0
6926
Газета Стиль жизни Интернет-версия

08.04.2014 00:01:00

На родине, но без гражданства

Тэги: история, петр столыпин


история, петр столыпин Николай Случевский (правнук Петра Столыпина). Фото автора

«Широк русский человек, сузить бы», – когда-то написал в «Братьях Карамазовых» Федор Достоевский. Интересно, предвидел ли он, как этот широкий русский человек всего через 30 с небольшим лет будет разбрасываться собственной культурой, историей, традициями? И людьми. После революции 1917 года Россию покинули более 2,5 млн человек. Кто-то успел уехать, только почувствовав роковые перемены, а кто-то спасался из уже охваченной огнем страны. Из первой волны эмиграции одни осели в Европе, другие уехали как можно дальше от большевизма – в Америку. Но те, первые, прозорливые представители аристократии и интеллигенции, как правило, смогли забрать с собой хотя бы часть своих состояний и обустроить жизнь на новом месте. Тяжелее пришлось тем, кто спасал себя и свои семьи в Гражданскую войну. Беречь имущество уже не было никакой возможности, и перед аристократией стояла одна задача – сохранить жизни своих родных.

Сейчас модным стало вспоминать Петра Столыпина, его реформы, анализировать их. И все чаще историки говорят о том, что, не погибни Столыпин в 1911 году, революции в России и ее страшных последствий можно было бы избежать. Но разговор сейчас не о нем, а о его семье, судьба которой так созвучна судьбам сотен тысяч человек.

У Петра и Ольги Столыпиных было шестеро детей – пять дочерей и один сын. Самый младший. В год революции ему исполнилось 14 лет. Судьба членов семьи премьер-министра сложилась по-разному. Старшая его дочь – Мария Петровна – вышла замуж еще при жизни отца и много времени проводила с мужем-дипломатом за границей. В начале 1920-х годов она родила дочь Екатерину. Вместе им суждено было прожить в Европе вплоть до конца Второй мировой войны. Екатерина была замужем дважды. Первый раз – за Юлиусом фон Реннекампфом, у которого было имение в Польше. Там он и погиб в 1945 году при невыясненных обстоятельствах. А три года спустя Рина (как ее называли в семье) вышла замуж второй раз. Ее избранником стал Владимир Случевский – потомок поэта Серебряного века Константина Случевского. Тогда же пришло приглашение ехать в Калифорнию. Его прислала подруга Марии Петровны, с которой они подружились, когда Столыпин был губернатором Саратовской губернии, – Маруся Кропоткина. Уезжали из Европы уже большой семьей: Мария Петровна, Рина со вторым мужем и ее сын от первого брака Гериг. В то время у них за душой не было ни гроша, но в Европе оставаться было нельзя, так как по договоренности с СССР австрийские власти должны были выслать на родину Владимира Случевского, который родился в Царском Селе. На родине его мог ждать только расстрел.

Из всей семьи только у Владимира не было Нансеновского паспорта, но его спасла собственная изобретательность. Чтобы прокормить семью, он делал самогон и продавал его американским военным, которые в благодарность достали для него бланк паспорта. Владимир заполнил его сам, а точную копию печати вырезал из кругляша картошки и поставил ее на бланк. Это спасло ему жизнь и позволило вместе с семьей уехать в Калифорнию. Там было уже много таких, кто большую часть жизни прожил в Европе и оказался в Америке без гроша в кармане.

После всего, что случилось, эти люди должны были ненавидеть Россию, которая отняла у них все. В эмигрантской среде таких людей было немного. Ненавидели красных, а о России вспоминали со слезами. Зарабатывали крохи, а лишние центы отдавали на строительство православных церквей.

Шереметьевы, Столыпины, Кропоткины… С потомками этих людей я встречалась в Сан-Франциско, и нам было достаточно комфортно общаться по-русски. Они говорят на очень особенном русском языке: с одной стороны, аристократически правильном, а с другой – с достаточно сильным американским акцентом. После падения железного занавеса многие из них стали  регулярно бывать в России, но скорее как гости, потому что российского гражданства у них нет.

4-8-1.jpg
Ольга Столыпина с дочерью Александрой (Ара)
в эмиграции. Фото из архива Николая Случевского

А что же другие дети Столыпина? Революцию пережили все, кроме дочери Ольги. В 1920 году на Украине ее – 24-летнюю молодую женщину – избили красные. Сестры и мать ухаживали за ней, но, несмотря на их заботу, Ольга не пережила побоев и скончалась. После этого трагического случая дочь Столыпина Елена вывезла мать, сестру Александру (Ару) и младшего брата во Францию. Еще одна дочь премьер-министра, Наташа, оставшаяся инвалидом после покушения на Столыпина в 1906 году, к тому моменту уже жила с мужем во Франции.

Никто из детей Столыпина в советскую Россию больше не вернулся. Наталья, Елена и Аркадий закончили жизнь во Франции, Ара – в Швейцарии. Их дети до сих пор живут в разных странах Европы. Из всех прямых потомков Столыпина только один – второй внук старшей дочери Марии, Николай Случевский, – вернулся на родину. Он живет в Москве и, подобно своему прадеду, болеет душой за сельское хозяйство. Он создал некоммерческое партнерство, которое на сельских территориях осуществляет социальные программы.

Однажды я спросила Николая, кем он, рожденный в Калифорнии и проживший там почти полвека, ощущает себя – русским или американцем. Ответ был неожиданным: «По этому поводу у меня полный компот в голове. С одной стороны, бытовая жизнь у меня была типично американская. С другой стороны, я очень многое по рассказам бабушки знаю о жизни своих предков. Она умерла в возрасте 100 лет, поэтому я очень хорошо ее помню, помню ее слова о чести, о родине, об уважении к людям и о прадедушке Столыпине, конечно. Теперь, живя в России, я все больше чувствую свою «русскость», но бытовая жизнь здесь мне пока не до конца понятна».

А потом я задала важный вопрос о том, хочет ли Николай попросить российское гражданство. Ведь правнук Столыпина – американский гражданин. И ответ его заставляет задуматься: «Я считаю, что не должен просить гражданство, ведь я не отказывался от него. Я считаю Россию своей родиной, но эта родина в свое время отвергла моих предков. Я бы хотел, чтобы мне вернули мое гражданство».

Сейчас уже поздно рассуждать, как так получилось и кто виноват, что Россия потеряла уникальный пласт собственной культуры, носителем которого было опрокинутое революцией дворянство. Но я думаю, что пришло время собирать камни и возвращать родину тем, кто, несмотря на все пережитое их семьями, не перестал любить Россию, кто живет ее радостями и горестями. А таких людей немало. И только через них мы сможем познать самих себя и восстановить связь времен.  


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1432
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3708
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2088
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2359

Другие новости