0
3468
Газета Стиль жизни Интернет-версия

04.07.2013 00:01:00

Зудящая муза Хлебникова

Валерия Пустовая

Об авторе: Валерия Ефимовна Пустовая – литературный критик.

Тэги: музыкальные инструменты, варган


музыкальные инструменты, варган Хоть и с мунхарпами, но не психи. Да еще и красивые. Фото автора

Варган куда музыкальнее водосточной трубы, а все же и на нем ноктюрн сыграть вы не сразу смогли бы. Сложнее всего на варгане исполнить простую гамму. Когда варганисты представляют себя глазами непосвященного обывателя, они презрительно говорят: «пяу-пяу». Но самому обывателю слышнее другое: «джыжж, джыжж».
Въедливая эта вибрация и щипучий байкальский ветер подстерегали меня каждое утро на переходе из душевой к деревянному гостевому домику. Замотав мокрые волосы шерстяным платком, я маневрировала между хаотично прогуливающимися людьми, чьи взгляды застыли на полпути к носу, а руки с мультяшной быстротой мелькали у подбородка. Варганов за мельканием и не видно. На последней ступеньке лестницы в гостевой домик сидела писательница Ирина Богатырева и перепечатывала из рукописи в ноутбук свой новый роман про варганистов, списывая главных героев прямо с натуры.
Раньше Ира писала про автостоп, и теперешнее ее увлечение кажется бонусом к уже сложившемуся литературному имиджу. Но в отличие от большинства литераторов, записывающих жизнь по наблюдениям, Ира свои замыслы сначала проживает сама. Вот и прошлым летом наравне с музыкантами из Иркутска собирала обучающий варганный форум на байкальском острове Ольхон.
На базе кубызистов бузят базукисты.
Варганист и литератор – люди одного корня, на Ирин взгляд: «Это все-таки думающие люди, потому что играть на варгане и не думать, что с тобой происходит, – невозможно в принципе». Так что застывшие взгляды варганистов – не следствие экстатического хмеля, а признак напряженной работы мысли. Мысль варганиста движется от ладони к нёбу и подъязычию, оттуда к гортани и дальше в диафрагму. Силу, высоту, а часто и ритм вибрации музыкант меняет всем своим телом – ударяя по язычку, он, можно сказать, всего только откидывает крышку рояля. И пока зритель завороженно следит за резвостью рук, музыкант созерцает рождение духа музыки во тьме своего живота.
Варган вибрировал-вибрировал, но варганиста не выбрил.
По-английски варган буквально – «лира еврейская», но атрибутом какого-либо народа, пусть даже избранного, его не назовешь. Кубызы – татарские, морчунги – индийские, мунхарпы – норвежские, доромбы – венгерские, коусяны – китайские. А еще якутский «хомус», который я то и дело называла именем байкальского мыса Хобой.
Молчи, морчунга, все равно доромбом не станешь.
Все это по принципу звучания – один и тот же инструмент, произошедший от деревянной щепки и помещающийся в ладони. Тело варгана – две плавно изогнутые металлические деки, которые на рисунках варганистов часто притворяются ключом, в том числе скрипичным, или каким-нибудь струнным инструментом.
Ты латунь не трогай, Дунь, а прижми к зубам и дунь.
Деки прочно прислоняют к передним зубам, а зубы разжимают, чтобы дать ход язычку варгана. Пальцами легко ударяют по язычку, он вибрирует между деками во рту, и получается звук.
Варган без языка – что гармонь  без мужика!
Я варган к зубам прислонять боялась, и меня познакомили с его вьетнамским вариантом – где язычок не прикреплен, а просто прорезан. Вьетнамский варган «дан мои» достаточно поднести к губам.
Я дан моем ковыряла в ухе милого мово,
и теперя на варганы смотрит он недоброво.
Особый шик для распространителей варганов – рассказать о «таком абсолютно обычном человеке», в спецовке строителя, или в легком подпитии, «прямо тут, на Чистых прудах!» (хорошо – не на Патриарших) поигрывавшем на варгане. Но эти байки только укрепляют предубеждение: варганисты – странные люди. «В Норвегии нет такого, что человек с мунхарпой – это псих, а у нас есть еще. Из-за того что варган воспринимается не как музыкальный инструмент, а как шаманский, эзотерический», – сетует Ира Богатырева. Форумы варганистов переполнены рассказами о том, как варган «зовет», а когда дозвался – «не скажу, что я вылетел в ИСС, но сдвиг был конкретный». Известно также, что варган помогает бороться с алкоголизмом и мясоедением.
Хомусист схомячил с хрустом хомяковый корм с капустой.
Я невольно повелась на эти предрассудки, когда Ира засадила меня за подготовку литературного конкурса для форума на Байкале: музыкантам предлагалось импровизировать под звучащий текст. Вообще-то я люблю литературу смысложизненную, но теперь принялась искать крышесносную – обязательно с мифологическими образами, медитативным настроем и экспериментальной ритмикой. В ход пошли Маяковский, Цветаева, из новых – Виктор Соснора, Инга Кузнецова, Денис Осокин, Елена Лапшина, Дмитрий Данилов. Участников конкурс вдохновил, и в тот вечер долго еще слышалось наборматываемое в микрофон «Хорошее отношение к лошадям». Но для себя я сделала вывод, что под варган так же проникновенно звучат и испещренное цитатами исследование Ирины Сироткиной про культуру танца, изданное в «НЛО», и заметки Андрея Рубанова про ежика на дачном участке. Вернувшись в Москву, мы с Ирой открыли серию вечеров «Перо и варган», где собирали в дуэты московских литераторов и варганистов, и на третьем вечере цикла, организованном уже критиком Юрием Угольниковым, под варган читали палиндромы.
Что варганисту музыка – то Нетребке «тррр».
Чисто варганный концерт выдержать не каждому по силам. На вечере в клубе «Белые облака», где зрители расположились прямо на полу в расслабленных асанах, из трех выступавших дуэтов исполнить сугубо варганную музыку решился всего один. Писательница Ира Богатырева и фотограф Ольга Прасс высекали из варганов классические мелодии – это искусство они переняли у иркутского музыканта Владимира Маркова, уже исполнившего на варгане «Оду к радости» Бетховена и даже «4’33» Кейджа. (Говорят, мелодическим варганом увлекаются и в Австрии.) Актерский дуэт из Литвы «Дети выдры» гипнотизировал публику слонами и оленями Велимира Хлебникова. Методично зудел и устрашающе вжикал только дуэт «Турбодзен», почитаемый в варганной тусовке за звезд и именующий свой стиль игры «богатырским».
«Турбодзен» в трубе игрался – турбозвуком баловался.
«Я не представляю варган и Пушкина. Совсем не связано: слог другой. А Хлебников – он же экспериментатор», – комментирует свои литературные предпочтения Вячеслав Лукьянов. Вместе с Валентином Круликовским они работают в Русском драматическом театре Литвы, где играют графа Альмавиву и Алексея Вронского. Но с варганом и Хлебниковым выступают где придется: в клубах, на фестивалях под открытым небом и даже на олимпиаде школьников по русскому языку (впечатлили преподавательницу). В Москву «Дети выдры» приехали на фестиваль «Театральный альманах» в Центре имени Мейерхольда, где впервые выступили с варганом на настоящей театральной сцене перед сотнями зрителей. Что ничуть не поколебало Вячеслава в убеждении: «Чтобы мода пришла на варган – не дай бог! Ну представь, все играют на варганах. Я думаю, серьезный варганист перестанет этим заниматься». Московский театральный концерт запомнился ему не так остро, как уединенная игра на пирамиде в Мексике: «Ветер тебе в рот задувает, а ты шпаришь и тебя просто… разрывает. Там вообще земли странные, дымит всё, энергия. Места, не загаженные коммерцией, ширпотребом. Не Европа».
Варганист гарвардисту враг.
Усмешку по отношению к «восприятию, искаженному современной цивилизацией», можно встретить и на сайте группы «Турбодзен». Но именно поэтому от массового распространения варгана Николай Соболев и Максим Булыгин ожидают национальную пользу. «Варган раскрывает творческий поток, который есть у каждого человека, но нет привычки им пользоваться. А если каждый человек начнет заниматься творчеством плюс к этому добавится здоровый образ жизни – а варган этому способствует, – то что еще нашей стране надо?» Не получивший, как и многие варганисты, музыкального образования, Николай скептически отзывается о приемах академической педагогики, отбивающих охоту творить музыку самостоятельно.
К спонтанному творчеству варган располагает благодаря доступности первых звуков, самой компактности инструмента, который удобно носить с собой, как флешку. Но еще и благодаря своему внезапному возвращению в историю. Исключая Якутию и Норвегию, немного найдется на свете мест, где сохранилась бы непрерывная варганная культура. Традиционный, обрядовый инструмент замолчал на десятилетия и вдруг проснулся в руках веб-дизайнеров, инженеров, актеров, фотографов, литераторов – городского люда, которому остается или сгинуть, как рыцарям, в поисках аутентичного варгана, или основать культуру заново. «Может, мне бы этого даже хотелось – в русской среде это будет тоже признаком интеллигенции, как литература», – Ира Богатырева мыслит культуртрегерски. После эры литературоцентризма, дружно похороненного литераторами, вполне может наступить варганная эра – время музыки, электронной по звучанию и экологичной по происхождению.
Когда интеллигенция пересядет с книг на варганы, я перенаправлю свой критический поток на манифестацию варганной культуры. Вот и мой первый проект – варганные пословицы и скороговорки.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2290
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
5099
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2812
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
3243

Другие новости