смешной плакат «БОЛОТНАЯ ПЛОЩАДЬ СВОБОДЫ».

По многоцветным флагам, кружившимся перед нами, можно было изучать новейшую политическую историю. Нашлось место и полотнищу с силуэтом крейсера «Аврора».

Цивильные лозунги с трибун переиначивали однообразно. То тут, то там слышались призывы от несознательных группок – такого-то «на кол!»: не устарел еще, видать, бородатый и черный анекдот, что в России все делают через задницу. Скомпрометированных лиц отсылали то на нары, то на Канары. А чудодея Чурова с командой однажды послали «на мётлы».

Хитом собрания стал призыв какого-то развязного юноши: «Да нассать ему в тапки!» Кто должен был так страшно пострадать от массовой акции, остается только фантазировать.

Когда националисты и кое-какие другие объединения зажгли файеры, толпа самоорганизовалась и заскандировала: «ТУ-ШИ!» (По сообщениям, двое поджигателей все-таки были задержаны, но в тот момент казалось, что вмешательство полиции не понадобилось.) Дым над густой толпой и правда пугал.

Один утонченных манер незнакомец решил, что с «этими» он на одной площади не останется, и покинул нас из оппозиции к националистической оппозиции.

Часа через два после начала митинга и остальные понемножку начали расходиться.

Мама заметила, что на мосту «стало свободнее».

– Конечно, – хмыкнул чужой муж, – мы ведь пришли сюда за свободой.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2290
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
5099
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2811
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
3241

Другие новости