0
3481
Газета Стиль жизни Интернет-версия

04.02.2013 00:00:00

Истинные греки

Армен Захарян

Об авторе: Армен Арменович Захарян - журналист.

Тэги: греция, неонацисты


греция, неонацисты Костас Ваксеванис в одночасье превратился в самого известного журналиста страны.
Фото Reuters

Тьма накрывает машину, как раз когда мы выезжаем из Афин. Эффект получается двойной: и солнце скрылось, и фонарей на дороге стало меньше. Пригород хранит угрюмое молчание, лишь изредка его прерывают лай собак и гул поднимающегося ветра. Спустя какое-то время машина выкатывает на серпантин, Афины оказываются теперь внизу: затянутые пленкой уже не видимого глазу смога, горящие электрическими огнями, желто-белые, с величественно торчащей громадой Акрополя.

Впервые я увидел этот город в 2009 году: в центре, на площади Омония, мужчина колол героин себе в вену, зубами перетягивая жгут. Полиция безразлично проходила мимо. Я слышал крики, завывание сирен, видел с балкона гостиницы драки пакистанцев с выходцами из Африки, бездомных, стирающих в переулках свою одежду. Это было не просто «неблагополучие»: там зрела ненависть. А в 10 минутах от площади Омонии, в самом сердце Афин у подножия Акрополя, играла музыка и рестораны ломились от наплыва клиентов. Кризис, скрытый за истинно европейским фасадом.

Когда я приехал в следующий раз, то увидел, что плод этой ненависти уже созрел. Они шли по улицам Афин, высоко держа факелы, и реяло их знамя – стилизованная под эллинистические мотивы свастика. Их лидер гордо вскидывал сжатую в кулак правую руку, и они приветственно ревели.

«Красные обвиняют нас в том, что мы фашисты! Но я никогда не получал денег от Гитлера! Это они долгие годы получали доллары из Москвы! Но теперь пришло наше время!»

Снова приветственный рев, и выше вздымается знамя. И тогда начинается песнь: о новой Греции, о всемирной Спарте, о законе и порядке, о ярости, которая сметет врагов.

Эти ребята в черном – «Золотая заря» («Хриси Авги» по-гречески). Их активисты причастны к многочисленным жестоким нападениям и убийствам мигрантов, гомосексуалистов и антифашистов. Они утверждают, что ни газовых камер, ни печей в немецких концлагерях никогда не было. Их идеологи пишут, что когда «Золотая заря» возьмет власть, то изменит календарь и первым годом новой эры станет день рождения Адольфа Гитлера. Это не маргинальная запрещенная группировка. Это партия, прошедшая по итогам последних выборов в греческий парламент.

Наша машина наконец-то останавливается. Афины остались всего в 15 километрах, но здесь в воздухе витает запах другого полиса: массивные дома с темными окнами, битое стекло под ногами. Дом, в котором нас принимают, похож на подпольное укрытие левых. Сначала мы проходим через калитку и пересекаем двор, а потом долго спускаемся по узким ступеням вниз. Впереди бежит пес, периодически останавливаясь и оглядываясь.

Нас встречает Костас Ваксеванис, пожалуй, самый известный журналист Греции. Несколько месяцев назад он опубликовал в своем журнале список греческих политиков, чиновников, бизнесменов – по совместительству клиентов швейцарского банка, имевших там счета (некоторые на суммы до 500 млн. евро). На следующий день после публикации полиция устроила за журналистом настоящую охоту и задержала: местный Джулиан Ассандж якобы выдал секретные данные. Вскоре все обвинения с него были сняты, но из зала суда Костас вышел героем, в политизированности преследований которого не сомневался уже никто.

Ваксеванис ходит по комнате: на столе фуражка с серпом и молотом, на стене кубинский революционный плакат. Закуривает сигару – скорее вечно юный Че, нежели вечно неуловимый Ассандж – и, пустив кольцо дыма, обращается к нам: «Если долго нагревать воду, то она закипит. Взрыв неизбежен. Греки больше не могут терпеть: собственное правительство загоняет их в угол».

Когда «Золотая заря» приняла участие в выборах в парламент в 2009 году, они получили лишь 0,3%. На майских выборах 2012 года – 7%. И за этой скромной на первый взгляд цифрой – больше 400 тыс. голосов. Но это не партия подстроилась под избирателей, это греки «дозрели» до нее. Растущая безработица, сокращение зарплат и пенсий, долг, который подобен гидре из греческой мифологии: отрубаешь одну голову – вырастают две.


Кризис поляризует настроения в греческом обществе.
Фото автора

Суверенитет страны стал де-факто предметом торга: немецкие финансисты настойчиво советовали грекам начать продавать свои острова. Тогда и появилась в Элладе эта шутка: «Меркель удалось то, что не смог даже Гитлер: создать в Греции фашистскую партию». Потому что время тяжелых потрясений и лишений – это соль и хлеб «Золотой зари». И майский результат не ошибка – на перевыборах в июне «Хриси Авги» подтвердила, что «нужна своей стране».

Каким же образом удалось неонацистской радикальной партии стать столь популярной на родине демократии?

«Наказать виновных в происходящем и вернуть Грецию грекам» – короткая и такая простая программа. Активисты устраивают патрули в районах скопления мигрантов: чтобы защищать от ограблений коренных афинян; раздают бесплатную еду беднякам: но только тем, кто докажет свое греческое происхождение; организуют банк крови для переливания: но греческая кровь должна достаться только истинным эллинам. Женщина, которую ограбили трое румын, не получив помощи в полиции, обращается в «Золотую зарю»: крепкие молодчики в черных рубашках тут же выходят на след преступников. И где-то в отдалении словно слышится гимн, такой знакомый и такой недавний: «Высоко знамя реет над отрядом, штурмовики чеканят твердый шаг…» Так что песни «Золотой зари» о новой Элладе столь же стары, сколь стара человеческая ненависть.

В Афины мы возвращаемся уже в полной темноте. Костас Ваксеванис много говорил о свободе, которой становится все меньше в греческом обществе, и о прогнивающей власти, которой никто не доверяет. Но, прощаясь с нами, он улыбался, а его ясный взгляд твердо смотрел в будущее. И в этих глазах читалось: «Когда эта лживая власть падет, левые, главная оппозиционная сила страны, позаботятся о Греции. Честно и справедливо».

Но когда по тому же серпантину мы спускаемся обратно в город и Афины снова оказываются как на ладони, я вспоминаю всполохи факелов, стройные ряды чернорубашечников, чеканный шаг и старые песни о главном…

Согласно последним опросам, если бы новые выборы в парламент прошли сейчас, «Хриси Авги» набрала бы уже больше 10%, став второй оппозиционной силой страны.

Афины–Москва


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2263
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
5050
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2776
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
3204

Другие новости