0
2531
Газета Стиль жизни Интернет-версия

17.01.2013 00:00:00

Кобры, выползни, гадюки

Игорь Михайлович

Об авторе: Игорь Михайлович Михайлов - прозаик.

Тэги: змея, литература


змея, литература Как ласковая кобра я, ласкаясь, обовьюсь…
Густав Климт. Водяные змеи I. 1904–1907. Галерея австрийского искусства (дворец Бельведер), Вена (Австрия)

Поэтессе и писательнице Зинаиде Гиппиус, родившейся в год Змеи, принадлежит формула женской неотразимости:

…И я такая добрая,

Влюблюсь – так присосусь.

Как ласковая кобра я,

Ласкаясь, обовьюсь.

Бороться с этим очаровательным существом с немигающими глазками бессмысленно и глупо. Скульптура Медного всадника тому наглядный пример. Известно, кого и зачем обессмертил в бронзе Фальконе, но вся «Россия, поднятая на дыбы» оказалась бы весьма неустойчивой, если бы не змея. Бронзовая змейка, которую попирает копыто коня, – одновременно и жертва, и опора памятнику.

Вот парадокс! Получается: змея подколодная, пригретая на груди, ядовитая гадина, которую надо непременно раздавить, и т.д. И вместе с тем – очаровательное создание. Мало того, борьба со змием в традиционном смысле оборачивается полной своей противоположностью и в конечном счете не несет иной раз в себе ничего плохого. Мы зачарованно смотрим в глаза этой ползучей гадины, ужасаемся, но глаза отвести не можем:

«– Бандар-логи, – наконец прозвучал голос Каа, – может ли кто-нибудь из вас без моего приказания пошевелить рукой или ногой? Отвечайте.

– Без твоего приказания мы не можем шевельнуть ни ногой, ни рукой, о Каа.

– Хорошо. Сделайте один шаг ко мне…»

Сделаем шаг, все равно нет шансов преодолеть этот колдовской соблазн! Почти как у Бунина в стихотворении «Змея»:

Где суше лес, где много пестрых листьев

И желтых мух, там пестрый жгут – змея.

Чем жарче день, чем мухи золотистей –

Тем ядовитей я.

Ладно бы Иван Алексеевич написал и забыл, как страшный сон, но у него еще одно стихотворение на эту животрепещущую тему есть:

Глаза козюли, медленно ползущей

К своей норе вечною сонной пущей,

Горят, как угли. Сумрачная мгла

Стоит в кустах – и вот она зажгла

Два ночника, что зажигать дано ей

Лишь девять раз, и под колючей хвоей

Влачит свой жгут так тихо, что сова,

Плывя за ней, следит едва-едва

Шуршанье мхов…

Такое ощущение, что поэт любуется не змеей, а девкой деревенской, которая ему пригрезилась в козюле. И он имеет на это все основания. Понятно, что мифология, тем более библейская, дает обширный материал для всякого рода толкований. Согласно одному из них, змея – непременный атрибут зла, согласно другой – символ мудрости и (внимание!) – Христа: «Древо Жизни – мудрость, благоприятный символ; как образ попираемого зла и торжество Христа над силами тьмы, змея присутствует у основания креста в сцене Распятия. В то же время, по утверждению Тертуллиана, христиане называли «Добрым Змием» Христа, символом которого нередко выступает изображение обвившейся вокруг креста (обычно Т-образном) или распятой на нем змеи» (из «Энциклопедии символики и геральдики»).

Жертва и опора: яд змеи может уконтрапупить, а может и вылечить. Но надо ли так глубоко углубляться в мифы? Литература однозначно утверждает: надо – и нещадно эксплуатирует этот образ: «Ведь с чего началось? Искал Ерофей Марков дурмашки да строганцы и нашел в той яме золотые комышки. Вроде и просто, а как подумаешь, – большая это редкость, чтоб в здешнем жильном золоте отдельно комышек найти…»

Так начинается один из сказов лауреата Сталинской премии Павла Бажова «Золотые дайки», который был, к слову сказать, опубликован в 1945 году в журнале «Новый мир»… Появись он сейчас, все бы в один голос заявили, что Павел Петрович борется с золотым тельцом. Однако как ни вникай и ни следуй вглубь за героями Бажова, а ничего подобного там нет и в помине: «– Многие, – говорит, – золото ищут, а ни у кого настоящего понятия нет. В старых списках про это по всей тонкости показано. Владеет золотом престрашный змей, а зовут его Дайко. Кто у этого Дайка золотую шапку с головы собьет, тот и будет золоту хозяин».

И тут змей Дайко вступает носителем некоей тайной мудрости и подземных сокровищ. Прямо-таки горьковский Данко, тот же революционер, только подземный, подпольный. Ведь в советские времена в кержаках, которых изображал Бажов, видели чуть ли не первых революционеров, которые боролись с официальной церковью, хотя Сталин и вышел из семинаристов. Выходит, что Бажов со своими кержаками-золотодобытчиками словно бы избывал грех вождя всех физкультурников перед своим темным прошлым?

Это если мы пойдем налево, то есть по пути, протоптанному Бажовым. А у него змей в сказах не мало. Вот еще один – «Великий Полоз»: «Это есть Великий Полоз. Все золото в его власти. Где он пройдет – туда оно и подбежит. А ходить он может и по земле, и под землей, как ему надо, и места может окружить, сколько хочет. Оттого вот и бывает – найдут, например, люди хорошую жилку, и случится у них какой обман, либо драка, а то и смертоубийство, и жилка потеряется. Это, значит, Полоз побывал тут и отвел золото…»

В этом сказе змей уже выползает из подполья наверх. Вряд ли, конечно, Великий Полоз синонимичен Великому Кормчему (кстати, напрасно вы думаете, что Великий Кормчий – это Мао Цзэдун, впервые Великим Кормчим газета «Правда» в 1934 году провозгласила именно Сталина, и тут опять-таки не обошлось без христианской символики, Иоанн Златоуст в своем сочинении «Беседы на книгу Бытия» Великим Кормчим называет Бога!). Но – главное: канонизация одного из главных врагов христианства в качестве литературного героя состоялась! Если оглядеться по сторонам в поисках точки опоры, то всякая категоричность относительно змеи – опасна.

Змея в литературе – столь сочный и сильный символ, что способен повергнуть к своему подножию любого противника. Вот несколько примеров. Один из рассказов Чехова «В овраге»: «И в этих немигающих глазах, и в маленькой голове на длинной шее, и в ее стройности было что-то змеиное; зеленое… с желтой грудью, с улыбкой, она глядела, как весной из молодой ржи глядит на прохожего гадюка, вытянувшись и подняв голову».

«Гадюка из спелой ржи» – это просто-таки эталон женского портрета в русской литературе. Равновеликих метафор не много найдется. Разве что у Шолохова в «Тихом Доне»: «Емельян проводил Аксинью глазами, медленно, как слепой ноги, переставляя слова, сказал:

– Гнида гадкая, вонючая, какая ни на есть хуже. Давно ли в чириках по хутору бегала, а теперя уж не скажет «тут», а «здеся»... Вредные мне такие бабы. Я бы их, стерьвов... Выползень змеиный!»

Всю современную литературу можно чохом, не глядя, смело отдать за одного только шолоховского выползня!

А вот еще одно сокровище, еще один перл и адамант. Несравненная «Гадюка» Алексея Толстого: «Когда появлялась Ольга Вячеславовна, в ситцевом халатике, непричесанная и мрачная, – на кухне все замолкали, только хозяйственно прочищенные, полные керосина и скрытой ярости шипели примусы. От Ольги Вячеславовны исходила какая-то опасность. Один из жильцов сказал про нее:

– Бывают такие стервы со взведенным курком... От них подальше, голубчики...»

Вспомним, кстати, замечательный одноименный фильм Виктора Ивченко с Нинель Мышковой в главной роли.

«– Это совершенное бесстыдство – лезть к человеку, который женат... Вот удостоверение из загса... Все знают, что вы – с венерическими болезнями... И вы с ними намерены делать карьеру!.. Да еще через моего законного мужа!.. Вы – сволочь!.. Вот удостоверение...

Ольга Вячеславовна глядела, как слепая, на визжавшую Сонечку... И вот волна знакомой дикой ненависти подкатила, стиснула горло, все мускулы напряглись, как сталь... Из горла вырвался вопль... Ольга Вячеславовна выстрелила и – продолжала стрелять в это белое, заметавшееся перед ней лицо...»

Ольга Вячеславовна – купеческая дочка, ставшая кавалер-девицей Красной армии. Казалось бы, мужик в юбке. А вот ведь. Советская власть, перетасовав колоду, любовь, как ни старалась, отменить не смогла. А жаль…


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1949
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4606
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2503
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2879

Другие новости