0
3359
Газета Стиль жизни Интернет-версия

14.05.2012 00:00:00

Танго аргентино-уругвайского раздора

Александр Кармен

Об авторе: Александр Романович Кармен - журналист-международник

Тэги: америка, конфликт, аргентина, уругвай


америка, конфликт, аргентина, уругвай Вот так танцуют танго в парках Монтевидео...
Фото Reuters

Для отношений двух соседних стран в Южной Америке разгар весны – период опасный. Страсти по обе стороны реки Ла-Плата вспыхивают с завидным постоянством, а в «юбилейные» годы с еще большей силой. Сейчас – как раз такой год.

Невежество – не повод для войны

«Если эти зарвавшиеся шовинисты-портеньос не признают свою ошибку, я готов объявить им войну!» – такую фразу я услышал на уругвайской стороне Ла-Платы. «Портеньос» в Южной Америке называют жителей аргентинской столицы Буэнос-Айреса.

Слава богу, фраза эта слетела с уст не президента и не какого-нибудь видного политического деятеля или военного, а всего лишь критика отдела культуры одного из популярных изданий, а то бы… Ведь были же в истории Латинской Америки моменты, когда вооруженные конфликты вспыхивали из-за, казалось бы, второстепенных причин. Вспомним знаменитую сальвадорско-гондурасскую «футбольную» войну 60-х годов прошлого века! Зачинщиками ежегодного «весеннего обострения», как правило, становятся аргентинцы. Шутки шутками, а страсти порой накаляются до такой степени, что радио- и телеэфир буквально содрогается от негодующих взрывов, не говоря уже о крепких и язвительных эпитетах и выражениях, шрапнелью сыплющихся в словесных баталиях за столиками бесчисленных таверн, которые там называют «боличе».

А проблема-то и выеденного яйца не стоит. Ее корни – в элементарной неосведомленности да в замешенном на твердолобом упрямстве все новых и новых поколений портеньос, считающих, что все самое лучшее, что родилось на берегах Ла-Платы, безусловно принадлежит им.

Но не буду больше интриговать и раскрою секрет и причину этого вечно тлеющего конфликта между двумя братскими народами и странами, безумно схожими – по духу, традициям и даже происхождению. Давний и, по-видимому, никогда не разрешимый спор между ориенталес (уругвайцами) и аргентинцами – где именно родилось танго, кому принадлежат его самые известные варианты и какой национальности, наконец, был его самый великий и непревзойденный исполнитель Карлос Гардель, в нашем случае концентрируется на вопросе о праве на «Кумпарситу».

Эту королеву танго, чей день рождения ежегодно с помпой отмечается на берегах Ла-Платы, уругвайцы считают визитной карточкой своей страны, а аргентинцы – своим национальным достоянием. Был случай, когда скандал приобрел поистине планетарный характер. Произошло это в 1992 году на Всемирной выставке в Севилье. Видеозвуковым украшением уругвайского павильона сделали именно «Кумпарситу», и разъяренные аргентинские туристы в знак протеста устроили там настоящий дебош. Ущерб экспозиции был нанесен значительный. Но, как говорится, нет худа без добра. Тогда-то уругвайцы впервые озаботились поиском истоков своей «визитной карточки». Истоки нашли, и в споре с портеньос Уругвай вышел победителем. Но что толку – новые поколения танго-шовинистов все равно не признают своего поражения и из года в год раздувают все те же угли конфликта.

Уругвайская Джоконда

Какова же настоящая, а не вымышленная история этого танго? Оказалось, что «Кумпарсита» действительно родилась в одном из самых старых уголков Монтевидео, в доме № 1292 по улице Итусаинго, где когда-то размещалась Федерация уругвайских студентов и где на одной из вечеринок учащийся архитектурного факультета Херардо Матос по прозвищу Бечо показал ее своим друзьям. Прелестная мелодия тотчас околдовала слушателей и вскоре была представлена на суд публики в кафе «Хиральда» – месте традиционных встреч любителей и знатоков танго. Успех был ошеломляющий. Но тогда это была еще «песня без слов». Пробел заполнили друзья Бечо – Паскуаль Контуорси и Энрике Марони. Обретя слова, королева танго начала триумфальный полет по всему миру.


...а так – на улицах Буэнос-Айреса.
Фото Reuters

Впоследствии появились новые слова, между их авторами начались свары и даже судебные разбирательства, но ничто не могло омрачить славы «Кумпарситы». Шли годы. Она так приклеилась к публике, обрела столько трактовок, что Матосу стоило порой большого труда отвоевывать авторское право. Но многие, влюбленные в королеву, так и продолжают считать ее чуть ли не «народной мелодией», не имеющей ни авторства, ни национальности.

Сам же Бечо вскоре после триумфального показа своей «Кумпарситы» покинул Монтевидео. Сначала жил «за речкой», в Буэнос-Айресе, что по незнанию и дало многим основания утверждать, будто родилась она именно там. Потом перебрался в Европу, оттуда в США. Ничем особенным он больше не отличился, хотя и создал немало новых мелодий. Матос умер в 1948 году в возрасте 51 года. «Кумпарсита» пережила своего создателя, тысячи оркестров и групп исполняли ее в самых разных аранжировках, тысячи певцов услаждали ею слух самой изысканной публики.

Считается, что полностью ощутить красоту и величие какого-нибудь явления можно, только очутившись в месте его появления на свет. В год 75-летия со дня рождения «Кумпарситы» я был в Монтевидео, но, к сожалению, ни кафе «Хиральда» уже давно там не существовало, ни домика, где жил Матос, я тоже не нашел – одни развалины. Как ни странно, но настоящую прелесть «Кумпарситы» мне довелось «ощутить» в Буэнос-Айресе.

Один музыкальный критик назвал «Кумпарситу» «уругвайской Джокондой» – за неразгаданную тайну ее обаяния, за силу эмоционального воздействия на слушателей и за… загадку происхождения ее названия. В самом деле, нет ни такого имени, ни слова в испанском языке. Хотя некоторые утверждают, что оно может исходить от слова «компарсита» – маленькая «компарса», то есть танцевальная мини-группа самодеятельных артистов, дефилирующая под звуки музыки во время знаменитых латиноамериканских карнавалов. Да разве так важно – откуда произошло ее имя. Главное – она существует и радует нас…

Сплав целомудрия и бесстыдства

Так что же это за явление – танго? Это действительно образ и философия жизни. Потому что в нем соединились страсть и эротика, коварная интрига и жестокая игра, война полов на выживание и нежная самоотдача партнеру. Танго – это сплав кокетливого заигрывания и сурового, неприступного высокомерия, демонстрация покорности, презрения и заискивания, порока и благородства. И все это и многое-многое другое (у каждого свое) – в едином, стремительном поединке движений, ритмике поз и па, в дуэли рук и фехтовании ног, в нежности мгновенного слияния тел, намеке на поцелуй. Боже мой, это целая жизнь!..

Каждое танго прекрасно по-своему. Исполненное мастерами, оно незабываемо. Оно покорит любого, кем бы он ни был – портеньо ли, японцем, американцем или россиянином, и никого не оставит равнодушным. И все они готовы самозабвенно внимать чарующим звукам той же «Кумпарситы», до умопомрачения танцевать под ее далеко не всегда понятные куплеты.

Нет, ни в этом, ни в каком ином году не вспыхнет война между двумя берегами Ла-Платы. Разве можно воевать за права на красоту?! Пошумев, покипятившись, и на этот раз успокоятся даже самые ретивые спорщики. Истина доказана и сделала доброе дело – был найден в Монтевидео давно заброшенный и разрушенный домик на улице Колон, где когда-то жил «Бечо» Матос. Сейчас он восстановлен, и в нем открыт музей «Кумпарситы», а по сути – музей танго.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
852
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
2487
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1455
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
1809

Другие новости